Индейцы Флориды. Система католических миссий

Игнат Костян
Эпоха Великих географических открытий дала возможность Католической церкви приступить к евангелизации в Новом Свете,  и проповедовать христианское учение с целью социокультурного преобразования местного аборигенного населения. Процесс христианизации индейцев в Америке неразрывно проходил с процессом ее колонизации. Это «колониальное предприятие», проводимое Испанией, Францией, Англией и другими странами было вызвано необходимостью в развитии европейской торговли, успех которой в первую очередь зависел от выравнивания менталитетов двух общностей, так или иначе «сталкивавшихся лбами» на американском континенте.
Для того чтобы приспособить менталитет аборигенных народов Америки к европейскому пониманию окружающего мира, потребовалось серьезное идеологическое «оружие», коим стало христианское учение, привносимое в массы «дикарей» на руках папистской Церкви.
«Католицизм в эпоху покорения Америки был основным оружием колониальной политики Испании, – писал Адриан ван Оссу. – Больше чем какой-либо набор экономических отношений, большем, чем язык, католическое вера влияла на развитие американо-испанской культуры, создавая наиважнейшее культурное единство, которое сегодня преодолевает  различные политические барьеры и национальные  границы, разделившие континент».
Несмотря на благие намерения миссионеров ордена иезуитов и пришедшим им на смену францисканцам, им не удалось в полной мере  решить задачу по обращению индейского населения Флориды в христианство. Причины неудач надо рассматривать в комплексе, однако это не является для меня принципиальной  задачей.  Важно отметить, что сегодня большинство авторитетных исследований, посвященных проблематике христианизации индейцев Америки, в унисон обвиняют  католицизм в якобы идеологическом насилии совершенном миссионерами по отношению  к коренным американцам в период колонизации Америки.
 Насилие,  осуществляемое конкистадорами испанской Америки, по словам исследователя Майкла Вуда, «привело ее аборигенный девственный мир к катастрофе, и остается одним из самых мощных примеров в истории завоеваний, когда одна культура разрушала другую под знаменами религии».
Начиная со второй половины ХVI века католицизм вторгся в уникальный по своему социокультурному типу мир коренных народов Флориды. В целях развития контактов с индейскими племенами, а также предотвращения колонизации Ла-Флориды другими европейскими державами, Испания приступила к созданию на ее территории сети католических миссий.
По правде сказать, Испания, ранее включавшая в свои владения территорию на юго-востоке современных США, в которую также входил и полуостров Флорида, никогда реально не осуществляла там долгосрочный и эффективный контроль, кроме как над большей частью северных его территорий, где фактически от Сент-Огэстина на северо-востоке и до Таллахасси на северо-западе полуострова, протянулась сеть католических миссий.
Мало кто знает, что миссия под названием Сан-Франциско появилась во Флориде за 150 лет до того как с таким же названием была основа миссия в Калифорнии. Миссии с названиями Санта-Крус, Санта-Каталина, Сан-Диего в ХVII веке сначала существовали в испанской Флориде, задолго до того как уже в ХVIII столетии миссии с такими же названиями появились в Калифорнии.
В начале нашего повествования (см. гл. «Колонизация Флориды») рассказывалось о первой неудачной попытке испанцев основать миссию в заливе Тампа-Бэй в 1549 году. Экспедиция отца Луиса-Кансера-де-Барбастро, направленная во Флориду из Доминиканы, сразу же при высадке в бухте была атакована индейцами токобага. Шесть недель отец Луис подвергался пыткам, находясь в плену у индейцев, в результате чего был убит, и в последствие Католической церковью причислен к лику мучеников.
Первая католическая миссия на территории Флориды была основана в 1565 году в пределах  форта Сент-Огэстин. В след за ней  в период с 1565 по1567 года на территории северных областей Флориды были основаны десять миссий, также располагавшиеся при фортах.
Крупные испанские поселения Сент-Огэстин, Сан-Матео, Санта-Элена  при которых функционировали миссии целенаправленно строились в гаванях, для того чтобы воспрепятствовать другим европейским державам установить в занятых испанцами областях свое управление.
Однако как мы уже знаем, положение испанских поселений было нестабильным и большинство фортов, а также католических миссий при них, были разрушены индейцами. Например, французы и индейцы токобага уничтожили форт Сан-Матео, истребив всех его жителей и военный гарнизон, защищавший эту крепость. К 1573 году свое существование продолжили лишь только миссии Сент-Огэстин и Санта-Элена.
