4. Бог или человек?

Юрий Козиоров
               Иоаннова вставка –
               Слова Божьего правка,
               Вековая затравка
               Против братьев Христа.
               Пусть пошло всё не гладко –
               Братьев жгли для порядка,
               Но явилась догадка:
               Бог один – три Лица.
                Аня Сергеева-Алекс

     В предыдущем очерке приводились слова Иосифа Флавия об учениках Иисуса, рассказывающих, что их учитель через три дня после распятия явился к ним живой, т. е. воскрес, и что он является Мессией, о котором возвестили пророки. Из Ветхого завета узнаем, что пророки о Мессии предсказывали, в частности, следующее:
     а) Михей (5:2): «...Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение от дней вечных» должен родиться в Вифлееме.
     б) Исайя (7:14) утверждает, что Мессия должен родиться от девы. Так написано в древнегреческом переводе (Септуагинте), но в еврейском подлиннике несколько иной текст, о чем мы еще будем говорить.
     в) Иеремия (23:5): «Вот, наступают дни, – говорит Господь, – и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле».
Коротко говоря, Мессия будет потомком царя Давида и станет очень хорошим царем.
     (г) Захария (11:12–13) говорит, что Мессия должен быть оценён в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма.
     (е) Исайя в гл. 53 пророчествует о страданиях, смерти и воскресении Мессии.
Ветхозаветные пророчества и рассказы учеников Иисуса явились основой всех четырех евангелий Нового завета, где жизнь Иисуса Христа подается как исполнение перечисленных пророчеств. Именно по этой причине еврейское Священное писание было включено в христианское Священное писание, несмотря на то, что многие утверждения первого противоречат последнему.
     Заметим, однако, что в пророчествах идет речь о потомке царя Давида, который родится от девы и, пройдя через страдания, смерть и воскресение, станет царем Израиля. Да и само слово «мессия», т. е. «помазанник» говорит о царе или первосвященнике: ведь помазывали на царство и на первосвященническое служение.
     Иудейские семьи были очень усердны в отношении генеалогических записей, особенно те, которые числили за собой происхождение от царской линии. И Мария, мать Иисуса, и Иосиф, его отчим, вели свое происхождение от царя Давида, по этой причине Иисус рассматривался своим окружением, как законный претендент на царский престол Давида. (Кстати, Ирода Великого и его сыновей евреи никогда не признавали законными царями, поскольку Ирод не был потомком Давида и даже евреем был лишь наполовину.) Сам Иисус не заявлял каких-либо претензий, скромно ожидая знамения от Бога, но все-таки заготовил правительство будущего царствия из двенадцати членов – по числу двенадцати племен, или, как тогда говорили, «колен» Израиля. Члены этого правительства, названные впоследствии апостолами*, не считали нужным утаивать от людей царское происхождение Иисуса, что не могло не дойти до прокуратора Понтия Пилата, который при распятии Иисуса приказал вырезать на его кресте на арамейском**, греческом и латинском языках: «Царь иудейский». Тем самым прокуратор письменно извещал евреев, что жизнь их царя пресекается и что теперь у них нет другого царя, кроме римского императора.
     После гибели Иисуса его ученики, а потом и евангелисты пошли, однако, дальше, объявив, что Иисус не просто Мессия, т.е. помазанник (по-гречески Христос), а «Сын Божий», родившийся от Духа Святого, откуда легко было вывести, что он сам является Богом, что потом и было сделано. Возникло множество легенд о чудесах, которые творил Христос. Легенды возникали и после создания Нового завета и нередко добавлялись в него переписчиками. Такова логика тех времен: если Бог, то должен творить чудеса. То, что Христос не стал царем Израиля, как должно было бы быть «по слову пророка», евангелисты объясняли тем, что его царство «не от мира сего».
