Золотая свадьба

Юрий Овтин
Юрий Овтин

Золотая свадьба

Рассказ

В тот дождливый, мартовский день, когда природа замерла, словно затаилась в ожидании долгожданного прихода весны, совещание у генерального директора затянулось до позднего вечера. Выполнение квартального плана находилось под угрозой срыва, так как из-за чьей-то нерадивости цистерну со смазывающе-охлаждающей жидкостью вместо нашей заводской железнодорожной ветки загнали неизвестно куда. Надо было срочно выяснить местонахождение цистерны и перегнать ее по назначению. Ценой невероятных усилий удалось это сделать лишь к десяти часам вечера. А ровно в десять должен был состояться долгожданный отборочный футбольный матч нашей сборной на первенство мира, и на его просмотр мы катастрофически не успевали.
Выход из положения неожиданно предложил наш новый зам генерального директора по общим вопросам, Игорь Ильич Зубок.
- Поехали ко мне домой, - категорически предложил он. – Машина у нас есть, а живу я на Прохоровской, пять минут ходу. По дороге успеем еще в гастрономе пару пузырей прихватить. Можете не сомневаться, жена будет нам очень рада, - привел он главный и решающий аргумент. И мы недолго думая сели в машину.
Мы: это зам генерального по производству, Эдуард Теобальдович Конечко, начальник первого отдела Виктор Васильевич Селезнев, сам Игорь Ильич и автор этих строк.
По дороге, буквально перед самым закрытием гастронома, мы успели купить селедки, сосисок и пару бутылок водки…
Жена Игоря Ильича, Марьяна, встретила нас, слегка смущенных, радушно, как своих старых добрых знакомых и усадив за телевизор, умчалась на кухню.
В отличие от невыразительной игры нашей сборной, Марьяна удивила нас роскошным ужином, приготовив из принесенной селедки вкуснейший форшмак, а из сосисок – редкую по тем временам пиццу. Вдобавок к этому стол украшали разносолы, приготовленные хозяйкой из овощей, выращенных на собственной фазенде.
Но самым большим украшением стола, если можно так выразиться,  оказалась сама хозяйка, излучавшая необыкновенное очарование, или как говорят французы, шарм. Она мастерски вела беседу за столом и поразила даже самого Эдуарда Теобальдовича, обсуждая наравне с ним различные инженерно-технические вопросы, поскольку,  как оказалось, и сама работала на заводе…
Конечно же, двумя бутылками ужин не закончился. Игорь Ильич невесть откуда достал неприкосновенный запас спиртного, начались анекдоты и вот тут уже Марьяне равных не было…
Уходили мы за два часа ночи и Марьяна, смеясь, предложила написать нашим женам справки, что пребывали мы все это время в хороших руках…
Выйдя на улицу, мы закурили.
- Да, повезло Игорю Ильичу с женой, - задумчиво проговорил Виктор Васильевич, который в отношениях женщин был непревзойденным авторитетом на нашем заводе, так как женат был пять раз! Отмечая свое 60-ти летие, он пригласил к себе всех жен и, что удивительно, все они приехали к нему на юбилей.
- Это был настоящий парад жен! – рассказывая о своем юбилее, любил прихвастнуть Виктор Васильевич, но это уже другая история…
Ну, а Игорю Ильичу Зубку повезло быть женатым один раз, повстречав свою единственную любовь на всю жизнь…
… Марьяна Зубок, в девичестве – Плямоватая, была настоящей городской девчонкой.
Ей не только посчастливилось родиться в Одессе, но и прожить детские и юношеские  годы у самого моря, на площади Потемкинцев, 1, в доме Судоремонтного завода, где ее отец, Матвей Давидович, был начальником самого крупного цеха, в котором трудилось более тысячи человек, мать же, Клавдия Львовна, работала администратором на Межрейсовой базе моряков.
Каждый день, прогуливаясь по Приморскому бульвару, Марьяна любовалась акваторией морского порта, Воронцовской колоннадой и знаменитой Потемкинской лестницей. Задумываясь о том, что ждет ее в будущем, Марьяна не сомневалась лишь в одном – Одесса останется ее родным городом на всю жизнь.
После окончания восьмилетки, она в пятнадцатилетнем возрасте  поступает на учебу в Машиностроительный техникум (техникум промышленной автоматики), находившийся недалеко от дома, на улице Гоголя. Помимо учебы, Марьяна занималась еще и народными танцами и тренировалась в волейбольной секции ДСШ – 2. В техникуме, в группе из 30 человек было всего лишь четыре девочки, так что хорошенькая, шустрая девчушка мужским вниманием обделена не была. Здесь к ней и пришла большая любовь, любовь на всю жизнь. Марьяна влюбляется в мальчика со своей группы, Игоря Зубка, который был старше ее всего лишь на один год.
