Размышления на конец декабря... или о праздновании

Филин Дмитрий
Кесарево кесарю, а Божие Богу...или размышления на окончание декабря...


Христос посреди нас!

Прогулялся до монастырской лавки за хлебом…
Покуда шел, слышал за забором (наш офис граничит с двумя крупными государственными учреждениями) звуки начавшихся корпоративов, и мне пришли на ум некоторые размышления о грядущих последних днях декабря. Ими, размышлениями этими, и желаю поделиться с вами…

Братья и сестры!

Так уж уготовано нам Господом, жить в такой век, когда информация обрушивается на нас почти в любом месте. Дома ли мы или гостим у кого-то, на работе ли с сослуживцами или просто идем по улице, дома ли пребываем с домочадцами или направляемся в храм – и там, если и не на богослужении, то после него новости разного свойства всенепременно нас подстерегают. А уж если включить телевизор или радио – то уж куда деваться-то…тут же обрушатся на нас с преизбыточной своей полнотой. Может быть, не так в монастырях, что далеко от городов, но тут мне затруднительно что либо с уверенностью сказать, потому как мирянин.


Вот и ныне – грядет гражданский новый год, и от новости сей затвориться мы не в силах. А надо ли? И если надо, то насколько, чтобы если не получить пользу, то по крайней мере не повредить себе и ближним? Вот это и станет предметом сегодняшних размышлений…

1. Прежде всего, надо нам осознать, что по сути своей гражданский новый год, как дата календаря, не несет в себе никакого языческого или богоборческого подтекста. Я говорю о дне сегодняшнем, а не о той цели, с которой вводился новый календарь в России. Надо исходить из того, что значительно больше половины наших сограждан, даже из числа тех, кто называет себя православными, являются людьми нерелигиозными. Они обмирщвлены и видят в этом дне возможность либо собраться за столом, либо, нарушив привычный распорядок жизни, отправиться ночью на каток или гулять по городу или в гости к ближним – встряхнуться, забыть накопившееся раздражение за весь рабочий год и разрядиться так, как они это умеют. Не стоит сейчас полемизировать о том, что раздражение вовсе не следует копить, и что застолье не способ от него избавиться – это известно нам, худо-бедно воцерковленным, а им иное пока не понятно и не известно.
Для них не существует поста, им не ясен его смысл (разве что пока им думается, что пост близок к садо-мазо извращениям, или он сродни диете – это им более понятно) и излишняя нравоучительность будет ими в эти дни особенно, воспринята в штыки и пользы не принесет. А вред принести может. И не только им, но и нам.

«А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне» (Мф. 6: 17-18).

Как нам исполнить эти слова Спасителя?
Да вот прям в буквальном смысле: в дни, столь важные для наших нерелигиозных ближних, надо проявить нам смирение и разумение.
Разумение в том, чтобы самим не разделить с ними ночные пиршества, Богу не угодные, и громкие празднования, в дни поста неуместные.
Смирением в том, чтобы не предстоять перед ними с кислыми лицами, и не бубнить денно и нощно о заклятых большевиках, празднованием нового года изгладившими из сердец россиян памятование о смысле Рождества Христова, о недосягаемой высоте и важности этого Праздника.

Мне видится, что за лучшее будет и их поздравить с новым годом и даже и подарки подарить небольшие, как знак внимания, и может, даже, где это возможно, и присесть за стол на короткое время, сохраняя для себя пост, но делая это по возможности в тайне. Но сотворить все это так, чтобы и Богу угодить и не человекоугодничать.


2. «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах.
И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий.
И говорит им: чье это изображение и надпись?
Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 15-21).


Часто даже православные из нас уподобляются фарисеям из притчи, пытаясь уловить либо тех, кто рассуждает о том, что вовсе не грех в гражданский новый год разделить стол и развлечения с окружающими, либо тех, кто говорит о том, что любое упоминание о дне этом без ненависти к нему, есть предательство Христа.

