Ошибки в трактовке рождественских событий

Павел Цуман
Привет всем! Поздравляю с наступающим Великим праздником Рождества Христова!

В один из длинных декабрьских  вечеров, с одним  уважаемым человеком за чашкой чая мы довольно времени провели в рассуждениях о событиях 2-х тысячелетней давности. Это на меня произвело огромное впечатление, так что я не смог успокоится, пока досконально не изучил данный вопрос. Я прочитал еще не один раз рождественские истории в Библии, поискал подсобную литературу, посмотрел исторические материалы, просто подумал. Узнал много нового о Рождестве. Сегодня я буду говорить немало революционных мыслей, то есть того, что вы ранее, возможно,  и не слышали, да и я сам за 26 лет узнал впервые.

Дело в том, что в христианском мире существует много ошибок в трактовке рождественских событий. Ошибаются часто проповедники. Хотелось бы, чтоб этого было у нас меньше. Проблема я вижу в чем: данные  события в Евангелиях описаны в сжатой форме, соответственно из-за этого частенько люди «читают между строк" не то, что было на самом деле. Иоанн (кстати, который не написал о Рождестве ничего) говорит: если описывать все как было, то и всему миру не вместить книг, а то что написано, - написано для того чтоб вы уверовали. То есть, в писаниях евангелистов дается минимум, необходимый для спасения.

Еще один момент: нам библия не разрешает ничего отнимать и добавлять тоже нельзя. Так вот уж в последнем наши проповедники часто грешат. Например: то, что Христос родился в пещере, или то, что мудрецов с Востока вела звезда, или то, что они пришли поклониться в Вифлеем, или о том, что их было трое… Больно уж много закостенелых стереотипов в нашем мировоззрении и мышлении. Когда я говорю о стереотипах, всегда вспоминаю формулировку Дмитрия Чернышева (из книги «Как люди думают»): «Если вывод – это место где человек устал думать, то стереотип – это место, где человек даже не начинал думать». Вот так! Забавно, правда!?
Конечно же, мы в этом не виноваты, нам эти взгляды насадили люди (порой даже авторитетные), которые не смогли события выстроить логически и в хронологическом порядке.


Итак, начнем небольшую реформацию (в добром смысле этого слова)! Очень желаю вас всех зажечь! Пламенного вам Рождества! Мне хочется, чтобы вкушая праздничную трапезу, вы еще раз подискутировали в семейном кругу о том, как же это все было…

«Рождество Иисуса Христа было так: …» (Св. Евангелие от Матфея 1:18)

 Поехали!) Во-первых: скорее всего Иосиф был молодым парнем, а не стареньким дедушкой, каким нам часто рисуют его в книгах. (я не утверждаю, вопрос для рассужденья). По крайней мере, от него Мария родила как минимум 5-х детей. В еврейской семье по поводу женитьбы были свои заморочки. До определенного момента, дня свадьбы никто не знал, кроме отца. (Кстати, Христос пользовался часто этим моментом.  Он говорил: никто не знает, кроме Отца). Проходило сватовство, и никто не знал даты свадьбы. Давалось время для подготовки. И вот представьте себе жениха, он подходит к отцу: папа, когда? А папа говорит: еще готовься. Примерно такая история была и с благочестивым Иосифом. И вот, в это время, когда подготовка к свадьбе шла полным ходом, к Иосифу подходит Мария и говорит: слушай, милый, тут такое дело…(рассказывает историю)… я беременна.

А он то ведь был благочестивым парнем! Представляю как его обдало холодным потом… Страшно. Зачем ему жена с историей! Как-то читал в одной книжке, что евреи часто делали свадьбу в среду, поскольку четверг был днем судов. В случае обнаруживаемой неверности, женщину сразу же осуждали, и не «отходя от кассы» казнили. А тут!? На тебе… Только не этого ожидал Иосиф. Он начал прокручивать в голове вариант расставания с любимой. То, что ангел явился Марии, для него убедительным не было. Пришлось явиться ангелу также и Иосифу.

Для того чтоб иметь нам ясную картину событий, происходивших в те дни, обратимся к евангелисту Луке:
«В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. 2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. 3. И пошли все записываться, каждый в свой город. 4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, 5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. 6. Когда же они были там, наступило время родить Ей; 7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Св. Евангелие от Луки 2:1-7)

Еще хочу отметить вот что: перепись населения сыграет немаловажную роль для уточнения некоторых деталей, подробно неописанных в Библии. Кстати, ни в одном из Евангелий не написано что Мессия родился в хлеву, либо в пещере. В греческом оригинале Лука использует слово, обозначающее жилищное помещение. Конечно же, речь идет не об отеле или гостиннице. Похоже на правду предположение, что это был не хлев и не стойло, а скорее всего комната для кормления скота. То-есть, скот постоянно здесь не находился.