- Да, но почему именно Зубок? – спрашиваю я Марьяну. – Ведь ни голливудской внешностью, ни атлетическим телосложением, ни богатыми родителями он не отличался от других, более респектабельных ухажеров, которых было немало. Почему же именно он?
- Игорь завоевал мое сердце своей добротой и безграничной любовью, человечностью и отзывчивостью, - со смущенной улыбкой отвечает Марьяна.
Свадьбу они отгуляли у себя дома сразу же по окончанию техникума. Надо было устраивать свою жизнь. Игорь поступает на вечернее отделение Института холодильной промышленности и идет работать на «Январку».
Марьяна же свою профессиональную деятельность решает связать с морем. Она идет учиться на вечернее отделение в Водный институт, на факультет механизации портов.
- К слову сказать, на ту же специальность, что и у Михаила Михайловича Жванецкого, с которым я хорошо знакома по Всемирному клубу одесситов, - весело смеется Марьяна.
Ну, а работать она устраивается на Судоремонтный завод.
Ей было всего 18 лет, когда она пришла на должность разметчицы в цех, где станочницами работали женщины, прошедшие войну. Близкие Марьяны боялись за нее, что от такого общения она сможет огрубеть, набраться мата-перемата, однако опасения оказались напрасными. Помимо основной работы ее привлекают и к общественной деятельности. Марьяну избирают в заводской комитет профсоюза на должность заведующей детским сектором, включают в состав заводской санитарной дружины. К ней тянутся люди и каждому она старается уделить внимание.
В 21 год Марьяна родила дочку Ирину. Денег катастрофически не хватало и Марьяна идет в доноры, сдавать свою кровь. За это в те временна платили небольшую денежную сумму и давали продовольственный паек.
- И когда это она все успевала делать: работа, учеба, уход за ребенком, да еще накормить и обстирать мужа? – удивляется Игорь, - крутилась как белка в колесе, но всегда и при любых обстоятельствах заряжала всех окружающих своим оптимизмом.
На Судоремонтном заводе Марьяна Матвеевна проработала инженером – конструктором 40 лет, делая оснастку для судов. И сегодня, спустя много лет она продолжает встречаться с подругами по заводу, морально поддерживает их, а кому нужно, то помогает и материально.
Ну, а Игорь Ильич, всю свою жизнь проработал в промышленном производстве: последние 30 лет в должности заместителя генерального директора на Машиностроительном производственном объединении и на объединении «Стальканат». Незадолго до ухода на пенсию он создал свое предприятие «Южметиз», которое успешно функционирует на рынке вот уже 15 лет.
Все эти годы ему неоднократно приходилось выезжать на различные Международные конференции. Иногда он брал с собой Марьяну, которая быстро сходилась с ответственными руководящими работниками. Их гостиничный номер всегда был полон гостями, где Марьяна блистала, как одесская хозяйка, умеющая быстро накрыть стол и развлечь компанию веселыми анекдотами, которых она знала бесчисленное множество. К тому же она прекрасно владела английским языком и зачастую выполняла функции переводчика.
К тому времени семья Зубков пополнилась еще одним членом – сыном Митей и хлопот у Марьяны прибавилось вдвойне.
Несмотря на большую нагрузку дома и на работе, Марьяна начинает писать стихи. Она часто бывает с мужем во Всемирном клубе одесситов среди таких корифеев юмора, как Михаил Жванецкий, Валерий Хаит, Олег Филимонов и Олег Школьник, чувствуя себя в их компании своим человеком.
Марьяна увлекает мужа геральдикой, вследствие чего они создают свой фамильный Герб семьи Зубков, девиз на котором гласит: «Жизнь – это общение!».
А еще они решили разузнать, откуда пошла их фамилия: Зубок? Копались в архивах, интернете, расспрашивали родственников. В итоге долгих, изнурительных и кропотливых поисков удалось установить, что их фамилия восходит к одному из командиров войскового управления в Запорожской Сечи – кошевому атаману Григорию Зубку.
Домашние называют Марьяну берегиней дома и хранительницей очага.
- Конечно же, не все в этой жизни бывало гладко, - вспоминает Игорь Ильич.
- Как-то мне предстояла командировка к смежникам в Узбекистан. Генеральный директор предприятия, который приезжая в Одессу неоднократно бывал у нас дома и хорошо знал Марьяну, уговорил меня взять ее с собой.
- Приму вас по высшему разряду. Такие как у нас арбузы, дыни и кишмиш у вас в Одессе не растут, - убеждал он меня. – Не говоря уже о многовековых культурных и архитектурных памятниках в Бухаре и Самарканде. Когда еще представится такая возможность полюбоваться всем этим, - уговаривал он нас.    И уговорил.
- Поездка в Узбекистан была настолько впечатляющей насколько и утомительной, плюс к этому еще и непривычная для нас невыносимая жара. К такой нагрузке Марьяна оказалась не готова, - тяжело вздохнув, Игорь Ильич смахивает с глаза слезу.
