Жизнь или боярышник

Анатолий Просняков
Надо же оказаться в самом пекле. Мое рабочее место находится в районе Ново-Ленино, с которого началась череда смертей в Иркутске. Сегодня статистика  погибших -  75 человек, и еще много находятся в тяжелом состоянии.
Когда услышал на работе о происшествии из московских новостей, Иркутск  скромно молчал. Тогда говорили о двенадцати погибших. Прекрасно знаю систему распространения контрафактного спирта в Иркутске или как его называют – бутлегерство (незаконное производство и контрабанда спиртных напитков). Мой знакомый, тоже Анатолий, занимался этим уже давно. Он работал преподавателем физики  в лицее, потом перешел на алюминиевый завод. Интересно, что распространял он спирт в зоне Байкальского национального парка, там, где у меня есть зимовье. Это станция Андрияновская, на самом пике Байкальского хребта. Из окна моего зимовья – квартиры на втором этаже кирпичного дома – видна чаша Байкала. Дальше Трансиб спускается к озеру и проходит мимо остановочного пункта Поворот, где рядом с щебеночным заводом, даже не рядом, а под ним, внизу, расположен поселок  Ангасолка, в котором была квартира Анатолия. Вот в этих пунктах местные жители употребляли дешевый спирт, который изготавливался по техническим условиям на небольших заводах, а не по государственному стандарту на спирт-ректификат, используемый в медицинских и пищевых целях. Здесь остались еще заводы с советских времен – в Усолье-Сибирском (Тельминский завод) и в Тулуне. Да, это был спирт неправильный, но это был этиловый спирт. Он мог изготавливаться из древесины, даже из нефти – химических предприятий у нас хватает. Крупнейшие – в Ангарске, Зиме и Саянске.

Года три назад я взял пятилитровую бутыль спирта. Попросил водителя привезти, потому что в разговоре выяснил, что он взял неплохой спирт. Этот спирт стоит у меня в подполе. Иногда его использую. В основном, делаю настойки на травах – календулы, чистотела, мокреца. Можно делать кашицу из лопуха или какалии копьелистной. Спирт – хороший консервант, причем, лекарственные свойства растения сохраняются полностью.
На работе я занимаюсь с приборами. Иногда их надо протирать. Спирт хорошо отмывает жировые отложения, старую краску или чернила. Нередко протираю руки. На работе выдают спирт с примесью, бывало, что с рук попадет на губы – долго держится горечь. Поэтому и на работе использовал «домашний» спирт.
Там же, на работе, говорим о поставках нелегального алкоголя, я путаюсь в понятиях, спрашиваю: «Как правильно – бультлегер?» - мне говорят: «Да нет – бутлегер, от слова - бутылка». Пришлось дома залезть в Интернет и выяснить. Оказалось, что происхождение термина от английского слова «голенище». В гражданскую еще войну в США солдаты прятали запрещенный алкоголь в голенище.
Парни смеются надо мной:
- Это Петрович, у него штамп ИГ, вот он на своем молочном заводе делает метиловую водку. Штамп, который я ставлю на прибор, называется калибровочное клеймо, вот на нем оказались такие буквы – личная отметка. Молочный завод, где была найдена линия по розливу фальшивой водки, находится в Шелехове. Как-то летом мне нужно было купить садовую тачку. В поисках оптимального варианта я обошел все торговые точки – хозяйственные магазины вплоть до продбазы, находящейся в полутора километрах от центра. Люблю ходить пешком, а по своему городку сейчас приходится редко гулять – работаю в Иркутске в 20-ти километрах от Шелехова. И вот я прохожу мимо молочного завода. К его стене пристроены различные бутики, вплоть до проходной – ворота открыты. Я вижу тачки, стоящие у двух бутиков. Мне не надо никого спрашивать. Мой взгляд ловят и задают вопросы. Здесь меня поражает самая настоящая метаморфоза: словно я очутился в одной из южных республик. Вдоль этого ряда стоят чернобородые мужчины, довольные на вид, крепкие, привлекающие внимание проходящих окриком: «Эй, послушай, дорогой, что тебе надо, скажи, все найдем!». К тачкам я пригляделся: цена явно завышенная, поэтому останавливаться не стал и пошел дальше. Меня тогда поразило, что здесь такое сосредоточие нерусских людей – в других торговых точках не видел ни одного. Надо сказать, что не все такие уж по виду мусульмане с бородами - часть была с щетиной, типа недельной небритости. Вскоре об этом забыл, потому что тачку купил в том же месте, откуда начал прогулку – в хозяйственном магазине возле бани. Это меня позабавило.