В вышеуказанный период миссионерскую деятельность среди индейцев осуществлял монашеский орден иезуитов. Однако по причине систематических убийств монахов-миссионеров индейцами, не желавшими принимать христианские догматы, орден вынужден был покинуть Ла-Флориду и уступить место в миссиях францисканцам.
Орден францисканцев пришел в Ла-Флориду в 1573 году. Первоначально его деятельность ограничивалась территориями, прилежащими к форту Сент-Огэстин. Позже в 1587 году францисканцы стали привлекать в миссию индейцев гуале и тимукуа, проживавших вдоль Атлантического побережья, которые доставляли туда продукты питания, и ракушечник для строительства зданий. Постепенно индейцы стали использоваться как бесплатная рабочая сила в хозяйственной деятельности миссий: заготавливали в лесу древесину и на своих лодках доставляли ее в миссию, предоставляли испанцам услуги в качестве перевозчиков по рекам Сент-Джонс и Суони, а также строили дороги, связывавшие миссии между собой.
 Испанцы понимали, что жизнеспособность их поселений во Флориде зависит не только от поставок туда индейцами продовольствия, но также и от эксплуатации их труда. Для того данный механизм работал бесперебойно, испанцы всячески старались «обрабатывать» индейцев идеологически, вдалбливая в их сознание восприятие чисто внешних форм христианского вероисповедания, посредством чего подчиняли аборигенов своей власти. Таким вот образом происходило постепенное «приручение» индейцев.
Однако индейцы не понимали христиан, ибо дела испанцев противоречили тем «истинам», которые они насаждали среди аборигенов.
В этой связи, все без исключения коренные племена Флориды в начале исторической эпохи своего развития отчаянно сопротивлялись попыткам миссионеров оторвать их от традиционных верований.
Испанские документы сообщают о ряде индейских волнений на территории Ла-Флориды в период 1575 – 1785 годы. Причинами волнений были: жестокое обращение испанцев с индейцами, безудержная эксплуатация их труда и, конечно же, эпидемии.
Так в 1647 году против испанского владычества взбунтовалось все племя апалачи. Индейцы, связывали монахов и четвертовали их, после чего  все имущество миссий предавали огню, покидали свои города,  и уходили в леса, откуда осуществляли вылазки, нанося ущерб испанским поселениям.
В 1655 – 1656 годах, уставшие от домогательств миссионеров, подняли восстание ряд племен провинции Тимукуа.
На протяжении года в период 1696-1697 годы бунтовали индейцы миссии Сан-Сальвадор-де-Маяка. Они сожгли все здания и часовню миссии, а также убили монахов и некоторых из своих соплеменников, вставших на сторону испанцев, после чего ушли в лес, откуда на протяжении трех лет нападали на ранчо испанцев, располагавшихся вокруг миссии.
 Волны насилия по отношению к испанцам прокатывались одна за другой. Индейцы нападали на испанские поселения, громили миссии, убивали ненавистных священников, вынуждая белых людей покидать насиженные места и скрываться в лесах и болотах.
В период расцвета испанских миссий во Флориде индейцы, обратившиеся в христианство, не считались полностью порабощенными испанцами. Последние, учитывая этнопсихологические качества аборигенов, а также особенности их социальной организации, не позволяли себе в полной мере уничижать их собственное достоинство и низводить до уровня рабов, таким образом, как они поступали с индейцами в других регионах Нового Света.
Однако, такого рода «тактические уступки», далеко не всегда имели позитивный результат, отражавший симпатии индейцев по отношению к миссионерам. Если, испанская администрация и отцы миссионеры «перегибали палку», например, в навязчивой форме заставляли  индейцев молиться и исполнять католические обряды, а также принуждали к непосильному труду, то индейцы сразу же адекватно реагировали, поднимая восстания.
 Данные археологических исследований, проводимых в местах расположения католических миссий, свидетельствуют о том, что индейцы тем или иным образом попавшие в систему миссий жестоко эксплуатировались. Человеческие останки аборигенного происхождения имеют явные следы насилия: перебитые позвоночники, переломанные руки,  ребра, артриты суставов и остеопорозы, а также следы перенесенных инфекционных заболеваний.
