Мургабский дневник- Памирские хроники

Александр Жгутов
Мургабский дневник- Памирские хроники.




Из серии "Душанбе - душа моя" в "Одноклассниках".



  Заметки по следам  задушевных  посиделок с друзьями в группе "Душанбе-душа моя".               
               
       Друзья,  наш  друг в «Одноклассниках» Джурахон Маматов их Непала,  всегда радует  нас своими жизненными рассказами. В них вы видите себя,  и  близкие нам места в Душанбе и Таджикистане.
 А  он в нас видит не только благодарных читателей,  но дорогих ему по духу земляков, которые всегда рядом с ним.
 Это своё воспоминание я посвящаю ему. Пусть легкой будет его дорога  жизни.   
01.12.2010 года. 21=00.


         Джура Хон Маматов - Непал
Спасибо, Александр! Глубоко тронут написанными словами!!! Рахмати калон!
01.12.2010 г. 21=10.


         К 1963 году  на мне уже жизнь потопталась  и   многому научила.
  К походу в Советскую Армию я  не только  подготовился, но был и призван в июле  того года.
 
       Моя мать, со слезами провожая меня,  напутствовала: - "Слава богу, не в тюрьму же тебя хулигана  забирают, а на флот, куда хотел. Служи  и не позорь меня".
 Она не знала, что вместо флота я окажусь совсем  в других войсках... ПВО.

        На сборном пункте сразу же образовалась активная кучка призывников, желающих  поглядеть ночную Вологду.
 А как посмотреть? Через забор?
       Вот и именно. Вон через тот, кивнул я на  забор вокруг сборного пункта, который  размещался, как и полагалось по советским временам, в церкви.

               
               
 Кто  оказался смел и удачлив, забор преодолел,  и... погуляли до утра.
          На сборном пункте нас  ждали  новые «покупатели».  Так как за время нашей самоволки мою команду  уже отправили на Северный флот, то мне и дружкам- самовольщикам объявили: - "Поедите служить на южное побережье".
        Южное побережье омывали  волны, совсем не Черного, а самого  Белого моря.         
       Под северным сиянием Полярного круга пролетели  три с половиной года боевой службы от «салаги» до «дембеля».
         За это время я  окончательно  решил, что созрел для дальнейшей службы.

          Июнь 1968 года.
         Я   уже, офицерик, «младший лейтенант - мальчик молодой», отправляюсь к месту службы на... Памир.      
           Как только приземлился на АН-2 в аэропорту  г. Хорога, сразу  понял, что правильно  прилетел. Это мои горы.
          Год моей жизни и службы в Хороге  промелькнул, как зигзаг молнии.
 
         Июнь 1969 года.

          С 1963 года наша дружба с КНР как- то совсем  не получалась.
 А  с марта  1969 года, начались сплошные месячники напряженности на всем участке советско-китайской границы.
          Учитывая мое бурное  детство, буйную юность и  издержки армейской службы, волей судьбы и по твердой прихоти начальства,  я был послан из города Хорога ... для продолжения службы на восточный Памир, в пограничный с Китаем, МУРГАБ.
         По-русски говоря, дальше меня просто сослать было некуда.
 Помянул я добрым словом, Лермонтова Михаила Юрьевича, и других  российских непосед, и...  поехал на перекладных в МУРГАБ.
        А чего не ехать, если за душой: - ни кола, ни двора, ни жены,  а как у латыша... только  душа.
        НУ, в добрый путь "Бечёрашка" вологодская. (по-таджикски - сирота.)
01.12.2010  г. 23=35.


       Мадлена Хорина(Соловатова) - Волгоград.
Ой.Сань. бечёрашка!!! ни магу!!! давай дальче!
01.12.2010г. 23=40.





          В июньский день моего отъезда в Мургаб на ЗИЛке  Памирского автотреста, в Хороге, по всему городу, " цвели  чудеса ботаники".
          А тополя на улице Ленина своей листвой с серебристым шорохом шептали - "Рохи сафед" т.е. Белого пути - по- таджикски. Возвращайся живой».

