времена года

Елена Николаенко 2
Красив сад осенью!
Утро прозрачное и прохладное. Жирные росы окутывают траву божественной влагой. Небо голубизны такой высокой, такой чистой,  какая летом не бывает. А от ветки к ветке протянуты струны паутины.
Кто сыграет на них высокую мелодию? Кто осмелится? Кто сумеет?
       
         А запах!

Чем пахнет осень в моём саду?  Влажной почвой и рыжими листьями, ещё сухими, ещё не прелыми. Это потом будет, когда пройдёт хрустальная пора Начала. Начало всегда прекрасно! Начало жизни, начало любви, начало открытия.У всех начал один запах - новизны, ожидания, предвкушения.
Это потом моя осень будет пахнуть дымом, жухлыми листьями, утренними туманами, похожими на густое молоко.

          А звуки!

Это вначале  звенит тишина, особенно ранним утром. Слышно только дыхание деревьев, цветов, стрекот цикад вечерней порой.
Но вот вы слышите хлопанье крыльев и протяжный крик улетающих птиц. Они летят так низко. Они собрались в стаи, отправляются в тёплые края, предчувствуя скорые холода и бескормицу.

Долго деревья, мои яблони, груши, вишни не хотят сбрасывать листву. Из них только вишни оголяются первыми. А яблони держат листву до последнего; даже первые морозы не заставят их проститься со своими платьями.
           Но вот уже и не первые морозы, и листья сбрасывает орех. Он могуч. Листья, как крылья крупной птицы, летят, и падают с таким звуком,будто железо о железо трется. Земля по всему саду этими листьями осыпана, толстым слоем.
Все голо, все цветы уже пожухли. Одни только маргаритки осенние - золотые шарики дубочков сияют ярким чистым цветом, радуя глаз. Они и под снегом сиять будут.

            И начинается слякотная пора. Бог любит наши земли, любит мой сад, поэтому эта серая унылая пора с хлюпаньем под ногами и длинными дождями - она короткая. Не успеет надоесть, как морозы схватывают землю в свои оковы.  Слабые морозы сушат землю,  лужи.  Благодатные ветры помогают в этом.

            Но вот приходит зима!

А в моём саду это белая сказка! Вот уже два года зимы снежные, морозные. Утром встанешь, отодвинешь шторы, а в окне солнце слепит, снег сверкает, будто тысячи алмазов кто-то разбросал. На градуснике - минус десять. Ни ветерка. Небо голубое. Тишина.
Выйдешь из теплого дома - глаза слепнут от белизны. А тишина!
             Иногда услышишь хруст снега - прохожий идёт, решил сад свой проведать, навестить. Или услышишь стук топора -это редкие жильцы, отважившиеся зимовать здесь, готовят дрова.

             А через день погода меняется: задует ветер, закружит метель. И наметет повсюду столько снега! Хватаю деревянную лопату, ещё папа ее сделал,  и чищу дорожки - к калитке от порога, и к туалету в дальнем углу сада. Пока прочищу одну,  засыплет другую. Иду по второму разу. А ещё подъезд надо чуть-чуть разгрести,  чтобы машина могла проехать. Вдруг сын приедет!

           А недавно, прямо дня за четыре до нового года случилась оттепель. И снег стал хорошо лепиться. Слепила я двух снеговиков: один большой - это женщина, другой поменьше- мужчина,  может это мы с сыном. Мне хотелось, чтобы веселее было, и я красками сделала им лицо: открытый поющий рот, зелёные глаза. У неё в правой руке метла,  в левой - тарелка, на голове красный платок,  а  на шее длинный шарф из двух синих чулков.

              Он в шапке с двумя бубонами, на шее тоже подобие шарфа, в руке - бутылка из-под пива. Оба они поют и лица их направлены мне в окно.  Как здорово получилось!  Как будто ко мне гости пришли. А перед окном, пока снег лежит, написала палкой:
            С Новым годом, любимая! Как красиво было!

            Утром я к окну подбежала - они смотрят на меня, но уже по лицу зелёные слёзы и рот пустой.Тает! Дня три стояли мои фигуры, ежеминутно меняясь: вот уже метла упала и тарелка на земле. Шляпа у него уже не на голове, а на тонкой шейке. Бедные мои! Последней упала бутылка, и все формы расползлись. Теперь под глубоким снегом лежат их аксессуары - платок, шарфы, шапка и метла. Жаль, что никто их не видел, кроме меня. Но и мне было весело.
           Чудесно зимой! Можно надеть старый тулуп и валенки,  и мутузить, валять друг друга в снегу. А можно с утра затопить любимую баньку, чтобы днём все прогрелось. Заварить чай с мятой, побрызгать стены бальзамом, а потом залезть на вторую полку и парить свои косточки, смахивая с бровей капли пота. Можно лупить эвкалиптовым или березовым веничком своего любимого, наказывая его за прошлое и будущее. А потом красными, дымящимися выскакивать за дверь, растираться колючим снегом, а ещё лучше упасть во весь рост в чистый глубокий сугроб на несколько секунд, а потом - снова в парилку, к мятному чаю. Красота!