Но мы имеем на тех и других слово Спасителя: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Мы все живем в миру, в своем отечестве. Пока еще земном…Бог даст - и в Небесное каждый в свое время переберемся по милости Его. Но покуда этого не произошло, мы должны помнить, что имеем над собой и кесаря.

Календарь гражданский нас не обязывает к тому, чтобы следовать всем его рекомендациям и с жадностью отмечать все красные его даты. Но и игнорировать его мы не в силах. Кто глаголет о том, что целиком освободился от гражданского календаря, тот лукавит, потому как без оного ни билеты не закажет, ни к вылету вовремя не прибудет, прогуляет дни рабочие и явится к закрытым дверям магазина.… Так что целиком от гражданского календаря мы освободиться не можем – это кесарево.

А Божие – это когда мы свою жизнь духовную сообразуем с календарем Небесным – церковным. Когда свой распорядок подстраиваем с Праздниками, с постами и днями памяти святых, с Причастием и с подготовкой к нему, сообразуясь с тем, как нам помогает это понять Церковь Мать.

Есть праздники гражданского календаря, участие в которых нам можно сказать категорически не рекомендуется, потому как дни эти несут открытый богоборческий и богопротивный характер. Простейшим примером будут международный женский день или годовщина кровавой революции 1917 года.

Но есть праздники нейтральные по своей природе – день защитника Отечества или день Конституции России. И праздник гражданского нового года также относится к тем, что в существе своем не имеют ничего греховного. Греховными их можем сделать мы сами своим не богоугодным к ним отношением. Или мы можем придать таковым дням добрый смысл.


3. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

Но надо помнить - Богу полагается первая и лучшая часть.

«Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт. 4:4).

Потому погрузиться в застолье и безудержное веселие в гражданский новый год, а после, уставшим и захмелевшим, перекрестив лоб, упасть в кровать, будет решением ошибочным.
Чтобы отдать Богу первородное и лучшее, надо бы вечером помолиться в храме на богослужении, помолиться и попросить благословения на дни грядущие. Да, для нас этот день в настоящем своем понимании, новым годом не является – наш новый год – индикт, мы празднуем первого сентября (14 н.ст.). Но мы должны понимать, что Церковь с уважением относится к государству. Так мы знаем, что брак, зарегистрированный государством, хотя и не является союзом, освященным Богом, но уже и не является блудным сожительством.


«Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме... Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».


В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).


Так же и гражданский новый год, хотя и не является для нас праздником, но проявляя уважение к государству, Церковь благословляет в этот день совершать благодарственные молебны и испрашивать благословения Божьего на гражданское новолетие.

В качестве миссии, как пример иного понимания праздника и иного, духовного наполнения его, Церковь на усмотрение настоятелей храмов благословляет ночную Литургию в день гражданского нового года. И надо сказать, что это очень наглядная миссия в первую очередь для тех, у кого в семье есть как воцерковленные, так и невоцерковленные православные (а таких семей в нашей стране, наверное, большинство).

Отдав Господу лучшую часть этого дня, и благословив ястие, уже не будет грехом для каждого из нас отдать и кесарю (в том числе и ближним) их часть, избегая для себя самих всех излишеств – как в еде, так и в веселии. Так мы и заповедь соблюдем, и проявим любовь к ближним своим и не соблазном для них явимся, а живым примером к назиданию.


И не исключено, что через пару-другую лет, кто-то из тех, кто сегодня посмеивался над теми из православных, кто бой курантов встречал не с бокалом вина, а с Крестным знамением под возглас священника: «Благословено Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», станет рядом в храме и тем самым исправит стопы свои ко благоугождению Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава, честь и держава подобает со Безначальным Его Отцом, и со Святым Духом всегда ныне и присно и во веки веков! Аминь.

С любовью,
рБ Дмитрий

(http://filin-dimitry.livejournal.com/756862.html)