 В Джиландах, что примерно в 40 верстах от Хорога, ямщик-водила мне говорит:
- Пошли в горячем источнике искупаемся на дальнюю дорожку.  В Мургабе  мыться негде.
           Горячий источник был удивительный. Живая сила воды хорошо взбодрила нас.
         Поехали всё дальше и дальше по ухабам и горным серпантинам, всё выше и выше.
 Вот и перевальчик Хургаши – «Зайцы» по-русски значит.
         Потом начали врезаться на всю жизнь названия местностей и мест обитания яководов - скотоводов.
 Койтезек-4300 над уровнем моря, Булункуль - столица холода до - 65, Аличур, Шаймак, Рангкуль.
          Справа начали вырисовываться  хрустальные вершины   неприступной стены Гиндукуша, за которыми где-то  наш друг Джурахон Маматов  трудится в Непале.
          Потом, ближе к Мургабу, показались заснеженые   вершины Сарыкольского хребта.  Все они  возвышаются на 5000-5500 метров над уровнем моря.
          Но вот волшебные красоты   в лунном сиянии дивных гор отваливаются в сторону, и мы к полуночи въезжаем в долину.
  Впереди скучковались глинобитные кибитки, юрты, мазанки.

          Здравствуй столица Восточного Памира – Мургаб.

         -Вылезай, приехали.
-Хоп. Рахмати калон. Рохи сафед тебе,  джура, а по-русски; - Ладно, большое спасибо тебе, друг.
        У водителя впереди был перевал АКБАЙТАЛ, а у меня  служба, то есть, моя жизнь.

        Ночь прошла. Первое мургабское утро.

         Встал, вышел на улицу бодрым шагом... и что такое?
 Сердце тук...тук...тук. Ноги переставляются какие-то ватные. Вроде вчера и не пил ничего?
Ладно, разберемся по ходу жизни. И что же мы имеем?

          Залитая ярчайшим утренним солнцем "лунная" поверхность.
 Высоко, высоко бледно- голубое, почти бесцветное, небо и очень огромное.
 Вокруг поселка холмы, изрезанные расщелинами-оврагами, нет деревьев, никто не летает: - ни насекомые, ни птицы.
 Воздух свеж, но его не хватает для дыхания. Огонь горит не ярко и очень лениво.
Вот это и есть  МУРГАБ.

          Хорошо то, что я имею всего лишь невесту в Архангельске, а не жену в Мургабе. Это уже первый плюс.
 Пошли знакомиться с ребятами и работой.
02.12.2010 г. 02=05

           Уважаемые читатели группы «Душанбе-душа моя»  на сайте «Одноклассники», как здорово, что я вас практически всех знаю в лицо и даже  чувствую вашу реакцию на мой рассказ. Поэтому  перехожу ближе к телу - моего повествования.

          А в Мургабе, поутру, мне всё было показано, рассказано,  а всё секретное передано лично в руки, скрепленное печатью и десятком подписей.
 
         Я  предстал пред лицом своих товарищей, которые  к вечеру  этого же дня  пожали мою  руку дружбы.
          Проставился, чем бог послал.   На этот случай у меня тоже кое-что с собой было припасено.
         Помню, и по сей день, всех.
 
          Через три-четыре дня,  мне казалось, что я тут уже прожил век, а
  сослуживцы, наверное, начали уже  подумывать; - а как бы этого Жгутова,   или побыстрее прикончить, или уговорить начальство, что бы оно его выдвинуло куда- нибудь ещё подальше  или повыше.
 
         Они откровенно побаивались моего  идиотского оптимизма и «деловых» предложений, от которых, как ни странно, никто не мог отказаться.
          А начальству между тем до меня  не было уже никакого дела. Оно меня послало... Теперь  я от них был далеко и не доставлял никаких хлопот.

          На вопрос - А как переводится "Мургаб"?
 Мне сказали: - а двояко.
          Если  "МУРГОБ"- то утка на воде, а если "МУРДОБ"- то мертвая вода.
 Уток я не увидел, а вот рыба в озерах имелась, и в большом количестве.
 Значит и тут всё наврано, или из соображений конспирации всё умышленно искажено. Да и ладно.
 Мургаб, он и есть Мургаб.
 Что – то в этой мургабской жизни надо было менять или срочно активизировать?


            Моё соображение насчет того, чтобы как-то рационализировать службу в пользу большей свободы   для нашего активного отдыха  все одобрили.
         

http://www.proza.ru/2016/12/24/952