и был день...

Сид Даун
Семён… Спишь?

Спит.

Они всегда спят, когда мне надо поговорить.

Семён спит, и ему снятся рыбы. Они плещутся в сияющей воде, голубой, как небо. Только спины блестят. Лосось? А здесь рыбы нет, но ему всё равно снится рыба, всегда.

Я читаю его сны, как открытую книгу. Они каждый раз одни и те же.

Зачем он всё время носит с собой нож? А если поймают, арестуют? Впрочем, он вряд ли дастся живым.

Я свихнусь, если ни с кем не поговорю.


 
Иван… Спишь?

Спит.

Не понимаю, зачем он с нами пошёл. Ему бы художником быть. Пишет что-то непонятное на листках бумаги. Пишет и носит с собой. Я пробовал читать – не понял, о чём. Кажется, даже обо мне. Я учил? Нет, я такому не учил.

Что он видит во сне? Рыб. Но не таких, как Семён. Они крупные, золотые, нездешние. Дрожат плавниками.



Яков… Спишь?

Спит.

Я же просил вас не спать… Мне надо поговорить, очень надо, иначе я сойду с ума. Хотя… как вам это объяснить? Что объяснять?

Якову тоже снится рыба. Огромная рыба, и он плавает с ней наперегонки в океане. У него даже, кажется, на плече татуировка с рыбой.


Всё верно, рыбакам снится рыба, особенно если они вырваны из своей стихии и никогда больше туда не вернутся. Они теперь со мной… Это я поймал их. Теперь я рыбак. Им суждено другую рыбу ловить. Но я всегда один.

Когда я уезжал, исчез на свои сорок дней, разве кто-то из них вспомнил обо мне? Я сидел на сизом песке, один, и воспоминания рвали меня на части. Я был рыбой, выброшенной на берег. Им не было до меня дела, что происходит внутри меня, никто даже не спросил. Им не было дела до того, что я вернулся другим.

Им нет до меня дела, все оставили меня и сейчас оставят. Я этого не хочу. Не хочу верить. Я не хочу уходить. Пусть всё останется так, как есть…


Тоска давит меня, как огромный питон. Когда ощущаешь себя одним в целом свете, перед лицом чего-то страшного… да, с этим можно жить в мире, но я не научусь.
Иногда, когда я почти умираю, я говорю с отцом, мысленно. Я не знаю, кто он, никогда его не видел. Я говорю, обо всём- он не отвечает, но я представляю себе, что он просто глухой, не слышит или спит. И мне легче.

А сейчас- слышит ли он меня?

Мне нет нигде места, я пью и не могу напиться. Смогу ли я выпить то, что он мне предложит? Хватит ли у меня сил? Я ничего не изменю, иначе нельзя…


Я поднимаюсь и иду по саду. У деревьев ночью синие листья. Останавливаюсь  перед одним из них, крепко прижимаюсь лбом к стволу. Больно. Я не хочу уходить, не хочу сейчас. Больно. Я хочу жить, дышать… О чём я? Ничего уже не изменить.

Один вздох, ещё… Я снова могу дышать ровно. Как бы я всё это объяснил им, тем, кто каждый день видит во сне рыб там, где и в помине нет воды?



Остальные спят в фургоне чуть поодаль от этого сада, где мы заночевали. Летние ночи тёплые. Воздух пьяный. Эти трое уже здесь- хорошо, что я ничего им не сказал.

У фургона меня встречает Матвей:

- Зря мы Юдина отправили в город с деньгами. Вот как чувствовал, что свалит и кассу с собой прихватит.

Я пожимаю плечами:

- Не свалит- места незнакомые. Может, заблудился где.



Дальше всё было очень быстро. Уазик, шум…

Взъерошенный, пыльный Юдин подошёл ко мне и царапнул щетиной по щеке:

- Я всегда с тобой, помни.



Из уазика вышли крепкие ребята в синей форме, с нашивками.

- Таак, документы покажите свои… Хрис- тен- ко? А регистрация где?

- Да это фокусник тот, вчерашний.

- Не, не фокусник. Переворот он готовит, листовки в центре разбрасывал.

- Короче, попал ты, парень.

Никогда думал, что это так больно, когда выкручивают руки. Едва устоял на ногах.
Это только начало- что дальше будет… Но я выстою. Я должен.

Конечно, Семён сразу руку за пазуху, где нож. Мне хватило одного взгляда, чтобы его остановить.

- Ничего, всё нормально, это ошибка. Днём отпустят, не ходите со мной. Увидимся.



Внутри уазика пахло резиной, было тесно и нечем дышать. По голове, дубиной, ногой, зачем… Я куда- то провалился, только слышал хохот и голоса рядом.


И был день…