На рыбалку

Зюлёв Леонтий Михайлович
 
  Какой мальчишка в детстве не брался за удочку? В деревне ни одного не минула чаша сия. Пацаны - народ изобретательный, а если ты представлен сам себе в ту невеликую пору, когда ты уже достаточно большой, чтоб за тобой не нужно было присмотру, но не настолько, чтоб помогать взрослым наравне с ними. В это время увлечения не ограничены никем и ничем, разве что скудостью фантазии, да недостаточно развитым воображением. Тут можно и лётчиком себя представить, сидя на чердаке и выглядывая в единственное окно, как из кабины самолёта, и отважным мореплавателем Стивенсона, если читал его, а на прудике для гусей у дома есть плот. А если и нет, то как приятно его соорудить и отправиться, как Робинзон со своего острова в неведомые края по бескрайнему океану.

  Рыбалка же в детских увлечениях стоит особняком наравне со сбором ягод и грибов. Если научился ловить мелкую рыбёшку в своей речушке, которую можно перейти в любом месте, ты добытчик! Бабушка приготовит эту рыбёшку на листе в масле в русской печи так, что пальчики оближешь. Если же останется взрослым, которые придут поздно вечером уставшие и похвалят тебя, как кормильца, ты на седьмом небе от счастья. Ты встаёшь раньше всех и бежишь по росистой траве к заветному омутку занять клёвчее место и радуешься, что прибежал первым. Продирающие глазёнки друзья с завистью вынимают из воды твой кукан с рыбёшкой, трепещущей на нём.

  Прикрыв глаза, ты видишь огромную рыбину на крючке и борешься с ней, как с акулой. Пусть это плотвичка всего лишь в ладошку. Мечтается об уловах, о которых говорят взрослые и о рыбе, которую приносит дед с большого пруда. Огромную, золотую, ещё живую с вытаращенными глазами. Хочется съездить со взрослыми на настоящую реку Каму, откуда привозят лещей с огромное блюдо, в котором мама подаёт пельмени для всей семьи! Но пока ты мал для такой рыбалки и тебя не берут, но время идёт, и в одно прекрасное утро папа говорит тебе:
  - Собирайся сынок, в колхозе кончились все летние работы и дают грузовик съездить на Каму. Лещ пошёл.
  - А на что мы там будем ловить? Моя удочка, наверно, маловата?
  - Увидишь сам, как рыбачат настоящие рыбаки.

  Команда собирается быстро и все лезут в кузов ЗиСа, которым правит дядя Вася - шутник и балагур. Он зовёт тебя в кабину, но ты не соглашаешься. Ты большой и поедешь в кузове наравне со взрослыми. Дядя Вася понимает восторг пацана и рулит в гордом одиночестве.

  До реки далеко. Мужички пристраиваются, кто как может и спят, дожимая короткую ночь, а ты все два часа вертишь головой на осенние красоты и новые деревни. Ты ещё ни разу не уезжал из дому так далеко.

  Машина взбирается на пригорок с которого видна полоска воды на горизонте и она всё ширится, и ширится, и когда машина выезжает на берег, другого берега не видно. Да это же не река, а всамделишное море, вот бы сюда плот с парусом!

  На берегу уже ждут папины знакомые и мужички, достав мешки с сетями, пересаживаются в катер. Моторист запускает машину и катер не спеша, отходит от берега. ЗиС на берегу становится всё меньше и меньше, и вскоре исчезает из виду. Приехали, или как говорит дядька-моторист:
  - Пришли.
  С катера спускают лодку и папа с мужиками, забрав сети садится в неё и отплывает. Часа два их нет и ты успеваешь облазить весь катер и познакомиться с дядькой - мотористом и он тебе даёт порулить. Ты держишься за настоящий штурвал, пока катер тихонечко приближается к берегу. Может ли быть счастье у пацана выше этого? Дядька разматывает с кормы удочку, ты разматываешь свою и - ура! Поплавок ныряет и что-то упругое трепещет на леске. Рыбка небольшая и удивительно похожа на саблю. Дядька поясняет:
  - Это - чехонь, иногда её и вправду называют сабля.
  Наловив почти ведро, вы с дядькой принимаетесь чистить рыбку. Дядька разводит костёр на берегу, приносит с катера огромную сковороду и жарит в ней на углях рыбу. Он жарит её без масла, но на сковородке полно его, рыбка такая жирная и только тут ты вспоминаешь, что завтракал дома, а уже порядочно времени. Дядька достаёт домашний каравай и ты уплетаешь пару рыбин с краюхой с таким аппетитом, что мама, которая всегда ругала тебя, что плохо ешь, подивилась бы.

