Ч. 2 Правда, окутанная ложью

Владимир Врубель
Предыдущая страница    http://www.proza.ru/2016/12/24/1662

Союзников интересовала судьба главного военного преступника, поэтому они добились сначала разрешения допросить командира подводной лодки, а затем американцы так нажали на аргентинское правительство, что оно передало им и подводную лодку, и её командира, которого поместили в лагерь для высокопоставленных немецких военнопленных в Вашингтоне.

Много недель, день за днём, следователи допрашивали обер-лейтенанта, но тот упорно стоял на своём. Подозрение американских следователей вызвал некомплект экипажа. Можно было предположить, что вместо отсутствующих моряков, на лодке находились пассажиры и груз.

Хайнц Шеффер доказывал, что он представил все документы, в том числе вахтенный журнал и карты с прокладкой, метеосводки погоды. Ему отвечали, что документы могли быть сфальсифицированы. Командир лодки утверждал, что он непричастен к потоплению бразильского крейсера, поскольку прибыл в Аргентину с полным боекомплектом торпед, все десять были на месте.

Американцы возражали, что на лодку могли быть погружены ещё четыре торпеды сверх комплекта. Но что меня удивило, когда изучал опубликованные материалы, так это отсутствие сведений о допросе остальных членов экипажа. Можно подумать, что кроме командира, на лодке больше никого не было, либо это не попало в печать.

Американцы организовали встречу Шеффера с Отто Вермутом, командиром подводной лодки U-530, которая пришла в Аргентину на несколько дней раньше, и так же сдалась аргентинским властям.

Следователи рассчитывали, что при встрече наедине подводники расслабятся и проговорятся. Камера, в которой они находились, была оборудована звукозаписывающими устройствами.

Но немцы оказались не лыком шиты, и ничего интересного, или ранее неизвестного, американцы не узнали из разговоров Шеффера и Вермута. Ничего не добились от Шеффера и англичане, которым его передали на несколько месяцев. В конце концов, Шеффера освободили, после чего он эмигрировал в Аргентину.

По словам Шеффера, он написал книгу для того, чтобы очистить своё имя от клеветы, которую на него возвели по поводу спасения Гитлера.

 Отто Вермут свою службу начал на эсминце в 1939 году. Затем он прошёл обучение и в сентябре 1941 года получил назначение вахтенным офицером на подводную лодку.
Германия несла колоссальные потери в подводной войне. Из 720 подводных лодок 640 отправились на дно. Из 40 тысяч подводников погибли 30 тысяч.

Людей катастрофически не хватало. Неудивительно, что 24-х летний Отто Вермут за четыре года прошёл путь до командира подводной лодки. В январе 1945 года его назначили командиром подводной лодки U-530.

Так же, как и Шеффер, он вышел в море из базы в Норвегии. Во время патрулирования израсходовал девять торпед, но безрезультатно: либо промахивался, либо торпеды не взрывались. Когда радист доложил ему, что Германия капитулировала, Вермут решил идти сдаваться в Аргентину.

Почти вся команда его поддержала.  После 130 суток пребывания в море подводная лодка вошла в аргентинский порт. В отличие от Шеффера, Вермут уничтожил все документы и вывел из строя двигательную установку. Он попал под такое же подозрение, что вывез из Германии Гитлера, Еву Браун и Бормана.

Четыре с половиной месяца подводная лодка шла в подводном положении. Крепкое здоровье было у Вермута, если он умер в возрасте 91 года. В рассекреченных архивах США опубликованы копии допросов Отто Вермута, восьми офицеров и старшин с его подводной лодки.

Из допроса следует, что подводная лодка не входила ни в одно соединение военно-морских сил, и приказы Вермут получал непосредственно из Берлина. Он отказался говорить о целях своего плавания, и согласился отвечать на вопросы о плавании, только начиная с момента капитуляции Германии.

Обер-лейтенант заявил, что не высаживал никого с подводной лодки на территории Аргентины, и не передавал на берег никакого груза. История подводной лодки U-530 довольно мутная. На корабле не было обнаружено никаких документов, и полагаться приходится только на слова командира и его команды.

Выяснилось, что когда 33-я флотилия перебазировалась во Фленсбург, командир флотилии корветтен-капитан Гюнтер Кухнке принял на себя во время перехода командование  подводной лодкой U-853.

Обер-лейтенант Вермут был на переходе старшим помощником командира лодки. Затем Кухнке поручил командование подводной лодкой U-530 Вермуту, а подводной лодкой U-853 – обер-лейтенанту Гельмуту Фрёмсдорфу.

Кстати, Кухнке, в 1955 году поступил на службу в военно-морской флот ФРГ и дослужился до контр-адмирала. Он умер в 1990 году. Заявление Вермута на допросе, что он, якобы, получал указания из Берлина, неправда. Все указания, как и остальные командиры лодок, входивших в состав 33-й флотилии, он получал от Кухнке.

Подводные лодки U-530 и U-853 должны были встретиться в назначенной точке вблизи побережья Нью-Йорка. Запас топлива на U-530 составлял 245 тонн, но лодку заправили топливом на 20 тонн меньше. Кроме того, лодку такого типа снаряжали 22-мя торпедами, а Вермут взял только четырнадцать.

На допросе 13 июля 1945 года в Мар-дель-Плата Вермут сказал, что 105-мм орудие он оставил на берегу, но по другим источникам стало известно, что он приказал сбросить орудие в море.

Некоторые исследователи связывают необходимость уменьшения груза топлива и вооружения с присутствием на подводной лодке оружия в виде небольших ракет с боеголовками исключительной разрушительной силы, которыми министр вооружений Шпеер обещал Гитлеру разрушить Нью-Йорк.

Высказываемые предположения, что подводная лодка отправилась в Антарктиду, и на её борту находился Гитлер, относятся к области фантастики.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/12/26/1791

На фотографии: Отто Вермут