Почему именно в Вифлееме должен был родиться Христос? Этот небольшой городишка находился в 18 километрах от Иерусалима. Здесь  большой прообраз и духовный смысл! Дело в том, что на вифлеемских полях выпасался скот для храмовых жертв. В то время это был крупный бизнес священников. Если помните, в Старом завете Бог разрешил израильтянам покупать жертвы «на том месте, которое изберет Господь». Наставники  народа израильского этим воспользовались. Позже, Христос разгонял этот «вертеп разбойников». Знаете почему? Вот, приходит израильтянин с овцой на всесожжение, а священник говорит: «не, эта не пойдет! Бери воон ту!» А та овца (священника) стОит в три дорога, скажем долларов 600 вместо 200. И деваться некуда. Вот поэтому Христос назвал храм «домом торговли» и «вертепом разбойников». Ой, я чуток отступил от вопроса «почему именно в Вифлееме…» Это символично тем, что ЖЕРТВЕ ЗА ГРЕХ ВСЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БОГ ПРЕДУСМОТРЕЛ ПОЯВИТСЯ ИМЕННО ТАМ, ГДЕ В ОСНОВНОМ РОЖДАЛИСЬ И ВЫРАСТАЛИ ВЕТХОЗАВЕТНИЕ ЖЕРТВЫ.

Далее, по закону Моисея, Иисус был обрезан в восьмой день. И это было сделано скорее всего там, где они остановились, а не в храме, как многие ошибочно думают. В храм же родители пошли после дней очищения Марии, то есть через сорок дней.
 
У Павла Бегичева прочитал:
«После 40 дней очищения Мария приносит жертву в Храме — голубей (Лк. 2:24). Это свидетельствует о бедности, ведь закон говорил: «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит её священник, и она будет чиста» (Лев. 12:8). Но если волхвы уже приходили к Марии и принесли золото, ладан и смирну, то Мария была бы в состоянии принести в жертву очищения агнца.»
После принесения в храм первенца (а каждый израильтянин должен был это делать), молодая чета возвращается на родину.

Прошло примерно два года… Вторая глава Евангелия от Матфея начинается с повествования о том, что в Иерусалиме появились иностранцы-мудрецы. Именно вокруг них бывает много путаниц. Где они узнавали о рождении Христа не известно. Думаю что в  храме, потому что там был центр богопоклонения, да и он являлся одной из главных достопримечательностей еврейской столицы. Там обычно было большое скопление евреев и паломников. В тексте слово «УСЛЫШАВ это, Ирод царь встревожился» говорит о том, что спрашивали они не у него. Явно, царю доложила разведка. Еще один немаловажный момент, говорящий о том, что с начала они пришли не к царю: Ирод ТАЙНО позвал  волхвов к себе в резиденцию.

Израильское духовенство и политическая элита отправляют волхвов в маленький город Вифлеем. Печально, что сами они не побежали туда вперед их, чтоб поклонится Мессии. Профессиональные богословы, занятием которых было объяснять слова закона, знали, где должно родится Христу, но у них не хватило веры сопроводить мудрецов туда. НЕ ПОВЕРИЛИ…

Что же случилось по дороге? Тут  весьма знаменательный момент: они увидели звезду,ту которую видели два года назад. Кстати, многие думают, что звезда вела их как навигатор с Востока, и якобы подходя ближе к Иерусалиму, они перестали ориентироваться на нее, поскольку и так понятно, что царь рождается в столице. Ничего подобного! Они видели ее только на Востоке, о чем свидетельствует нам Матфей. Так вот, собственно, спустя два года они увидели эту звезду опять. Евангелие говорит, что эти люди «возрадовались радостью весьма великою». И что же случилось дальше?! Здесь произошло еще одно чудо: звезда, подобно столпу огненному и облачному ведет их в нужное место, но куда?.. Она делает разворот на 180 градусов и ведет ровно в противоположную сторону, на север. Вместо 18 км - 180, вместо культурного столичного пригорода -  невзрачный и пыльный город Назарет.

О том, что родители с Младенцем возвратились в Назарет, повествует щепетильный врач Лука:
«И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.»
(Св. Евангелие от Луки 2:39)
То есть, это было примерно в течении двух месяцев после рождения Младенца.


