Ч. 1 Правда, окутанная ложью

Владимир Врубель
Всё началось с появления 17 августа 1945 года в порту Мар-дель-Плата подводной лодки U-977 под командой обер-лейтенанта цур зее Хайнца Шеффера (цур зее  означает морское звание). Аргентинские военно-морские власти арестовали экипаж подводной лодки, отделив командира подлодки от остальных моряков.

Обер-лейтенанта Шеффера обвинили в том, что он торпедировал бразильский крейсер «Бахиа» и потопил его, а так же в том, что на борту его лодки находились Гитлер, Ева Браун и Мартин Борман, которых он где-то высадил. Командир подлодки категорически отверг оба обвинения.

Старый крейсер «Бахиа», трижды проходивший модернизацию, погиб в районе островов св.Петра и св.Павла. Причина его гибели документально ничем не подтверждается, существуют только версии, Наиболее правдоподобной из них представляется совместная американо-бразильская версия.

Крейсер служил в качестве конвойного судна при проводке конвоев через Атлантику. После окончания войны на нём перевозили военный персонал из Европы. Во время плавания командир крейсера проводил учения зенитных стрельб по буксируемой воздушной мишени.

Стреляли из 20-мм автоматов. Сбили мишень, и, видимо, увлекшиеся зенитчики продолжали стрелять по ней, когда она снижалась. Любая артиллерийская установка на корабле должна иметь углы ограничения при наведении, чтобы не стрелять по собственному кораблю.

На зенитных автоматах бразильского крейсера ограничения по углам снижения не было.  На корме крейсера складировали глубинные бомбы, поскольку у него отсутствовали рельсы на палубе, по которым бомбы подвозят на тележке, чтобы затем сбросить на воду.

 Кто-то из артиллеристов влепил очередь зенитными снарядами в глубинные бомбы, они, естественно, детонировали, и в результате взрыва крейсер через три минуты затонул. Сколько людей находилось на борту корабля и сколько выжило, точно не известно. Что ни источник, то разные цифры. Официальные бразильские цифры – 36 спасённых и 336 погибших.

По американским сведениям грузовое судно «Балф» через пять суток обнаружило и спасло 22 человека, которые плавали на самодельных плотах, без воды, пищи, под палящим солнцем. Спасённые сказали, что часть сошла с ума, люди прыгали в воду, где их пожирали акулы.

Историю своего похода в Аргентину Шеффер описал в книге Heinz Schaeffer «U-boat 977». Её перевели на русский язык под названием Хайнц Шеффер «Легендарная подлодка U-977» воспоминания командира немецкой субмарины  1939-1945.
Шеффер был убеждённым нацистом. Когда гросс-адмирал Денниц объявил себя главой государства, командир U-977 получил последнее задание атаковать английскую военно-морскую базу.

То, что это была чистой воды авантюра, Шеффер прекрасно понимал. Его подводную лодку вообще нельзя было выпускать в море, а следовало отправить в базу на ремонт, но понятия дисциплины и долга были вбиты в него и в подчинённых крепко, и они отправились выполнять приказ.

На восьмые сутки пребывания в море радист вручил командиру радиограмму от союзной комиссии по разоружению: «Всем подлодкам в море подняться на поверхность, сложить оружие и поднять синий или белый флаг».

Шафер объявил экипажу о том, что война проиграна, при этом он повторил геббельсовские бредни о том, как союзники будут мстить немецкому народу, и предложил отправиться в Аргентину,

правительство которой не участвовало официально в войне на стороне фашистской Германии, но, где была большая немецкая диаспора и откровенно высказывались симпатии к гитлеровскому режиму.

Решили поставить вопрос на голосование. Экипаж состоял из 48 человек. Из них 31 человек выбрал Аргентину, двое хотели в Испанию, а 16 человек, все женатые, решили вернуться в Германию к своим семьям.

Этих 16 человек с большим трудом высадили ночью на резиновых шлюпках в районе Бергена, снабдив месячным запасом продовольствия. Оставшиеся   моряки направились в Южную Америку. Шли под шноркелем (устройство для работы двигателя под водой) в подводном положении. Им приходилось теперь работать за себя и «за того парня».

Плавание заняло 66 суток, большая часть которых прошла под водой. Обычно автономное плавание для такого типа подводных лодок составляло максимально 40 суток. Уже через две недели, как писал Шеффер, «Сама еда имела привкус подлодки. Дизельное масло с заплесневев¬шей мукой.

В момент, когда ящики с продуктами от¬крывались, загрязненный воздух попадал в них и да¬вал нашей пище типичный привкус. Плесневели переборки. Каждый отдельный предмет покрывался плесенью. Кожаная обувь и снаряжение зеленели в течение двух недель, если ими не пользовались».

Всё это время у них не было свежей пищи, только консервы. Масло прогоркло.  Прежде, чем есть хлеб, с него срезали слой плесени. Срезанную часть сохраняли для хлебного супа.

Работали в сырой одежде, которую не снимали, потому что в любой момент могли вызвать на пост. Шум от шноркеля был ужасный. Когда волна его захлёстывала, то он автоматически  закрывался, а воздух для дизельного двигателя всасывался из машинного отделения в течение минуты.

На глубине 15 футов выхлопные газы не могли преодолеть давление воды и скапливались в машинном отделении. От повышенного давления глаза выкатывались из орбит, а барабанные перепонки казалось, вот-вот лопнут.

Вся лодка почернела от удушливого дыма, подводники видели друг друга и окружающее, как в тумане, передвигались ощупью. Тела моряков покрылись сыпью.

Я бы назвал это плавание подвигом,  но не назову, потому что подвиг всегда совершается ради благородной цели. Скажу лишь, что немецкие подводники были смелыми и мужественными людьми. С таким противником имели дело наши отцы и деды.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/12/25/1345