Жизненные уроки

Баскакова Татьяна Васильевна
После сдачи  вступительных экзаменов, в конце августа, нам объявили общий сбор, чтобы каждый из нас получил направление на "отработку". Тогда это называлось так.

Кто-то из учебных заведений ехал на " картошку" ( это было более популярное занятие для студентов   того времени), а нашу группу технологов отправили работать простыми рабочими  на  птицефабрику.  И находилась она на самой окраине города.  Мне ежедневно  надо было добираться туда на двух транспортах.    Всё это было бы не настолько обременительно, но последний автобус  моего маршрута  ходил очень редко и надо было успеть подъехать  непременно к  указанному в расписании    времени. 
 Понемногу и  с этим смирилась,  приспособившись.  Особенным в моих  воспоминаниях-была сама работа.   Мы все надевали   халаты  и  повязывали  косынки.   Это  не была кристальная белизна материи.      Скорее   всего спец.одежда наша походила на застиранные тряпки.    Но  по  сравнению  с запахом,  который  в  большой концентрации  бил  в  нос  и начинало тошнить- это была  мелочь.   В  самый первый день, после краткого знакомства  туда  же  в цех нам всем  принесли горячие пирожки с  ливером.  Решили нас угостить.  Никому  в голову и не пришло  увести нас для их поедания в столовую или  в  раздевалку. 

Мне    не  удалось  их  поесть .  Пришлось отказаться.  Если вы  представите  большой цех  с клетками, в которых находились  живые куры,  при этом их было очень много, то не удивились бы находящемуся там запаху.  Наша работа заключалась   в  следующем-  каждый  из  нас  должен  был    открыть   клетку  с  курами,  умудриться поймать  там хотя бы одну  из них.   При  этом она трепыхалась  и  от неё   в разные стороны  отлетали  куриные  блохи.  А поймав,  открыть крышку  ящика, стоявшего  на  полу цеха  и затолкать  туда этого несчастного курёнка.  В  каждый ящик   надо было уложить  определенное количество кур.  Затем подходили мужчины и уносили эти ящики.
 С  работой  я  справлялась,  но  с  запахом думала никогда не смирюсь.  Но  пошла уже вторая неделя  нашей  работы там.  А так как,  пирожки  нам  по- прежнему приносили  из  другого цеха, мы   понемногу   свыклись и  с  запахом, и начали   их  поедать.   Голод-не тётка!    И я тогда  поняла ,  что человек может  приспособиться ,  пересилив  своё  я.   Из  двух зол  надо  было выбирать наименьшее.   Срабатывал   закон  самосохранения  - ведь мы  были голодны!   Но , пожалуй , не меньшим  злом  для нас  девчонок -это  было  ночное возвращение  домой.    После смены  мы  все  садились только на один  автобус,  а  затем уже каждая из  нас самостоятельно добиралась как могла.   Особенно  много  приставаний  со  стороны мужского пола было в троллейбусе, так как мне на нём приходилось ехать буквально через весь город, когда подвыпившие  мужички  разного возраста  возвращались  не  только  с работы, но и из питейных  заведений города.   

Не  обижали  меня ,  но  делали   разного  рода  предложения,   при  этом  допытываясь,  откуда я  еду  в столь поздний час.   Я  же молчала, как  партизанка -главное   было   не дать  к  себе  словесно  прицепиться.   И  всё-таки, однажды, вышла на своей остановке  с  молодым  мужчиной.  Такое  совпадение за время моих поездок   было единственным.  Спросил меня -где я живу и  пошёл меня провожать.  Слава богу до моего дома было всего метров  тридцать.   Пригласил меня  к себе домой -попить пива.  Ответила ему, что ничего никогда не пью и что мне очень некогда, так как меня ждёт, не спит, моя тётя.   Буквально залетела на свой второй этаж и позвонила в дверь, где ждала меня  всего лишь такая же студентка.  По нашей договоренности, она никогда не ложилась спать, ожидая меня, и сразу же открывала мне дверь.  Я  быстро юркнула в проём двери. 

Всё, кажется  обошлось... Наша практика подошла, наконец-то к концу,  чему я была несказанно рада.  Начинались учебные занятия, то ради чего мы все   сдавали экзамены в это   заведение.     Уже намного  позднее, инцидент  с  пирожками  у меня произошёл в кафетерии города.  Купив их и положив на столик, отвернулась забрать чай. И когда   он был уже у меня  в руке, подойдя к столику, не обнаружила пирожков- украли.  Купить ещё дополнительно  было не на  что.   Жаловаться было некому.  Выпила чай и ушла голодная.  Так я получила  ещё один жизненный  урок.  Увы...