Можно ли судить историю? Продолжение

Эдуард Камоцкий
 Подсудна ли история?
Это не пересказ истории, это вопросы к читателям: так можно ли осуждать людоедов, рабовладельцев, тиранов, действующих в свое время?
 
У рабовладельцев, которых кормили рабы, появилось время думать, и стали бурно развиваться наука, религия, искусство.
Прошли столетия, и «думающие» рабовладельцы догадались, что целесообразно использовать не только мускулы раба, но и его мозги. Рабов наделили участками земли, чтобы они сами думали и старались произвести продукта не только для хозяина, но и для себя, как можно больше.
Те рабовладельцы, кто благодаря уму, наглости (храбрости) и удаче, стали обладать наемной силой, превратили в рабов (в крепостных) и соплеменников. Наступил феодализм. Феодал был эксплуататором или организатором?

 Церковь это освятила постулатами, что перед богом все равны, и вся власть от Бога. Церковь наградила раба душой, и он стал божьим рабом, которого без вины нельзя убить, но сохранилось право сильного, по которому «у сильного всегда бессильный виноват». Это правило распространилось не только на хозяев и их рабов, но и на отношения между рабовладельцами и их объединениями в государства.
Начались освящаемые церковью жестокие феодальные войны ради овладения территориями и крепостными, принадлежащими хозяевам этих территорий.

Это было время становления из феодальных владений национальных государств на основе не только территориального объединения, но и духовной консолидации на религиозной почве.
В Англии кровавый Кромвель, во Франции кровавая Варфоломеевская ночь, в России Грозный путем кровавой Опричнины привел к повиновению бояр, привел к повиновению Новгородское княжество, уничтожил Казанское и Астраханское ханства и сделал, таким образом, Волгу Великой русской рекой. Все это делалось со страшной средневековой жестокостью. Взяв Казань, Грозный уничтожил всех жителей выше оси повозки, оставив живыми, в отличие от Иисуса Новина малолетних детей, и в историю вошло понятие «Казанская сирота». Московское княжество стало полноценным царством, и Грозный короновал себя на Царство.
А дальше Грозный отдал во владение купцам Строгоновым земли на Урале, придал ему казаков под водительством Ермака, Строгонов снабдил казаков едой и боевыми запасами, и Ермак привел к повиновению Зауралье, оставив местным властям самоуправление, но обложив их данью.

Со стороны России это были колониальные войны, но мы не осуждаем Россию, потому что это было время колониальных войн.

Россия стала, таким образом, фактически Империей, Юридическое оформление которой, завершил Петр.
С не меньшей решительностью и жестокостью обустраивал Русь и Петр. Он «сволакивал» со всей Руси крестьян на строительство флота и Петербурга. Жертв на этом строительстве было больше, чем от опричнины. Отняв у шведов, немцев и поляков Прибалтику, Петр придал стране ценз морской державы, и за эту цену ему прощают сокращение числа жителей России.

Доселе сохраняется представление о ценности жизни человеческой унаследованное от рабовладельческого (феодального) общества. Население строго делится на свободных и рабов. Свободного нельзя убить, его можно вызвать на дуэль (объявить войну). При этом должны соблюдаться принятые в то время законы чести.
Наделенного душой крепостного нельзя убивать, но его можно использовать в любых нужных хозяину работах. Забивать в болотах сваи под фундаменты дворцов, в которых господа будут танцевать. На четвереньках в штольнях тащить сани с рудой, для плавки пушек, чтобы убивать людей другого стада – подданных владыки другого государства.

Мы не осуждаем ни Грозного, ни Петра за эти жертвы, потому что это нужно было для развития России, и было тогда таким человеческое общество в обустройстве формирующихся государств, что: «Не ты, так тебя». Если не ты, нападая, отбираешь территорию, богатство, так на тебя нападут и отнимут территорию или богатство, или и то, и другое (!!!). Поэтому были неизбежны войны с Татарским и Крымским ханствами, с Польским и Шведским королевствами, с немецкими орденами, и в этих войнах надо было побеждать.

Конечно, роль личности в истории безусловна, и характер личности накладывает на необходимый процесс присущие ему особенности. Грозный и Петр были непомерно жестоки, и при Грозном и при Петре население собственно России сократилось, но за присоединение к России Волги на всем ее протяжении, и за присоединение к России побережья Балтики, историки и политики внимания на их личные особенности, не акцентируют. (Грозного поругивают за то, что при нем пострадали не только рабы, но и «свои» –  бояре).
Цель оправдала средства, а средства соответствовали времени.
Таков был этап в истории человечества.