Период первых 15-20 лет контактов индейцев с испанцами отразился и на материальной культуре аборигенов. Унылые рисунки керамики, конфигурация  индейских украшений указывают на некоторый упадок их культуры. На предметах индейского быта явно лежал отпечаток великой скорби, которую они испытывали. Видимо уже тогда индейцы на метафизическом уровне чувствовали угрозу своему затерянному миру, которую несла за собой европейская цивилизация.
Действительно, с началом 1600-х годов  наступил период, который в истории Флориды назвали «периодом миссий». Это время считается благодатным для ордена францисканцев, который расширил свое влияние среди индейских народов. Миссии францисканцев растянулись от земли племени тимукуа на запад до территории, занимаемой индейцами апалачи.
В это время монахи-миссионеры помимо своей основной функции – проповеди Евангелия, стали выполнять еще и исследовательские задачи. Исполненные духом мужества, миссионеры самоотверженно шли в города индейцев, для того чтобы не только свидетельствовать о религии белого человека, но и описать их образ жизни: традиции, верования, и в целом элементы их культуры.
 Если быть совершенно объективным, то необходимо было бы отметить, что работа францисканцев по евангелизации индейцев Флориды и, скажем, такая же их работа, проводимая спустя столетие среди индейцев Калифорнии, несравнимы между собой, хотя и имеют общие черты.
 Индейцы Флориды в отличие от калифорнийских аборигенов, с монахами-миссионерами не хотели иметь ничего общего. Лишь только отдельные племена в северной части полуострова были готовы приглашать  к себе монахов и выслушивать их проповеди. Племена южной части Флориды, вплоть до исчезновения с карты истории так и остались нехрестианизироваными.
Поскольку флоридские племена в большинстве своем отторгали миссионерскую деятельность францисканцев, то испанской Короне пришлось пойти на крайние меры. Перед орденом была поставлена задача, «огнем и мечом обращать в христианство» те племена, вожди которых не соглашались мирно сотрудничать с миссионерами. Корона требовала безусловного идеологического подчинения индейцев своей власти.
Таким образом, к 1635 году на территории Флориды возникла 41 францисканская миссия. При миссиях, по данным испанских источников, числилось более 30 тысяч индейцев-неофитов.
Территория, на которой располагались католические миссии, охватывала северную часть Флориды и юго-восточную часть современного штата Джорджия и подразделялась на четыре провинции, то есть там, где миссионерская деятельность в большей степени себя проявляла. Термин «провинция» использовался испанцами исключительно для обозначения территории обитания того или иного крупного племени, которая не имела четко выраженных границ. К тому же в систему вождества крупных племен подпадали и малые индейские народы Флориды, что в итоге обязывало испанцев формировать систему миссий по территориальному признаку. Местность обитания того или иного крупного аборигенного народа, доминировавшего на территории де юре становилась административной единицей. Провинции, включавшие миссии на территории народа доминанта именовались его названием. В состав миссий доминирующего  племени принимались также и индейские группы тех малых народов, которые не говорили на языке основного племени.
И так, система католических миссий во Флориде в период второй половины ХVI века и до начала ХVIII века представляла разветвленную сеть испанских поселений, в основном сосредоточенных в северной, северо-западной, северо-восточной и центральной части полуострова, подразделявшихся на четыре главные провинции: Апалачи, Тимукуа, Мокама и Гуале.
Провинция Апалачи (Apalachee) включала всю северо-восточную и северо-западную части современной Флориды. Миссии этой провинции окормляли доминирующее на территории племя апалачи, города которого преимущественно располагались на севере-западе полуострова.
 Первые два представительства францисканцев на земле индейцев апалачи были основаны в 1633 году монахами Франсиско Мартинесом и Педро Манозом. Спустя пять лет эти представительства преобразовались в  одну большую миссию Сан-Луис-де-Инхаяка (San Luis de Inhayca), которая находилась рядом со столицей вождества племени апалачи городе Инхаяка (сегодня на этом месте расположен город Таллахасси – столица штата Флорида – И.К.). Неизвестно почему, но в 1656 году эта миссия была перемещена на другую по высоте вершину. Вслед за этим  верховный вождь апалачи, решил переместить туда же и свое селение. Как свидетельствуют испанские источники: «…король согласился перенести свою деревню непосредственно к миссии, по причине того, чтобы  быть под защитой  христианских солдат (военного гарнизона при миссии – И.К.). Там он построил «касса фуэртэ» (укрепленный дом – И.К.)». В 1675 году эта миссия была переименована в Сан-Луис-де-Талимали (San Luis de Talimali).