Теперь я рассуждаю, ведь у нас есть основание провести расследование. Вероятно, молочный завод перекупили, так как он перестал приносить прибыль. Не так давно еще продавалось молоко в пакетах шелеховского производства. Купили явно не местные люди, а богатенькие приезжие. Кто это может быть? Самое вероятное, что – те, кто делает деньги неправедным путем. Линия по розливу спиртосодержащей продукции была, это уже доказано. Как я понял, далеко не «Настойка боярышника», а самая что ни на есть водка. Водка – по виду тары (стеклянная бутылка), по этикетке. Этой фальшь-водкой отравились люди. Вначале по местному телевидению увидел, как мужчина на больничной койке говорил, что выпил две рюмки водки, а не «Боярышника». Затем девушка рассказала, что со свекровью выпили именно водки. Свекровь скончалась. Но еще несколько дней все СМИ говорили только о «Настойке боярышника». Наконец сегодня «Вести» сообщили, что подозревают еще и водку.
Коммерсантам, любой веры или национальности, не нужно, чтобы его  продукция привлекала внимание государственных органов. Ведь прибыль – это главное. Мы знаем, что мусульмане не употребляют спиртное. Возможно, разгадка кроется в этом. Зная, что им этого не достанется, они бодяжили (разводили в емкостях спирт и другие составляющие, не только воду), не думая о качестве. Спирт, разумеется, был самый дешевый, но этиловый. Как встроился в технологическую цепочку метиловый спирт – два варианта: случайно и неслучайно.
Вчера ехал с работы в электричке. На скамью рядом сели две женщины. Одну из них знаю – работает в областной библиотеке имени Молчанова-Сибирского. Я засунул газету в сумку и прислонился головой к  окну, закрыв глаза. Целый день работаю с компьютером и приборами, а тут еще привычка в дороге читать газету «Аргументы и факты» да разгадывать сложный кроссворд с попутчиками. Надо глазам давать отдых. Женщины беседуют, и до меня доносится:
- Да ни в жисть не подумаю, что такое массовое отравление произошло случайно, явно целенаправленная акция…
Догадываюсь, что говорят только об одном. Да и как иначе? Ведь прославились на весь мир. Дальнейший разговор был неясным, разговаривали тихо.
Сегодня вновь - электричка. На соседнем ряду группа женщин громко смеется, склоняя слово  «боярышник». Весело. День траура в Иркутске. Люди продолжают умирать на больничных койках. Другие – благополучные, не пьющие, работающие, веселятся. Их не коснулось – прошло стороной.
Русские люди всегда находили причину для юмора, хотя большинство из них отсидело за анекдоты необходимый срок в сталинских лагерях. Не вытравить ничем из русских юмор, даже в трагичных ситуациях.


Эту настойку с оранжевой этикеткой «Боярышник» я покупал по 45 рублей в магазинчике возле станции Гончарово, находящейся на территории города Шелехов. Обычно я заезжал по пути на тяговую подстанцию, когда приходил срок калибровки щитовых приборов. А это раз в два года. Иногда приходилось заходить отдельно, но каждый раз я спрашивал продавщицу насчет качества жидкости. Продавщица отвечала:
- Да никто еще не умер, берут и пьют.
Разумеется, я объяснял, что мне нужно наружно для пожилого человека. У моей престарелой мамы были больные ноги. Мало того, что они были синие из-за плохих сосудов, они были поражены грибком. Но мама держалась стойко: постоянно смазывала мазями и спиртовыми настойками. Это ей помогало. Кроме этого, у нее была редкая болезнь, которую врачи назвали бы психическим отклонением. Однако мама реально ее осознавала. Она говорила, что в ней живет некая сущность. Так как это относится к материи, которую мы не можем измерить приборами, то я рекомендовал ей, как профилактику, тоже протирать спиртом. Спирт убивает всю патогенную микрофлору. Мама говорила, что ей помогало. Спирта требовалось много, поэтому я закупал дешевую псевдонастойку боярышника. Все прекрасно понимали, что боярышника там и в помине нет. Фактически это – оскорбление для замечательного растения. Если употреблять регулярно плоды боярышника в виде экстрактов, отваров и настоев (например, компот), то это приводит к долгожительству. Псевдонастойку, кстати, на уровне потребителей называли «брынцаловкой», так как она выпускалась фирмой под руководством предпринимателя Брынцалова. Эту фамилию впервые я услышал в 90-е годы. Предприниматель стал тогда знаменит тем, что носил швейцарские часы стоимостью сто или двести тысяч долларов.