     Появление новых богов – Духа Святого и Бога-Сына вызвало критику как богословов-иудеев (так называемых «книжников»), так и языческих философов, приверженцев монотеизма (единобожия). Ответом на эту критику стало объединение трех богов в одного, закрепленное 1-м Вселенским собором, происходившим в городе Никее (недалеко от Константинополя) в 325 г. Никейский собор был организован императором Константином***, обеспокоенным постоянной борьбой между различными толками христианства, которая не ограничивалась словесными и книжными спорами, но доходила до кровопролитных схваток на улицах и будоражила всю империю.
     Основная полемика на Никейском соборе разгорелась между александрийским епископом Александром и пресвитером одной из церквей той же Александрии Арием, который утверждал, что Христос сотворён Богом-Отцом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему по божеству. Арий имел большое число приверженцев, но большинством голосов прошла другая точка зрения: Иисус был объявлен Богом, рожденным от Отца прежде всех веков и равным по божеству двум другим ипостасям – Богу-Отцу и Святому духу. Догмат о Троице был закреплен последующими соборами, но борьба противников этого догмата (антитринитариев) не прекратилась и не прекращается до сих пор. Во введении мы говорили о книгах Штрауса и Ренана. В этих книгах утверждается, что Иисус имел смертных отца и мать и являлся человеком, но при этом великой и светлой личностью, проповедником, учившим, что Бог милосерден к людям, а не такой жестокий и несправедливый, каким его представляет Ветхий завет, и что люди также должны любить друг друга.
     В XVI в. известным антитринитарием был знаменитый ученый и врач Мигель Сервет, описавший малый круг кровообращения****. Из-за своих трактатов «Об ошибках троичности» и «Восстановление христианства» он вынужден был скрываться, но в конце концов был пойман в Женеве и по приказу Кальвина***** сожжен в 1553 г. Эта казнь послужила толчком к многовековой борьбе за свободу совести.
     Антитринитарием являлся и выдающийся английский ученый Исаак Ньютон (1643–1727), излагавший свои взгляды на этот вопрос в письмах к друзьям и неопубликованных статьях, найденных только после его смерти. Была существенная причина, ввиду которой Ньютон не мог публиковать такие статьи: закон 1697 г. предусматривал за отрицание любого из лиц Троицы поражение в правах, а при повторении преступления – тюремное заключение.
     В России самым выдающимся противником догмата о Троице был, конечно, Лев Толстой, который писал: «То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо».
     Для рационально мыслящего человека, каковым несмотря на свою истовую религиозность был Лев Николаевич, формула 3 = 1 действительно представлась нелепой. Надо сказать, что христианские богословы разъясняют смысл этой формулы по-разному и все довольно неубедительно, а некоторые и не пытаются разъяснить, утверждая, что «это великая тайна Божества» и «ограниченным человеческим умом ее постигнуть невозможно» (С.Лавров, «Яко с нами Бог»). Церковь утверждает, что отрицание непорочного зачатия и божественности Христа разрушает христианство. Антитринитарии возражают, что, напротив, церковь разрушает христианство как монотеистическую религию, объявляя Христа Богом. Вот что пишет один из современных антитринитарев:
     «С Троицы начался возврат христианства к язычеству: к Троице присоединили «Царицу Небесную» Марию, затем  Премудрость Божию Софию, затем – три триады ангельской иерархии – от архангелов, серафимов и херувимов до персональных ангелов-хранителей, далее – огромный сонм святых и блаженных, почти неотличимых от грандиозного скопища индуистских богов. О каком единобожии в христианстве можно говорить, когда в храмах молятся не столько Богу, сколько тысячам икон святых «защитников» и «покровителей», каждому из которых можно найти соответствие в египетском, древнегреческом или индийском пантеоне?»******
     Основным доводом антитринитарев явиляется отсутствие в Новом завете какого-либо упоминания Троицы. Это беспокоило, очевидно, и защитников догмата о Троице, и в конце IV в. в Новом завете появилась следующая вставка: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1-е послание Иоанна, 5:7). Подложность этого фрагмента очевидна, поскольку в более древних списках послания, дошедших до нас, и во всех цитированиях до 2-й половины IV в. он отсутствует. Однако эту фразу до нынешнего времени неизменно используют для подтверждения догмата о Троице. Во многих современных изданиях Нового завета (но не во всех) «Иоаннова вставка» опущена.