Францисканские миссионеры с уважением относились к культуре и традициям народа апалачи. В этой связи на территории миссии, органически слившейся с территорией индейского города, индейцы под руководством монахов построили часовню в самом центре городской площади. Часовню ставили таким образом, чтобы вход в нее и вход в индейский дома Совета, был единым. Монастырь и трапезную расположили вне круга городской площади.  Все это было сделано для того, чтобы  наряду с традиционными мероприятиями, проводимыми в доме Совета и на городской площади, индейцы по субботам и воскресениям могли принимать участие и в христианских богослужениях.
Испанские поселенцы, прибывавшие в миссию после 1675 года, поселялись в маленьких глинобитных домиках прямоугольной формы, которые устанавливались на деревянном фундаменте.  Крыши своих домов поселенцы как индейцы покрывали соломой или ветвями пальмы. Свои дома испанские поселенцы ставили ближе к площади, в то время как дома индейцев традиционно располагались по периметру города, ближе к внутренней стороне частокола, которым был огражден город.
Большую часть времени индейцы проводили на открытом воздухе, а  жилище использовали лишь только для сна, испанцы же наоборот, основное время проводили в своих домах.
Гарнизон миссии Сан-Луис-де-Талимали на протяжении всей истории ее существования варьировался от 12-25 солдат, лишь только в 1680 году увеличился до 40 солдат, в связи с участившимися волнениями индейцев.
 По переписи 1675 года под юрисдикцией миссии проживало 1400 человек испанцев и индейцев апалачи. В связи с тем, что среди испанских поселенцев, проживавших на территории мисси, было весьма мало женщин, испанские мужчины вступали в браки с индианками, что поощрялось францисканскими миссионерами, считавшими сей процесс одним из инструментов христианизации аборигенов.
В 1703 году индейцы мисси Сан-Луис-де-Талимали пострадали от эпидемии, в связи с чем, их численность значительно сократилась. К тому же миссия стала подвергаться набегам индейцев криков, которых подстрекали англичане – конкуренты испанцев на Юго-востоке. Крики в 1704 году осуществили ряд опустошительных рейдов, после чего миссия Сан-Луис-де-Талимали была полностью разрушена, а испанский гарнизон был вынужден эвакуироваться на восток под стены Сент-Огэстина.
Кроме миссии Сан-Луис-де-Талимали индейцы апалачи, а также родственные им подплемена окормлялись еще в 11 других миссиях, входивших в состав провинции Апалачи.
Провинция Тимукуа (Timucua) простиралась между реками Сент-Джонс на востоке полуострова и Суони на западе, то есть географически занимала северную, северо-восточную и центральную части Флориды, а также часть юго-востока современной Джорджии.
 Основным крупным племенем на территории провинции считалось племя тимукуа, состоявшее из 35 вождеств. К тимукуа примыкали группы подплемен, говорившие на различных диалектах их языка, в связи с чем, все племя делилось на западных и восточных тимукуа.
Первая миссией тимукуа была основана в 1565 году на территории форта Сент-Огэстин. Постройки миссии устанавливались на открытом грунте. Стены этих построек были идентичны индейским – каркас из прутьев, обмазанных глиной, крыши, покрытые сухими листьями пальметто, хотя большинство исследователей считают, что монахи покрывали крыши простой соломой. Полы в монашеских хижинах были глинобитными или песчаными. Часовня в миссии в высоту не превышала 20 метров. Вся территория миссии ограждалась частоколом, за которым находились другие постройки: хижины миссионеров, бараки для солдат гарнизона и трапезная с кухней.
В целом францисканские миссии на территории индейцев племени тимукуа  на системной основе стали возникать в период с 1595 по 1675 годы. Как правило, всякая из миссий располагалась в столице (в главном городе)   каждого из вождеств тимукуа.
Процесс христианизации тимукуаговорящих племен начался в 1594 году. Из Сент-Огэстина, по просьбе главного представителя францисканцев отца Маррона, двенадцать священников миссии направились во все концы страны тимукуа с целью крещения «заблудших овец» земли флоридской.
