Однажды в Ереване

Арарат Пашаян
Как-то Александр Дюма (сын), на вопрос, почему он написал роман "Дама с камелиями" (история любви парижской куртизанки к молодому и романтичному Арману Дювалю. Прототипом Маргариты Готье являлась возлюбленная Дюма, Мари Дюплесси, которая в 23 года умерла от туберкулёза. Из-за болезни сильные запахи были для неё непереносимы. Аромат роз или гиацинтов вызывал головокружение, поэтому она любила камелии, которые почти не пахнут), писатель ответил:
-Если эта история была бы обычная, то конечное ее не стоило бы описать.
Сколько рассказов и повествований написано жителями  Планета Земля  с момента появления письменности, трудно вообразить!
А на устах у читателя список "признанных и закрепленных" в ранг классических рассказов может ограничится  в рамках десятка тысяч. А среди них, самые популярные не перейдут границу полсотни, в лучшем случае тысячи.
Беглый осмотр содержания самых признанных рассказов Гоголя (Шинель), рассказов Сарояна, Чехова, Хеммингуея, Джека Лондона, и других показывает, что они все по сути описывают какую - ту локальную историю, не имеющую ничего общего с глобальными проблемами человечества.
Тем не менее судьба Акакия Акакиевича с банальной историей о его скучной и бессмысленной жизни, с его пресловутой шинелью, всех  трогает.
"Старик и море" Хеммингуея - один эпизод из жизни одного неудачного рыбака. Однако...
Или же "Три рассказа" или "Тот день" Сарояна, которые трудно пересказать, так как они не о чем.
Рассказ Горького «Двадцать шесть и одна», который автором назван поэмой,  вообще о мерзких мужчинах,  которые  унижали и издевались над своею коллективно возлюбленной девочкой, потому что она выбрала другого...
Боюсь, если я не остановлю этот экскурс,  то так и не начну свое повествование.
Таким образом, не важно о чем, а важно кто и как описывает порой никакую историю! То есть, в процессе  сотворения рассказа, мастерство писателя доминирует.
Эту историю я носил в себе в течении 35 лет и всегда считал недостойной по значимости, чтобы раскрыть ее в отдельном рассказе. Однако, у каждого человека бывают периоды пересмотра и переоценки ценностей и приоритетов, после которых он иначе смотрит на вещи и на свои поступки...

Когда я женился на русской женщине, у меня в России появились родственники.
В 1984 году, когда я со своей семьей уже 6 лет жил в Ереване, вернувшись из Москвы, мой шурин сообщил, что летом, с женой собираются в Ереван, путешествовать по Армении.
Я, естественно, сделал все, чтобы это путешествие для них оказалось незабываемым.
Я, скромный ученый, кандидат наук, сотрудник одного из НИИ Еревана, естественно,  не имел ни машины, ни родственников с машиной. Поэтому, в течение двух недель мы исколесили практически всю Армению на автобусах.
Первую поездку мы совершили по маршруту Ереван-Эчмиадзин - Звартноц - Ереван.
Когда на Ереванском автовокзале  мы  ожидали нашего автобуса, я обратил внимание на русскоговорящую пару не армянской внешности. Бросалось в глаза большая разница в возрасте.
Нежность их общения исключала возможность вариантов отец-дочь или дед-внук.
Таким образом, или супружеская пара, или влюбленная пара, скорее всего в рамках служебного романа, совместно проводившая  летний отпуск в далекой Армении.
Славянская внешность моих гостей привлекла внимание наших влюбленных, и было видно, что в пределах вежливости, они делали попытки завести разговор, а может быть и провести экскурсию с нами.
Так и случилось. Оказавшись в соседних рядах в автобусе, мы быстро нашли общий язык, и я предложил провести совместную экскурсию по священным историческим местам древней Армении.
- Можете не сомневаться. Я Вас не разочарую. Каждый армянин знает историю своей родины и может вам рассказать ее не хуже любого гида, - сказал я, как будто уговаривая их согласиться проехать с нами этот туристический маршрут.
- Мы будем очень признательны, если Вы окажите нам такую честь,- очень вежливо и с благодарностью ответил мужчина в возрасте 50-55 лет.
Ее светловолосая, весьма привлекательная молодая спутница интеллигентной внешности, в возрасте около 25-30 лет, своей вежливой и красивой улыбкой показала, что полностью согласна со своим спутником...
