Ключевая фраза

Ангелина Кныш
Евангелие – удивительная и загадочная книга, написанная самим Святым Духом посредством апостолов. В ней есть все необходимое для спасения души человека, однако можно десятки раз скользить взглядом по ее отточенным стихам и не понимать  сердцем (то есть, собственным духом) скрытого в них смысла.

Например, там сказано о необходимости соблюдать Божьи заповеди. Это общеизвестно, однако что происходит на практике? Ни одной заповеди толком никто не соблюдает – повсеместно все лгут, воруют (например, ту же интеллектуальную собственность в Интернете), убивают (скажем, допуская прерывание беременности), осуждают, завидуют, желают чужого, прелюбодействуют (пусть хотя бы  в помыслах) и т.д. и т.п. Затем сами себя успокаивают, покаявшись на исповеди (это в лучшем случае), и тут же принимаются за прежнее. А потом удивляются, что в их жизни ничего не меняется, никакой Святой Благодати и обратной связи с Богом они не чувствуют, их проблемы как были, так и остаются нерешенными.

А ведь в Евангелии сказано и о другом, и, наверное, множество раз нужно прочесть эту книгу, чтобы в своем мозгу объединить несколько ключевых фраз в одну стройную итоговую мысль и попробовать применить ее на практике относительно себя.

А именно, там сказано, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак.4:4) и «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:38).  Что «мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1Кор.3:19),  «кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан.2:15).
 
Все это говорит об одном – не сместив свой мировоззренческий центр тяжести в сторону духовного (Бог есть Дух), НЕ ПОЖЕРТВОВАВ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ  ЧАСТЬЮ МИРСКИХ ИНТЕРЕСОВ, невозможно обрести постоянную память о Боге, страх Божий, поддержку Господа и реально хоть в чем-то перестать грешить. Бог должен доминировать в душе над всем остальным постоянно, а не когда жареный петух клюнет – вот что очень важно.

Невозможно начать исправляться сразу по всем фронтам – имеет смысл вначале сосредоточиться на чем-то одном. Например, человек дает зарок прекратить прелюбодействовать, решительно прерывает все контакты с предметом своей страсти и одновременно молит Бога о прощении и избавлении от этого греха. Если он будет тверд в своем решении, сумеет преодолеть некоторый мучительный период, то вскоре (не переставая молиться) почувствует, что Господь услышал его молитвы и его дела начинают меняться к лучшему.  Главное – взявшись за плуг, не оглядываться назад (Лк.9:62).

В Евангелии также много говорится о необходимости жить мирно («блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9), «ищи мира и стремись к нему» (1Петр3:11) и т.д. Но опять-таки взгляд, как правило, равнодушно скользит по этим фразам, не задевая глубинные струны души читателя.

К счастью, время от времени попадаются произведения признанных православной Церковью подвижников, которым Господь дал более глубокое понимание важности этих фраз. Так, протоиерей В. Мордасов на основе этих евангельских изречений делает такое назидание своей пастве: «Более же всего соблюдай мир и согласие со всеми, и будь готов на всякие для этого с твоей стороны жертвы».

Оказывается, ради мира с окружающими стоит идти даже на определенные жертвы. Зачем?

Затем, что СОБЛЮДЕНИЕ МИРА ВАЖНЕЕ всяких ситуативных кратковременных выигрышей. Находясь в мире с ближними (в его христианском понимании), мы тем самым соблюдаем многие Божьи заповеди: не убиваем, не воруем, не лжесвидетельствуем, не осуждаем, не гневаемся, не помним зла и т.д.

Более того, главная христианская добродетель – любовь к ближнему возможна лишь при соблюдении мира между людьми: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). Ясно, что в конфликтных ситуациях (при отсутствии мира) все это становится невозможным.

Если вдуматься, в этом и состоит ключ к благополучной жизни людей во все времена: с малых лет нужно учиться ЖИТЬ МИРНО, уступая друг другу, невзирая на собственные, в том числе имиджевые, потери.

В Евангелии необходимость соблюдения мира ставится даже выше принесения даров Богу: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

Вот только как донести это до понимания тех, кто решительно вступив в  военные действия, в дальнейшем не желает хоть чем-то поступиться во имя мира?..