Леонид, слесарь контрольно-измерительных приборов, пришел с обеда. Он обычно гуляет на свежем воздухе. Сейчас небольшой морозец, градусов десять. Говорит, что из-под прилавка в магазине «Радуга» продают «Боярышник». «Радуга»  - сеть супермаркетов, есть такой и в Шелехове. Мужик взял бутылёк и заплатил. Продавщица что-то ему объясняла. А по ТВ передают, что киоски и магазины закрыты, все опечатано. Если душа горит, то можно. Таково кредо выпивохи. Даже страх смерти не остановит. Трупы до сих пор находят в подвалах, тепловых коллекторах и колодцах. Возможно, еще в квартирах найдут.
Леонид рассказывает, что на заводе «Радиоприемник» был работник, которого все называли Слон. Сейчас радиозавода нет – развалился в девяностые годы. Для паяльных работ делали жидкую канифольную смесь – канифоль, разбавленная спиртом. На радиозаводе делали заказы для оборонки. Следовательно, все делалось по инструкции и техкартам. Слон наливал стакан канифольной смеси и выливал в глотку. Весь рабочий день ходил веселый – спирт долго находился в организме.
- Прожил он долго, говорит Леонид, - уже завод помер, я работал в другом месте. Когда Слона вскрыли, в сосудах была липкая суспензия.
- Заканифолился, - говорят парни, услышав рассказ сослуживца.

Пост в «Одноклассниках»: «Еще 10 лет таких цен и зарплат, и государству не понадобится перепись населения – обойдутся перекличкой».
Это – звенья одной цепи. В благополучном обществе уважающие себя граждане не будут думать о водке, алкоголе или наркотиках, чтобы забыться и не видеть окружающий мир. Они будут вначале учиться, потому что государство дает возможность каждому; они будут стремиться работать, потому что они заработают на квартиру, чтобы создать семью и вырастить счастливых детей; деньги они будут беречь, потому что они смогут в реальном будущем реализовать свою мечту. А что у нас? Я работаю на железной дороге. У меня зарплата выше средней по РЖД (у которой выше, чем в России). Больше года я собираю на простую машину российского производства. Просто хочу купить новую «Ниву», чтобы ездить в лес. Об иномарке даже мечтать вредно. Если взять кредит в любом банке – значит залезть в кабалу. Почему в других странах кредиты имеют проценты в виде небольших цифр – три-четыре-пять процентов. Например, в Японии в январе этого года процентная ставка по кредиту была 1,15%, а сейчас – 0,95%, то есть, не дотягивает до процента! Почему?
Ответ знают потребители суррогатной водки, поэтому и пьют. У них – безнадега. В небольших поселках, расположенных вдоль Транссиба, нет работы. Работу дает только железная дорога. В стране узаконено несправедливое распределение материальных благ. Начальник нашего предприятия, относящегося к РЖД, вышел на пенсию в этом году с «золотым парашютом» в размере 4 миллиона рублей. На один уровень выше – счет идет на десятки миллионов. Сравним зарплаты бюджетников – 31 тысяча рублей в официальной сводке – по России. На самом деле, педагогу, чтобы получать такое, надо работать на две ставки и еще подрабатывать. То есть, у него свободного времени фактически не будет. Одна ставка учителя в школе соответствует 12-13 тысяч. Это я говорю про Сибирь, где имеется районный коэффициент. О чем сможет мечтать учитель? Ему хватит зарплаты только на еду и коммунальные услуги. Мы знаем, что педагоги – трезвенники, они будут голодать, но суррогаты употреблять не будут. А вот менее культурные люди находят забытье в дешевых суррогатах.

Субботняя баня. Утром здесь собираются заядлые парильщики. Отдыхают после парной. Разговаривают, что молочный завод изготавливал суррогатную водку. Бывший заместитель главы администрации Степкин спрашивает: «Почему же тогда в Шелехове пострадавших нет?». Всегда есть два варианта. Или водка была нормальная или ее распространяли в других местах, зная, что напиток ненадежный.
Сошлись на том, что в следующую субботу, 31-го декабря, надо взять с собой шампанское – проводить Старый год.