Продолжаем о мудрецах. И вот они в Назарете. Что делал Иисус когда они «войдя в дом увидели Младенца с Марией» нам не известно. Возможно, Он игрался с игрушками, может быть нямал кашку… Он был просто мальчиком.

Люди почему-то решили, что мудрецов было трое. Наверное это из того, что они принесли золото, ладан и смирну. Но это бред. Может не в тему, но решил попутно законспектировать сюда: как-то загуглил значение слова «ладан». Открываю Википедию, там пишут что-то о покойниках, тут же о Рождестве, а внизу ссылка такого плана: «в Москве дарам волхвов поклонилось 400 тыс. человек.» Думаю себе: во дожились до чего… Вместо того, чтоб поклоняться Христу, поклоняются дарам мудрецов. Все «с ног на голову!» заходят мудрецы в дом, а там Мария и Младенец. Просто маленький мальчик… И они, взрослые мужчины,  перед маленьким мальчиком пали и поклонились! Поклонились как ЦАРЮ! Я восхищаюсь: какая вера! Удивительно! Что их подвигло к такому поступку? Вывод один: только мудрость. Не зря они мудрецы!


Еще находясь у Ирода на приеме, люди с Востока получили  спецзадание: возвратится к нему в Иерусалим и сообщить адрес нахождения нового Царя. Библия нам говорит, для чего нужна была Ироду подобная информация. Волхвы намеревались сдержать свое слово, но воспрепятствовал им ангел, отправивший их домой иным путем.
 (!) «Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.»
(Св. Евангелие от Матфея 2:13)
Представляю себе как будит Иосиф жену среди ночи:
- Милая, вставай, пора собирать чемоданы.
- Куда? Что случилось?
- Пойдем в Египет…


Мы знаем что Ирод разозлился. Дальше было убиение младенцев в Вифлееме…

 Вот что пишет по этому поводу Брюс Алворд:
По подсчётам, население Вифлеема было 300–1000 человек. «Если всё население было 1000, с коэффициентом рождаемости 30 детей в год, то младенцев мужского пола двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20» (Raymond Brown, The Birth of the Messiah, 204). Все проверенные источники соглашаются с числом около двадцати (Thomas, Harmony, 30, п. «р», Карсон говорит, что было убито 12–20 [8:94]).


Но, скажете вы: подожди! Если они находились так далеко от эпицентра тех событий, зачем им куда-то бежать. И тут включаем наше логическое мышление,  плюс в помощь тот не маловажный момент – перепись населения. А еще мы знаем то, что Ирод был ХИТРЫМ и коварным человеком. Думаю, он вспомнил, что два года назад была перепись населения… Поднял архивы. Оказывается, да, у парочки из Назарета в то время родился сын (и, может быть, не только у них).. Немедленно были отправлены истребители. Прибыли в нужный город и улицу нашли и даже дом, но не Иисуса. Потом объявили в уголовный розыск, и пока был жив Ирод - усердно искали.
На чем основываюсь:
«По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20. и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.»
(Св. Евангелие от Матфея 2:19,20)

Молодая семья, хоть и получила удостоверение от ангела что их уже не ищут, все же боится возвращаться в Назарет. Видимо, о поисках Младенца доходили слухи и в Египет. И Богу пришлось еще раз убедить Иосифа через откровение во сне.


Что скажу еще!? Может быть не все я описал правильно, так как оно было. Я не все знаю. В процессе жизни, думаю, для каждого из нас будут открываться новые грани из истории о рождении нашего дорогого Спасителя.  А в это году я понял вот что:
КОГДА РОДИЛСЯ В МИР МЕССИЯ, ВСЕ ВНИМАНИЕ БОГА-ОТЦА БЫЛО ПРИКОВАНО К ЭТОЙ МАЛЕНЬКОЙ КРОШКЕ,К ЭТОМУ ВЕЛИКОМУ ЧУДУ, ПРИШЕДШЕМУ НА ПЛАНЕТУ ЗЕМЛЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ОСОБОЙ МИССИИ – ДЛЯ ПРИМИРЕНИЯ ТВОРЕНЬЯ С ТВОРЦОМ. Пройдет еще тридцать три года, и после воскресенья из мертвых Иисус явится одинадцати ученикам. Что он им скажет? Он скажет: МИР ВАМ! Состоялось примирение!

Бог является тем, кто зло превращает в добро. Он творит чудеса! Божественное Провиденье… У Него был четкий план, и ничего ему не смогло воспрепятствовать. Слава Ему за то, что он сделал для спасения человеков!


P.S. Если будем живы и здоровы, расскажу об этом завтра в церкви. надеюсь, камнями не побьют...)