Говоря о моих способных соотечественниках, больших знатоках истории и архитектуры Армении, я, конечно, лукавил и преувеличивал факты. На самом деле, кроме того, что я серьезно увлекался историей Армении, к тому же имел большой практический опыт гида.
Частые гости из разных республик СССР, приезжавшие к нам в НИИ, без исключения, сопровождались путешествием по разным достопримечательным местам Армении, в которых я присутствовал в качестве гида...
Уже в Ереване, перед гостиницей "Ереван", где остановилась эта влюбленная пара,   мы прощались с ними как давние близкие друзья, я бы сказал -родственники.
- Мне трудно выразить нашу благодарность. Приезжайте к нам, в Москву. Будем очень рады принять Вас у нас в гостях,-  сказал Борис и отдал свою визитную карточку, которую я, даже не изучив, положил себе в карман и в ответ на это вручил  Борису свою визитку.
- Буду очень рад еще раз встретиться с Вами, пока Вы еще в Ереване. Я  еще много интересного показал бы Вам. Армения неисчерпаемая кладовая античного зодчества и средневековой архитектуры, - искренно и вежливо сказал я, крепко пожав ему руку на прощанье.
- Я непременно воспользуюсь Вашим приглашением...
Я разрывался между семейными (двое маленьких детей и жена в декретном отпуске) и служебными проблемами и даже забыл, что у меня стенокардия, и я собирался лежать в кардиологическом диспансере, полностью был поглощен хлопотами, связанными с проблемами моих московских родственников - путешественников, и это эпизодическое знакомство с московской влюбленной парой совсем отошло в глубокие архивы моей памяти...
- Алло? Это Вы, - и называют  мое имя и фамилию.
-Да, слушаю Вас!
-С Вами говорит дежурный милиции Спандарянского района (район центра Еревана), - представился майор милиции.- Вы знакомы с Ларином Борисом Абрамовичем?
- В первый раз слышу! А что, я должен знать его?
- Не уверен, но в его документах, среди многих других,  имеется Ваша визитная карточка. Среди всех - единственный житель Еревана- это Вы.
Я стал раздражаться и мне стало не по себе. Не каждый день беседуешь с майором милиции, и то в тоне допроса!      
- Вы можете нормально объяснить, что происходит? Что случилось?
- К нам попали документы Ларина Бориса Абрамовича, члена Союза писателей СССР, где и паспорт, и  билеты на самолет в Москву. Среди них и Ваша визитка. Значит Вы не знаете Ларина?
Вдруг меня осенило, что речь идет о моих новых знакомых.
- Да, вспомнил. Конечно, знаю. Пожалуйста, оставьте Ваши координаты, мы скоро с Лариным зайдем к Вам за документами.
-Я буду ждать, - ответил майор и продиктовал свой адрес и служебный телефон.
Мы с шурином спешно взяли такси и вскоре оказались в фойе гостиницы "Ереван".
Дежурная позвонила в номер, где жили Ларин со своей спутницей.
К нам вышла заплаканная и весьма встревоженная, но не потерявшая свою красоту, спутница Бориса.
Увидев нас, она очень удивилась и сдерживая слезы, сказала, что к сожалению Борис Абрамович не может нас принимать. Он очень плохо себе чувствует. Врачи диагностировали предынфарктное состояние.
- Вчера, когда мы гуляли по Еревану, у него украли или он потерял бумажник со всеми документами и деньгами. Не знаем, как лететь обратно в Москву. И билеты наши там были...
- Мы как раз по этому вопросу. Мы нашли Ваши документы. Они в отделении милиции. Давайте, Вы поедите со мной в отделение, а Борис Абрамович пусть лежит...
В отделении милиции пришлось показать все свое красноречие, чтобы уговорить майора отдать мне документы, которые мне не принадлежит.
Помогло то, что подруга Ларина показала свой паспорт, из чего майор убедился, что там один из билетов на самолет принадлежат ей.
Хотя майор имел все основания не отдавать эти документы, пока сам Ларин не придет, но надо знать Армению, армян и армянских милиционеров.
Кстати, когда моя русская жена впервые сошла с трапа самолета в аэропорту Звартноц, была поражена тем, что в Ереване даже милиционеры говорят на армянском языке...