     Для атеистов, разумеется, здесь нет никакого вопроса: если Бога нет, то и Иисус не может быть Богом, значит, является человеком. Те же, кто верит в существование Бога, приводят в защиту «человечности» Иисуса следующие соображения:
     1) Зачатие Христа без участия мужчины есть чудо, не имеющее рационального объяснения, а всякое чудо – нарушение незыблемых установленных Богом законов природы, значит, противоречит воле Бога (Штраус, Ренан). Утверждение о «непорочном зачатии» в Евангелиях от Матфея и Луки основано не на фактах (о фактах речь в следующих очерках), а на неправильно переведенном пророчестве Исайи (7:14). В еврейском тексте Исайя говорит, что Мессию родит юная женщина. При переводе на греческий (ок. 270 г. до н. э., Александрия), слово «алмах» (юная женщина) было переведено как «парфенос» (девственница). Этим переводом и пользовались евангелисты, говорившие и писавшие на греческом.
     2) О воскресении Иисуса известно только со слов некоторых апостолов, утверждавших, что видели его воскресшего, больше никому он не показывался, хотя его появление перед народом несомненно заставило бы поверить в его мессианство всех, включая и его гонителей.
     3) Бог должен бы был знать всю истину с самого начала, но из Евангелий видно, что Иисус не только учил, но и учился, и при этом его взгляды существенно менялись. Так, в начале своей проповеднической деятельности, он говорит апостолам «на путь к язычникам не ходите» и утверждает, что призван спасать детей Израиля, т. е. только евреев, но в конце служения считает (как увидим, не без влияния своей матери), что должен нести спасение всем людям, и посылает апостолов к тем же самым язычникам.
     4) Из собственных слов Иисуса усматривается, что он отделяет себя от Бога и, тем более, не равен Богу-отцу. Примеров тому довольно много, например такие:
     а) «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Лука, 18:18–19).
     б) Если бы вы любили меня, то возрадовались бы, что я сказал Вам: иду к Отцу, ибо Отец мой более меня (Иоанн, 14:28).
     в) «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Марк, 13:32).
     г) «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матфей, 5:8). Т. е. сам Иисус, говорящий народу эти слова, еще не Бог*******.
     Как говорил Иосиф Флавий, пусть всякий смотрит на эти данные как кому заблагорассудится.

_________________
*Апостол (греч.) – посланник.
**Разговорный язык Палестины того времени.
***Константин (272–337), Св. Равноапостольный – римский император (с 306 г.). Использовал христианство в своих политических целях, но сам крестился только перед смертью. В 330 г. перенес столицу империи из Рима в Византий (Константинополь).
****Мигель Сервет (1511–1553) считался первооткрывателем малого круга кровообращения до 1929 г., когда обнаружилось, что он использовал рукопись арабского врача Ибн-ан-Нафиса, содержащую это открытие.
*****Жан Кальви'н (1509–1564) – французский богослов, реформатор церкви, в Женеве фактически сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть.
******И.И.Гарин, Закат христианства и торжество Христа, Lambert Academic Publishing, Saarbrucken, 2014, 560 с. Глава из этой книги «Обожествление Иисуса Христа и канонизация евангелия» опубликована в «Проза.ру»:
http://www.proza.ru/2015/02/13/782
*******«Следует помнить, что иудейский Закон полностью исключает возможность того, что Иисус – Бог; Библия утверждает, что человек, увидевший Бога, не может оставаться в живых (Бытие,32:30; Исход,33:20; Второзаконие,5:26; Судей,13:22; Исайя,6:5; 2Коринфянам,4:4), т. е. Бога до тех пор, пока не установится в полноте своей Царство Небесное, видеть нельзя» (Руслан Хазарзар, Сын человеческий).