  Тут возвращаются папа и деревенские, и наваливаются на гору жареной рыбы, в мгновение от неё остаются только скелетики. После обеда все мирно располагаются поспать. Спать не хочется и ты носишься по берегу как угорелый, но вскоре и тебя сморило и, устроившись у папы под боком, ты мирно посапываешь. Папа встаёт, укрывает тебя своим ватником, и мужички отчаливают проверять сети. Обратно лодка плывёт почти черпая воду бортами. Ты уже проснулся и помогаешь выгружать огромных широких золотистых лещей в катер, тут каждые руки на счету и ты на равных со взрослыми. В последнюю ходку папа берёт тебя в лодку и показывает, как ловится рыба. Не очень интересно, и даже жаль глупых лещей запутавшихся в сети. Лодку, чтоб не перегружать лишний раз, цепляют на буксир и она тащится за катером.      

     Машина на другом берегу становится всё больше и больше, пока катер не упирается в берег. Аврал! Все грузят сети и рыбу в машину, уже темнеет. Мужички расстилают на берегу клеёнку и мечут на неё всё, что припасли из дому. Выпив и закусив от души, довольные удачей, они травят рыбацкие байки и рассказы о разных случаях на рыбалке. То о соме - людоеде, то о щуке, таскавшей утят и настолько старой, что на голове у неё вырос мох. То, как однажды забыли сети и ловили рыбу руками, так её было много. Ты слушаешь, затаив дыхание и раскрыв рот.

  Совсем стемнело и пора ехать домой. Папа с мужичками прощаются с дядькой - мотористом, друзьями и грузятся в машину. Дядя Вася садится за руль, ты просишься к нему и хоть летом ты с ним катался сто тысяч раз, лезешь в кабину. Дядьке рулить лень, он устал как и все и сажает за руль тебя. Ты по-настоящему рулишь, пока тряска и ночь не убаюкивает. Остановившись, дядька укладывает тебя в кабине поудобнее и едет дальше. Просыпаешься ты от того, что машину сильно тряхнуло и дядя Вася громко матюгнулся. Машина стоит под знакомой горой, но почему-то не едет дальше, хотя деревня - вот она уже и избы видны, и свет в их окошках. Дядька ничего не может понять, что произошло. Вы вместе вылезаете из кабины. Дядька открывает боковину двигателя и, присвистнув, матерится вновь. Ты выглядываешь из - за него. Мотора на месте нет. Дядька кричит:
  - Украли!
  Из кузова таращатся сонные лица.
  - Васька, чего украли на ходу-то?
  - Мотор украли, - тихо говорит Василий присев на подножку. Вся ватага высыпает из кузова.

  Ты с дядькой отправляешься назад на пригорок, с которого скатилась машина. Отвалившийся мотор спокойно лежит в канаве. Это его переехало колесом и так сильно тряхнуло машину. Мотор работает, как и работал, на малых оборотах, когда был на месте: тук, тук, тук . Дядька чешет затылок, а от машины слышен громогласный хохот. Остальное ты досмотреть не успеваешь. Дав тебе в руки мешок с парой лещей, папа отправляет тебя домой.

  Много раз в жизни потом, бывая в разных местах, ты никогда не забудешь этой первой рыбалки и спокойно работающего в канаве, вывалившегося у нерадивого дядьки шофёра, двигателя. Тук - тук - тук...