Среди тех двенадцати подвижников находился отец Франсиско Пареха, которому современные историки обязаны тем, что он первым описал обычаи и язык тимукуанских племен. До этого Пареха миссионерствовал на побережье Джорджии среди индейцев племени ямаси, и изучив их язык, составил основы христианской доктрины индейцев. Прибыв в земли тимукуа, он на территории островка Талбот расположенного к северу от Сент-Огэстина, основал миссию Сан-Хуан, где успешно реализовал свои наработки. После смерти отца Пареха в 1628 году его произведения, в которых он описывал культуру народа тимукуа, были опубликованы в Мексике и долгое время являлись невостребованными.
Помимо миссии Сан-Хуан, двенадцать францисканских подвижников основали  ряд других миссий тимукуа: Сан-Педро на острове Камберленд, Сан-Матео в устье реки Сент-Джонс и Санта-Лусиа-де-Aкуэра, к югу от мыса Канаверал.
Стоит отметить, что западные племена тимукуа, а также родственное им племя потано, в отличие от своих восточных собратьев, будучи весьма враждебными по отношению к испанцам, долгое время сопротивлялись христианизации, и лишь только в 1655 году были включены в систему миссий провинции Тимукуа.
 В целом, к середине ХVII века, по данным испанских источников численность христианизированных индейцев провинции Тимукуа, включавшей тогда территории северной Флориды, побережье Джорджии и Южной Каролины составляла 26 тыс. душ, в основном принадлежавших к племенам тимукуа, ямаси и апалачи.
На протяжении последнего двадцатилетия ХVII века мисси тимукуа постоянно подвергались нашествиям враждебных криков и части ямаси, которые поддерживали союзнические отношения с английским колонизаторами, стремившимися вытеснить с территории юго-востока испанцев. Англичане снабжали указанные племена огнестрельным оружием и боеприпасами, и те, практически беспрепятственно осуществляли военные рейды во внутренние районы Флориды, уничтожая города коренных флоридцев, находившихся в системе испанских миссий. Большинство индейцев флоридских миссий крики захватывали в плен и уводили на материк, где продавали в рабство на невольничьих рынках в Южной Каролине.
Причина столь стремительного поражения коренных индейцев Флориды от нашествия криков, заключается в преимуществе последних в вооружении. Испанские власти намеренно отказывались от поставок индейцам миссий огнестрельного оружия в целях самообороны, даже тогда, когда процесс их уничтожения криками стал необратимым.
В 1702 году союзные отряды англичан и криков напали на миссию тимукуа Санта-Фе (не путать с таким же поселением на территории американского штата Нью-Мексико – И.К.). Позже, в этом же году, английские солдаты при содействии южнокаролинских племен, и морского флота, уничтожили три процветающих миссии тимукуа, расположенных на  восточном побережье Флориды и направились к Сент-Огэстину – последнему оплоту испанцев. Крепость держалась до последнего, пока не подоспела испанская эскадра, предотвратившая уничтожение форта.
В 1704 году тысячи индейцев ямаси, катавба и криков, опять же при поддержке английских войск  вторглись в провинцию Апалачи и уничтожили все одиннадцать миссий, а также большинство городов индейцев этого племени, их апельсиновые рощи, и огороды. Священников и испанских   офицеров, захваченных в плен, казнили самым варварским способом – расчленяли на куски, а также сжигали на кострах.  В ходе этого рейда племена пришельцев уничтожили 1400 воинов племени апалачи, а выживших сделали рабами.
В 1706 году подобный рейд в страну тимукуа совершили союзные англичанам племена юго-востока, в ходе которого положили конец существованию всех испанских миссии располагавшихся на территории этой провинции.
Остатки некогда могущественного народа тимукуа небольшими отрядами из разных миссий ушли под защиту стен Сент-Огэстина, в окрестностях которого в 1753 году проживало около 136 чистокровных представителей тимукуа. Но после оккупации Флориды англичанами в 1763 году эти остатки тимукуа были изгнаны с этой территории и позднее растворились среди племен, которые пришли во Флориду с материка вместе с англичанами.
Провинция Мокама (Mocama) – третья по величине территория в системе испанских миссий во Флориде. Эта провинция включала районы к востоку от  устья реки Сент-Джонс, к северу до места впадения реки Алтамаха в Атлантический океан (река протекает в штате Джорджия – И.К.), а также к югу от устья этой реки до Сент-Огэстина на восточном побережье полуострова.