- Передайте Борису Абрамовичу наши пожелания скорейшего выздоровления,- сказал я спутнице Ларина, прощаясь у входа в гостиницу...
Через пару дней раздался телефонный звонок ко мне в квартиру, и я услышал слабый, но приятный бархатный голос Бориса Абрамовича.
Не буду утомлять ваше внимание, какие слова благодарности он мне говорил. Что, если бы не я, то он бы уже был на том свете, и что, благодаря мне он ожил и т.д, и т.п.
- Я бы хотел встретиться с Вами и с Вашими гостями, чтобы выразить свою благодарность, обнять Вас. Давайте встретимся где - небудь за столом. Укажите куда и как? Мои друзья из Москвы выслали деньги, так что не стесняйтесь. Я хочу Вас угостить...
Встретились мы в моем родном кафе "Аракс", что рядом с гостиницей.
Моя молодость прошла в этом кафе, носящем имя моей матери...
Беседа была очень теплая и радужная.
Ничто не сравнится с радостью обретения или нахождения нового. Борис Абрамович как будто заново родился. Был очень вежлив и немногословен. Рассказывая о себе, он сказал, что  он незаметный детский писатель. И что, потеря документов больше всего его расстроило тем, что при этом было потеряно удостоверение Члена Союза писателей, которое повторно не выдается.
- Если бы я был настоящим писателем, я бы так не переживал. Это удостоверение для меня много означает. Это льготы и всякие другие привилегии...
- Я Вас жду в Москве. Обещайте, что зайдете. Договорились?
По службе я часто бывал в Москве, думал о том, что может позвоню, но потом отказывался от этой идеи. Мало ли, что однажды в Ереване, за столом обещал москвич...
Сегодня у меня на работе зашел разговор о человеке, которому обещали принять в ряды члена союза писателей России. И я, почему -то четко и ясно вспомнил всю эту историю 35- летней давности.
Вечером, отдохнув от трудовых будней, я заглянул в Википедию.
Я потерял дар речи, когда узнал, что Борис Абрамович Ларин скончался в 1984 году в 52-летнем возрасте.
Посмотрел его послужной список и был шокирован. В моих ушах эхом отзвучали его слова:
-  Я незаметный детский писатель...
- Если бы я был настоящим писателем...
Ниже я привожу перечень его произведений, и Вы, мой дорогой читатель, поймёте, с каким великим и настоящим писателем общался я однажды в Ереване, за несколько дней до его смерти...
Р.S. Великие творцы не могут быть высокомерными и нескромными. Они все страдают комплексом неполноценности и всегда сомневаются в своих способностях.
Если это не так, значит имеем дело с серостью и бездарностью.
Может это жестоко, но это так!

Перечень трудов Ларина Бориса Абрамовича.
Повести для детей.
• «Мишка, Серёга и я» (совместно с Ниссоном Зелеранским). Издательство: Советский писатель, 1961 г. – 286 с. // Издательство: Советская Россия, 1977 г. – 256 с.[2]
• «Четыре характеристики Славки Карасёва». Издательство: Молодая гвардия, 1965 г. – 112 с.[3]
Сценарии фильмов[править | править вики-текст]
• 1961 «Мишка, Серёга и я»
• 1974 «Ещё можно успеть» (по мотивам повести «Четыре характеристики Славки Карасёва»)[4]
• 1975 Киножурнал «Фитиль»
• 1982 «Ассоль»
Сценарии мультфильмов.
• 1966 «Окно»
• 1968 «Малыш и Карлсон»
• 1970 «Карлсон вернулся»
• 1970 «Калейдоскоп-70»
• 1970 «Сказка сказывается»
• 1972 «Песня о юном барабанщике»
• 1973 «Щелкунчик»
• 1974 «Похождения Чичикова. Манилов»
• 1974 «Похождения Чичикова. Ноздрев»
• 1977 «Вперёд, время!»
• 1977 «Тебе — атакующий класс!»
• 1981 «Не заглушить, не вытоптать года...»
• 1981 «Палле один на свете»
• 1981 «Шиворот-навыворот»
• 1982 «Ветер про запас»
• 1982 «Чертенок №13»
• 1983 «Гори, гори ясно»
• 1984 «А в этой сказке было так…»
• 1984 «Кто сильней?..»

Посвящаю светлой памяти Лирина Бориса Абрамовича.
24.12.16.
город Брянск.