История 8. О Рае

Мария Борбот
        Рая- мудрейшая из женщин. По крайней мере лично я более мудрых на практике женщин еще не встречала. И жизнь Раисы- прямое этому доказательство.
Рая родилась в многодетной семье. Четвертый по счету из шести детей. Отец Раи ушел из семьи, когда она была совсем ребенком. Ушел к молодой. Сам отец был председателем колхоза. Поэтому семья Раи даже после ухода отца оставалась в статусе зажиточных.
Зла на папу Рая не держала. Более того, они с братьями и сестрами ходили к папе пешком в соседнее село. Папа очень боялся свою молодую жену и прятал гостинцы детишкам где-нибудь в обусловленном месте под кустом. Если детишки не находили гостинец, значит молодая жена их опередила, и папе сильно за это влетело.
Все это Рая вспоминает с добротой и улыбкой. Ни одного злого слова ни в адрес папы,  ни в адрес его молодой жены она ни разу не сказала.
В возрасте восемнадцати лет Рая вышла замуж за местного красавца, который только вернулся из армии-Михаила. Миша был парень хороший, работящий. Но не романтик. Пожив с ним неделю, Рая решила вернуться к матери. Миша ее чем-то обидел. Он за ней не побежал, а мать дома сказала, что раз уж Рая вышла замуж, так пусть к мужу и идет. Теперь ее дом там. Раздосадованная Рая взяла у мамы банку молока и вернулась домой к Мише.
Вернулась хозяйкой положения. Пусть Миша и не романтик. Пусть он- голова, но Рая- шея. Она настояла на том, чтобы старый доим был снесен и построен новый. Под ее руководством их с Мишей домовладение стало одним из самых завидных на селе.
Уже много лет спустя Миша вспоминал, как он голодал. В раннем возрасте он осиротел и уже в десять лет начал работать и жить сам. Жил бедно и голодно, было послевоенное время. И как-то он шел по селу  и увидел, как девчушка, она же Рая, стоит прямо на улице и с таким аппетитом поглощает булку хлеба. Вот это роскошь. Конечно, когда отец председатель колхоза хлеб можно булками есть. Тогда о подобной еде Миша только мечтал. Да и подумать не мог, что эта девчушка когда-нибудь станет его женой.
Первая беременность Раи закончилась трагично. Родился мальчик- Коля. Пожил он всего лишь два часа. Потом скончался. Я часто посещаю его могилку. Колю похоронили рядом с матерью Миши. На могилке нет ни памятника, ни креста. Она представляет собой бугорок, поверх которого растут необыкновенно красивые сиреневые цветы. Как ковер. А зимой, когда цветов нет, могилка покрыта ковром темно зеленых веточек и листьев.
Второй ребенок Раи- ее гордость. Назвали мальчика Стефан. Как папу Миши, который пропал без вести во время войны. Для Раи это имя казалось необычным и неудобным для ребенка. Не как у всех. И первое время она называла сыночка: «мальчик». «Мальчик иди сюда», «Мальчик, ты голоден». По- моему это еще более дико, чем необычное имя Стефан. Мальчик вырос умным и самостоятельным. Первый в истории их села получил высшее образование и в довольно молодом возрасте стал директором крупного аграрного предприятия.
Третьей родилась дочка- Наташа. Она всю свою жизнь прожила с родителями. Как-то Наташа влюбилась и чуть было не вышла замуж, но Рая сказала, что у избранника Наташи большой нос. Наташа бросила эту затею, после чего ее ухажер женился. Больше Наташа так и не влюбилась. Но однажды призналась матери, что если бы Сергей (ее возлюбленный) развелся, она не думая, вышла бы за него замуж. Этого не произошло.
Произошло то, что разделило жизнь этой семьи на до и после. Однажды утром Наташа, как обычно собралась на работу. Работала она в сельском совете в соседнем селе. До работы ее любезно предложил довезти мужчина, который жил неподалеку. Ему как раз было по пути.
Эта поездка оказалась для Наташи последней. На работу она так и не приехала. В сторону автомобиля, где она сидела врезался другой автомобиль, не уступив дорогу. Наташа погибла на месте.
Это случилось более пятнадцати лет назад. А я никак не могу поверь в то, что это все- таки случилось. Тогда я была еще ребенком. И все ждала, что мне скажут, что произошла какая-то ошибка. Наташу с кем-то перепутали. И мы с ней будем болтать, смеяться, как и раньше. Я бы рассказывала ей о своих секретах, о подругах, показывала бы, чему я научилась на танцевальном. Как раньше. Но Наташи больше не было.
С этих пор я начала бояться. Бояться, что кто-то из близких людей может также неожиданно навсегда меня покинуть.
Говорить о том, как все это пережила Рая не буду. Страшно вспоминать.
В этом году исполнилось шестьдесят два года со дня свадьбы Раи и Миши. Эти шестьдесят два года были прожиты во взаимной любви и поддержке. До сих пор Рая та еще модница. Мне кажется я ни разу не видела на ней одно и то же платье больше одного раза. В доме у них чисто. И на завтрак, обед и ужин как всегда разные блюда. Все по желанию Миши.
Здоровье конечно уже не то. Этим летом Рая попала в больницу. Болело сердце, давление сильно поднялось. В больнице она провела две недели. Все это время Миша отказывался есть и единственное, что от него можно было услышать это вопросы о том, когда вернется Рая. Каждый день он плакал и ждал. Потом начал сдавать, перестал вставать с постели. Стал забываться и не узнавал даже собственного сына. Но все твердил, где же Рая, когда же она приедет.
Когда Рая звонила ему, он все твердил: «Я тебя подожду».
Один раз я выманила его из дома на улицу под предлогом, что Рая сильно расстраивается, что он совсем не бывает на свежем воздухе. И я хотела бы записать видео, как Миша на свежем воздухе бодр и весел.
Когда я записывала видео Миша повторял: "Рая видит? Рая возвращайся скорее. Зачем ты меня бросила. Я бы приехал тебя навестить, но не поднимусь по лестнице. Возвращайся, Рая".
Когда Рая приехала домой, Миша по-тихоньку вернулся к жизни. Начал есть, выходить на улицу. Они также, как и раньше стали сидеть на кухне и беседовать обо всем на свете. У них дома, как всегда тепло и вкусно пахнет едой.
Мне посчастливилось быть внучкой Раи и Миши. Я- свидетель этой любви и трепета длиною в жизнь.