Провинция Мокама образована в 1565 году. Побудительной причиной ее образование  послужили мирные договора, заключенные испанцами с индейцами племен сатурива(ба) и такатакуру, после поражения их союзников французов в борьбе за форт Кэролайн.  Поскольку указанные племена проживали на территории вождества народа мокама, то испанцы назвали эту провинцию именем доминирующего племени мокама, включив ее в систему своих миссий во Флориде.
На территории провинции испанцы основали три крупных миссии: Сан-Хуан-дель-Пуэрто в форту Джордж-Айленд, где окормлялись индейцы племени сатурива, Сан-Педро-де-Moкaма на острове Камберленд, для индейцев такатакуру, и Санта-Мария-де-Сена располагавшуюся между первыми двумя миссиями на острове Амелия-Айленд (остров в округе Нассау, штат Флорида, самый южный в цепи островов, тянущихся вдоль восточного побережья США от Южной Каролины до Флориды – И.К.)
Система миссий провинции Мокама прекратила свое существование еще в 80-х годах ХVII века. Причина тому – инфекционные заболевания, а также постоянные войны, которые вели индейцы миссий провинции Мокама с племенами, проживавшими на севере, в Джорджии и Южной Каролине.
 Остатки племен юридически относившихся к миссиям провинции Мокама, были истреблены во время войны европейских государств за испанское наследство в Америке в период 1702-1713 годы.
К 1733 году провинция Мокама обезлюдела, и номинально существовавшие на ее территории вождества были настолько ослаблены, что не могли более противостоять английским завоевателям, и были вынуждены отступить к форту Сент-Огэстин, а оттуда, в 1763 году, на испанских кораблях эвакуировались на Кубу.
Ну, и четвертой территорией, где функционировала система католических миссий, являлась провинция Гуале (Guale). В большей степени земли этой провинции географически не относилась к территории полуострова Флорида, ибо границы провинции простирались тогда на север от устья реки Алтамаха, вдоль побережья современного штата Джорджия, и включали цепь  Морских островов (барьерные острова на юго-востоке Атлантического побережья США – И.К.).
 Название провинции происходит от наименования индейского племени гуале, которое проживало вдоль побережья современной Джорджии и Морских островов. Как мы видим, племя гуале по территориальности не относится к индейским народам Флориды, о которых идет речь в данном повествовании. Однако, стоит отметить, что после разрушительного воздействия инфекций и серии колониальных войн,  остатки этого племени мигрировали во Флориду в конце ХVII, начале ХVIII веков. После миграции произошло смешение (этногенез) гуале с рядом других пришлых во Флориду аборигенных народов, в результате чего они стали позиционироваться как индейцы племени ямаси.
Миссии провинции Гуале постигла та же участь, что и миссии провинции Мокама, они были уничтожены за период 1675 – 1684 годы племенами ирокезоязычных индейцев весто, обитавших на юго-востоке современных США, которых поддерживали британские колониальных власти Южной Каролины и Вирджинии.
В 1680 году разграблению индейцев весто подвергалась миссия Санта-Каталина-де-Гуале, основанная францисканцами в 1602 году на острове Святой Катерины (один из островов у побережья Джорджии – И.К.). После нападения миссию перенесли южнее на остров Сапело. Там четыре вождества индейцев племен тупайкуи, сапала, сатуаче и гуале объединились в одно вождество – миссию Санта-Каталина-де-Гуале, в результате чего традиционная иерархическая система присущая структуре классического вождества была утрачена.  Но, несмотря на то, что власть титульных кациков стала чисто номинальной, клановая система продолжала функционировать еще долгое время.
 Однако и на новом месте обитателям этой миссии было сложно выстоять против отрядов индейцев весто. Форт миссии, построенный из камня, не стал преградой для трехсот воинов весто, а гарнизон, состоявший из 6 испанских солдат и 40 индейцев-неофитов быстро пал при первом же вражеском налете в 1683 году.
В следующем 1684 году миссия Санта-Каталина-де-Гуале была перенесена на остров Амелия-Айленд, относящийся сегодня к территории современной Флориды, где в виде трех поселений: Санта-Каталина-де-Гуале, Сан-Фелипе, и Санта-Клара-де-Тупайкуи, просуществовала до 1702 года – времени вторжения в испанскую Флориду англичан. После уничтожения миссии уцелевшие жители ушли под защиту форта Сент-Огэстин.