          Хорошо зимой! Душа спокойна - клубника укрыта снегом, не замерзнет. Виноград благоразумно укрыт заранее от ледовых корок. Не страшно. Никому не страшно. Даже многочисленным синичкам, сорокам, галкам и воробьям нечего бояться голода. Всегда можно постучаться в окно и напомнить о себе забывшейся хозяйке. И тогда я бросаю им хлеб, семечки, или развешиваю кусочки сала. Пиршество начинается, а кошки, Дуська и Дымок, садятся на окно и с трепетом и замиранием смотрят через стекло на это безобразие.

           Наступает ночь. На улице включается заботливой рукой два фонаря - с южной и восточной сторон. Я поворачиваю кран АГВ по часовой стрелке, ложусь под толстое одеяло,  телевизор работает, кошки в доме. Слышно, как работает автоматика на котле  -  то включится, то выключится. Вперемежку между этими щелчками подает голос холодильник. Тихо и мирно тикают часы над головой. Сильнее всех старается ветер.: он гудит, свистит, завывает.

          А весна!

Весна начинается для меня в феврале. Кончаются беззаботные длинные вечера, и начинаются дни, полные хлопот и труда: готовится все для выращивания рассады. Многолетний опыт повторяется чтением журналов. И все гудит. А на дворе ветер старается, не хочет зима сдавать свои позиции. Но пройдут и эти дни, и придёт весна с водой и робким теплом.

           Когда на улице солнце светить станет, у меня на окнах уже вовсю рассада жирнеет. А самый плодотворный - апрель. Он греет, светит, ласкает, обмывает, к жизни пробуждает. Почки пухнут, толстеют, готовятся прорваться. Наступит день, когда произойдёт этот взрыв. Но до него надо многое успеть: обрезку сделать, опрыскивание раннее. Я во все оружии, я все успею.

            И вот уже цветут вишни. В белом дыму деревья, как невесты в фате. А яблони из голых, серых, однажды станут нежно-розовыми,  и понесется запах нежный по городам и весям. Груша позже всех зацветает. Как свечами покроется и пахнет дурманом сладким. Какая красота!

            Страшно только поздних заморозков, они каждый год норовят убить цветы, покрыть их тонким льдом. И тогда урожая не будет. Я готовлюсь непременно бороться с этой стихией - дымлю, опрыскиваю водой, хотя это и не помогает, вопреки книгам. Поэтому нет ничего лучше молитвы: отведи,  Господи,  не дай морозу вернуться на нежные цветы весны, не погуби!
            Просохла земля. Начались посадки. Вот уже май. Рассада спрятана под плёнку. Живи, расти.

            Ах, весна!

Вот уже одуванчики повсюду, солнышки первые. А сирень!  Душистые гроздья белой, темно-сиреневой, малиновой, голубой сирени бушуют по садам, расточая  запах сладкий,  дурманящий. Сиреневое море! И яркие тюльпаны как воины по садам стоят: красные, жёлтые, белые. А ирисы - бледно и ярко фиолетовые, лимонные, охровые распустили свои пышные бороды - пчел созывают.

         А дальше - лето. Ах, лето! Долгожданное, многообещающее, пышное. Ты неотвратимо, ты чудесно, ты плодотворно! Вот уже клубника вместо цветов краснеет на грядках. Первая, крупная, сочная. Вот и черешня гроздьями ветки пригнула. Ешь меня, я пришла! А пчелы гудят, стараются на яблоневых ветках и грушах. Вот уже и плоды завязались - маленькие, зелененькие. Растут.

            А моя лужайка зелёная перед окном! Так и тянет полежать на шелковой траве. Но ещё рано, земля сырая. Подождем. Сделаем пока цветник. Яркий,  разные цветы сами растут из земли, только рассаживай,  как твоей душе угодно. Вот и виноград оживает, листья выпустил.

            Лето! Летом гости бывают чаще. Вот и подруга моя с внучкой Аленушкой приехали. Я люблю, когда мы вместе. Три женщины: две бабушки и одна внучка-прелестница. Как сама весна - нежная, чистая,  как ручеек.
            Вот и жара пришла. Бабушка с книжкой уединилась в шезлонге. А мы с девочкой лежим на траве и разговариваем. Мы загораем. Солнышко сквозь листья черешни бережно греет наши тела, и мы, размякшие,   балдеем от счастья.  Она мне рассказывает, как прошла зима, какие были у неё успехи и удачи в первом классе, каких друзей она приобрела, и кто ее обижал.
          Она чирикает мне в ухо, поёт новые песни, новые стихи. Хорошенькая моя! Ещё, ещё услади мой слух. Задай свои сложные вопросы.  И я тебе расскажу про свою зиму,  научу новой песенке, или вспомню прошлогоднюю:

            Оранжевое небо,
            Оранжевая мама...

Я лежу, глаза прикрыла, млею, слушаю. Вдруг чириканье затихло. И я чувствую, как холодные тонкие пальчики нежно гладят меня по лицу. Сквозь ресницы я вижу склоненные надо мною глаза и слышу шепот:
           - Сладочка моя!
Внутри все замирает, я боюсь шелохнуться.
           - что я слышу? Кто это сказал? Это мне? Это я - сладочка?
И опять:   - Сладочка моя!!

Благодарные слёзы вырываются из глаз, я прижимаю  маленькое тельце к себе, целую ее в глазки, щечки. Хорошая моя! Я и слова такого не слышала никогда!

            Как же назовет меня родная моя внучка, и когда я смогу ее к себе прижать?