- Тряхнуло «мотор», и тряхнуло сильно. Местные светила лишь развели руками и сказали, что надо срочно делать операцию на сердце и на сосудах, причем такие операции успешно и гарантировано делали лишь в Израиле.
- По прилету в Одессу, - продолжает свой рассказ Игорь Ильич, - я незамедлительно обратился к нашему вице-мэру Михаилу Ивановичу Козыреву, который незадолго до этого перенес подобную операцию. В тот же день Козырев вместе с Почетным гражданином Одессы Борисом Литваком, пользовавшимся огромной популярностью и уважением в Израиле, познакомили меня с владельцем израильской юридической компании Яном Маниовичем, так же Почетным гражданином Одессы, который по счастливой случайности в это время оказался в нашем городе. Именно через его юридическую компанию многие Одесские бизнесмены вели в Израиле свои дела. Маниович тут же позвонил в Израиль и решил все организационные вопросы, в том числе и в отношении оплаты, заверив под свое честное слово, что она будет произведена сразу же по его прибытию. Услышав, сколько будет стоить операция, я чуть было не потерял сознание – таких денег у нас не было, о чем я и пролепетал дрожащим голосом. Ян приобнял меня за плечи и сказал:
- Ни о чем не думайте, срочно летите в Израиль и делайте там операцию. Ну, а деньги вернете тогда, когда сможете.
- С той поры прошло уже шестнадцать лет, - стучит по столу костяшками пальцев Игорь Ильич. А с Яном Маниовичем мы дружим и по сей день.
Игорь Ильич боготворит свою жену, считает, что все чего он сумел достигнуть в жизни – это только благодаря ей!
- А каких детей она родила мне?  Ни у кого таких нет! – улыбается он.
И ведь это таки да – да!
Старшая дочь – Ирина Ардашева пошла по стопам матери, окончив Водный институт. Такая же деятельная и общительная, она очень похожа на свою мать и вполне могла бы сама стать героиней нашего рассказа.
Именно Ирина является создательницей популярнейшего в городе шоу «Мадам Одесса», которое вот уже 20 лет в канун Международного женского дня собирает аншлаг на подмостках Украинского драматического театра.
- Причем, мероприятие это абсолютно не коммерческое, - подчеркивает Ирина Игоревна.
Мать свою Ирина обожает и считает своей лучшей подругой.
А своего сына, Ирина назвала в честь отца – Игорем. Игорю Александровичу Ардашеву, старшему внуку четы Зубков – 24 года. Он уже помогает деду и работает заместителем директора фирмы «Южметиз» по производству.
Сын Зубков, Митя, младше своей сестры Ирины на пять лет. Он рос спокойным воспитанным мальчиком, не докучая шалостями своим родителям. Воспитывая сына, Марьяна стремилась к тому, что бы как можно больше Митя проводил в мужском обществе отца. Я хорошо помню его с десятилетнего возраста, когда Игорь Ильич брал сына с нами в парную на Асташкина, где Митя постигал искусство парильщика и на футбольные матчи нашего любимого «Черноморца».
Здесь, на трибунах стадиона мы истово болели, поддерживая любимую команду дружными криками и сочными одесскими выражениями, а забитые голы тут же отмечали, распивая припасенную бутылку – другую хорошего коньяка.
- И чему только научится у вас ребенок, и кем он только станет, когда вырастет? – не выдержав, отчитала нас как-то сидевшая по соседству сердобольная дама.
Ребенок вырос. Сегодня кандидат медицинских наук, Дмитрий Игоревич Зубок работает в НИИ Стоматологии заведующим отделом хирургической стоматологии.
Дмитрий Игоревич стажировался в Швейцарии и филигранно делает сложнейшие челюстно-лицевые операции. Попасть к нему на прием не так-то просто.
А самое большое удовольствие Игорю Ильичу доставляет то, когда кто-то из его друзей звонит ему с просьбой помочь попасть на лечение  к сыну.
У Дмитрия Игоревича две дочки. Старшей, Анне, 22 года. Она работает в том же НИИ Стоматологии врачом-интерном, причем начинала она здесь санитаркой, а потом – медицинской сестрой.
Ну, а младшей дочурке, которую Дмитрий Игоревич назвал в честь своей матери Марьяной, всего шесть лет. Уверен, что свое слово она еще скажет и все у нее впереди.
Недавно Игорь Ильич и Марьяна Матвеевна в кругу своих родственников и близких друзей сыграли Золотую свадьбу.
Неожиданным и главным сюрпризом оказалась награда от самого Президента Украины: «Орден любви» и удостоверение к нему, подписанное лично Петром Порошенко.
А Игорь Ильич подарил своей любимой и верной жене Марьяне кольцо с бриллиантом с намеком на то, что и бриллиантовая свадьба не за горами!