Стоит отметить, что в связи с сокращения коренного населения Флориды в ХVII веке, миссии самых крупных испанских провинций Апалачи и Тимукуа, расположенные по линии Сент-Огэстин – Апалачи были постепенно объединены в одну большую провинцию Тимукуа, границы которой простирались от Атлантического океана, до реки Аукила (река берет начало на юге штата Джорджия, проходит через регион Биг-Бенд во Флориде и впадет в Мексиканский залив – И.К.).
Исторически считается, что в числе одного из первых обращенных в христианство племен коренных флоридцев, являлось племя маяка (мayaca) проживавшее в центральной Флориде в районе современного города Сент-Джонс в речной долине южнее озера Джордж. Исследователь ранней Флориды Эрнандо-Эскаланте-де-Фонтанеда причислял маяка к народу аис, который занимал часть территории у побережья Атлантики, и юго-восточные поселения которого, граничили  с племенными землями маяка.
Францисканские монахи, как сообщают испанские источники, посетили племя маяка в конце ХVI века, обратив в христианство кацика и его родовой клан.
 Миссия маяка Сан-Сальводор-де-Маяка была основана позднее, в 1655 году на восточном берегу реки Сент-Джонс и является одним из старейших поселений испанцев во Флориде после Сент-Огэстина. Вокруг миссии к 1680 году был выстроен форт Антонио-де-Анакапе, ставший впоследствии важной стратегической базой испанцев на полуострове.
К 1689 году в миссии Сан-Сальводор-де-Маяка проживали 150 индейцев-неофитов (30 семей) принадлежавших к племенам маяка, малос и чачисес. В этой связи испанцы на территории Флориды учредили еще одну провинцию – провинцию Маяка, которая в последствие была включена в состав провинции Тимукуа.
Что же касается миссии Сан-Сальводор-де-Маяка, то она была уничтожена в 1708 году индейцами ямаси и союзными им англичанами. Выжившая часть неофитов из вождества маяка, бежали под защиту миссии Сент-Огэстин, другая часть, отправилась на юг, и обосновалась на восточной стороне озера Окичоби, где продолжала сопротивляться нашествию англичан вплоть до 1743 года в союзе с племенами хороро и бомто.
После успеха достигнутого францисканцами в деле обращения в христианство народа мокама, испанцы основали ряд миссий в среднем течении реки Сент-Джонс, на территории, занимаемой индейцами ютина. Условно эту территорию испанцы назвали провинция Агуа-Фреска (Agua Fresca) (пресноводные). Этим термином испанцы обозначали индейцев тимукуа, проживавших в нижнем течении реки Сент-Джонс, то есть у пресной воды, в отличие от тех тимукуа, которые жили у побережья океана. Поскольку индейцы ютина разговаривали на одном из тимукуанских диалектов, то термин пресноводные закрепился и за ними.
Аналогичным образом испанцы поступили и при учреждении провинции Потано (Potano) и Акуэра (Acuera), расположенных в северо-центральной части Флориды, а также провинции Юстага (Yustaga) на северо-западе полуострова.
 Все вышеуказанные провинции, а также миссии на их территории в ХVII веке были присоединены к провинции Тимукуа, поскольку племена в ходившие в состав указанных малых провинций разговаривали на диалектах языка тимукуа. 
Таким образом, подводя итог сказанному, необходимо отметить, что в период 1635 – 1675 годы, численность индейцев, проживавших в системе испанских миссий, постепенно сокращалась. Существенное влияние на это процесс оказали восстания против владычества испанцев, межплеменные конфликты, а также перенесенные индейцами эпидемии кори, оспы, чумы и других заболеваний. Если в 1635 году в испанских миссиях на территории Флориды было зарегистрировано 30 тыс. новообращенных индейцев, то к 1675 году их начитывалось всего 13 тыс. человек.
Система функционирования католических миссий сыграла решающую роль в ходе колонизации Флориды Испанией. Само по себе выживание испанцев во Флориде посреди враждебно настроенного аборигенного населения было бы немыслимым  без учреждения подобной системы миссий, которые являлись не только центрами катехезации индейцев, но центрами культурной, социально-политической и экономической жизни колонистов. Испанцы никогда не выжили бы, если бы не наладили элементарные коммуникационные отношения с местным аборигенным населением, от которого полностью зависели на протяжении всей истории своего пребывания на полуострове.
 Система миссий, если хотите, это один из самых толковых и эффективных способов обуздания и усмирения варварских племен, некогда придуманный испанцами для реализации своей колониальной политики в Новом Свете.