Правление Ивана Калиты с 1325 -Московский князь

Виктор Мартынов Булыгин
Великий князь Владимирский

В истории возвышения Москвы случайность всё время играет в прятки с неизбежностью. Четвёртый из пяти сыновей Даниила Московского, князь Иван, казалось, не имел никаких шансов занять отцовский трон. В лучшем случае он мог рассчитывать на крошечный удел внутри Московского княжества, а в худшем — на роль «безудельного» князя, вечного порученца своего могущественного старшего брата. Однако судьба распорядилась по-иному. Три старших сына Даниила (Юрий, Борис, Афанасий) умерли, не оставив наследников. Неожиданная гибель Юрия в Орде сделала Ивана московским князем. А ещё через два года новый поворот «колеса Фортуны» — тверской мятеж — вознёс его на престол великого князя Владимирского (21 ноября 1325 года). Теперь этот уже немолодой, но всё ещё ничем не отличившийся внук Александра Невского имел возможность показать, чего же он на самом деле стоит...
Правление Ивана Калиты  Князь Иван Данилович Калита, родившийся предположительно между 1283 и 1340 годами, с 1325 – московский князь, а с 1328 года князь владимирский смог заложить своей деятельностью прочный фундамент будущего экономического и политического московского могущества. Своё прозвище Калита (то есть, кошель) князь получил в народе за щедрость и богатство.
Внешняя политика Ивана Калиты

Главной заслугой Ивана Калиты современники и потомки считали установление долгожданного мира и порядка в Северо-Восточной Руси. В те годы, когда он был великим князем владимирским (1328-1340), прекратились опустошительные набеги на русские земли. Не было их и при его сыновьях Семёне Гордом и Иване Красном. Страна жила спокойной, мирной жизнью. Росли города, увеличивалось население, копились силы для будущих побед над «погаными».
Вот что говорит об этом летописец: «Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина великая на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского, и была с тех пор тишина великая по всей Русской земле».
Конечно, «великая тишина» не легко далась князю Ивану. Ему приходилось постоянно ездить к хану Узбеку, чтобы отвозить дань и ублажать подарками всех «сильных людей» в Орде. Каждая такая поездка продолжалась несколько месяцев и связана была с тяжкими физическими и моральными испытаниями. Не меньше сил отнимал и сам сбор дани в обнищавших русских землях. Ведь после тверского восстания 1327 г. ордынцы передали это трудное и опасное дело в руки великого князя владимирского. Местным князьям предписано было вовремя передавать ему причитавшиеся с них суммы и не иметь прямых контактов с Ордой. Однако они постоянно нарушали оба условия.
Для выполнения всех своих обязательств перед Ордой великий князь должен был найти правильный тон в отношениях с Новгородом. Это была настоящая «война нервов». Строптивые новгородцы под разными предлогами уклонялись от уплаты своей доли ордынской дани. Ещё труднее было собрать с них внеочередные, чрезвычайные налоги, которые время от времени требовал хан. По отношению к Новгороду Иван Калита успешно применял политику кнута и пряника. Он то пугал новгородскую знать вторжением своих войск, то задабривал её щедрыми подарками и почестями.
Внутренняя политика Ивана Калиты

Важной частью внутренней политики Ивана Калиты была борьба со всякого рода преступлениями. По сообщению летописи, он «избавил Русскую землю от воров и от разбойников». Есть основания полагать, что великий князь расправился не только с теми «разбойниками», которые гнездились по лесам и грабили купеческие обозы, но и с теми «ворами» из числа местной знати, которые расхищали собранную с населения ордынскую дань.
Культура при Иване Калите
  Архитектура при Иване Калите Кремль при Иване Калите. Московский князь Иван Калита (1320–1340-е годы), получивший титул великого князя, значительно расширил Кремль. Внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, он основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). и его сыновья - Архитектура Московского княжества:
Покровский собор, церковь Вознесения в Коломенском  Московский Кремль при Иване III. А.М. Васнецов Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде, Спасский собор Андроникова монастыря, Троицкий собор Троицкого монастыря Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.М. Васнецов
Религия:
Иван Калита был дальновидным правителем. Он понимал, что военно-политические успехи Москвы будут прочными лишь тогда, когда под них будет заложена идейная база. Иными словами, Москве нужна была своя идея, своё знамя. В ту религиозную эпоху подобную задачу можно было решить только при содействии церкви.
В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию из разорённого Киева во Владимир-на-Клязьме. Но и там он не обрёл покоя. Преемник Максима митрополит Пётр (1308-1326) постоянно переезжал из одной области своей обширной митрополии в другую. В последние годы жизни он обосновался в Москве. Иван Калита выстроил для святителя новое подворье и всячески выражал ему своё почтение. Довольный благочестием князя, митрополит Пётр своими руками за­ложил первый камень в основание московского Успенского собора.
Он отдал свои личные средства на строительство и завещал похоронить себя в этом храме.
Иван Калита добился того, что уже вскоре по кончине митрополит Пётр был признан святым. Гробница с его святыми мощами, находившаяся в особом приделе Успенского собора Московского Кремля, стала главной святыней Москвы.

  Друзья мои читатели, может быть Иван Калита и его сыновья помогут нам назвать их последователей  обороноспособности нашего уже Государства Российского ...