Коротковолновик. 1956-1957гг

Владимир Сысолятин
   Всё в нашей жизни когда-нибудь, случается впервые!

   Октябрь 1954 года. Мне уже восемь лет и я учусь во втором классе. Не найдя счастья в Грозном, мы с мамой уезжаем в Моздок. Где это? Да не очень далеко. Всего лишь около ста километров от Владикавказа (тогдашнего Орджоникидзе) на север, по продолжению Военно-Грузинской дороги.

   Моздок был тогда городком так себе: райцентр, немного промышленности, железнодорожная станция, да лётная воинская часть. Аэродром той части кстати, до сих пор жив-здоров! Частная квартира которую мы снимали находилась на краю площади, которую почему-то называли «Красной»? Недалеко была школа, в которой мне и пришлось потом учиться. Шефами нашей школы естественно были лётчики и авиамодельный кружок был самым главным. Однажды на главной улице города я увидел то, что меня поразило!.. Это был настоящий военный самолёт-истребитель! Правда у него не было крыльев... Куда его везли? Возможно на аэродром (он же на севере от города)? Зелёный с красными звёздами!..

   С того самого момента я влюбился в авиацию и? И тут же попёрся в авиамодельный кружок, но? Но я оказался слишком мал для этого! Как я завидовал пацанам гонявшими на корде свои модели, прямо на школьном дворе... И вот вооружившись кухонным ножом (единственный мой инструмент)... Одним словом, нож оставил на руке шрам, а взамен была сделана модель планера. И всё бы шло хорошо, если бы? Если бы я не был по жизни торопыгой... То есть не разобравшись что к чему, тут же решил лететь! Придав планеру ускорение, я выпустил его из рук. Планер взмыл вверх свечой, потерял скорость и рухнул вниз... Остались лишь обломки!.. Так мечта о небе в считанные секунды разбилась о землю! Но было продолжение...

   Поняв, что нет счастья на земле, (в Моздоке) мы с мамой отправились ближе к осени, в пятый раз на поиски нового счастья. На этот раз это был аул Хабез. Это недалеко, в Черкессии. Выехав утром из Моздока, и уже вечером, того же дня остановились на квартире у одной русской семьи. А вскоре залезли в долги и купили небольшую хатку...

   И опять школа, учёба, третий класс. Конечно в свободное время не сидел без дела, всё время что-то мастерил. Библиотека в то время была для меня единственным окном в мир. Жили-то мы бедно: даже обычного радио, как называли это в народе, не было. Одна керосиновая лампа, да небольшой огород, вот и вся радость! Всякие книги попадались в основном технические, детские конечно... И всё было тихо-мирно пока? Пока не попалась одна, — «В помощь юному технику», а на обложке?.. Сами видите что?! И тут опять нахлынули чувства! Нахлынуть-то они нахлынули, да только быстро остыли... Всё это уже я знал и если что-то делать, то той ценной папиросной бумаги здесь, в ауле было не достать, увы! А в книге дальше были судомодели... А где их испытывать? Речка горная и никаких тебе озёр или прудов. Да они, судомодели меня и не волновали. И вот в расстройствах листаю книгу... И на самом конце: «Простейшие конструкции по радио». И дальше радиоприёмник, такой простой! А у нас же дома из-за бедности ничего такого нет! А здесь же всё так просто рис 1!..

   Кто бы мог предположить тогда, что это маленькое детское открытие сыграет в моей жизни такую большую роль. Всё! Делаю радиоприёмник! Вот только такое, казалось бы простое, было далеко не простым! Конечно если бы мы жили в большом городе, да ещё не были столь бедными... А бедными, это как? Вот Вам пример! За год с небольшим, я только один раз попробовал сладкого (сами знаете, что для детворы значит сладкое). Какая-то женщина, мамина знакомая угостила меня пряником и всё! Всё!

   И когда я внимательней стал читать, то? То оказалось, что делать приёмник не из чего, не считая деревяшек. Оказалось, что нужен был какой-то провод в эмалевой изоляции. Какой-то там детектор, с каким-то кристаллом внутри. Какой-то конденсатор? И ещё эти, совсем уж незнакомые мне, наушники?.. И я приуныл. Ладно решил я, начну, а там как-нибудь, что-нибудь? И как оказалось даже для работы с деревом одного ножа кухонного мало, — всё получалось вкривь и вкось! И помощи попросить-то не у кого!? Как бы долго я ещё размышлял, если бы не случай!

   Кто, когда мне подсказал, что на соседней улице живёт дядька, который сам себе собрал радиоприёмник! Ноги в руки и к нему. Очень он удивился! Такой пацанёнок и такие вопросы? «Ты знаешь? — говорит он мне, — я ведь только все детали собрал, да так по мелочи что-то сделал. А всё остальное делал и настраивал другой человек, дядя Володя, тёзка твой. Вон в том доме живёт». Я туда, а уже вечер наступил. Лампа в доме тускло светит. А в доме как в парилке, что-то там кипятится. Маленький ребёнок плачет... Дядя Володя посмотрел книгу и говорит:
 — Давай-ка Вовик, приходи ко мне завтра. И не домой, сам видишь, что у меня здесь творится?! Приходи-ка ты в МТС (машинно-тракторная станция). Там у меня мастерская по ремонту электрооборудования. Найдёшь меня, — там и поговорим!

   На следующий день, еле дождавшись, в назначенное время встретил дядю Володю. Семья: жена, ребёнок. Заочно учится где-то? Посмотрел мою книгу и на то, что можно было назвать с улыбкой, основанием приёмника. Пошли куда-то, где куски фанеры, рейки и через минут пятнадцать красивая панель была готова. Нужно было только стоечки сделать под катушку рис 1. Осталось дело за малым, — сделать каркас для этой самой катушки. И началось... На бутылку, поллитровку наматываю пару слоёв обычной газеты и далее аналогично, поверх уже покрытую клеем. И так слоёв десять. Нужно в таком виде дать высохнуть будущему каркасу и только потом наматывать провод. Но я же торопыга! Давай-давай, давай-скорей... Терпения хватило только на дня два и всё! Скорее провод наматывать, виток к витку... Наконец намотал, — довольный как таракан! На другой день утром в школу. Прихожу после обеда, — провод сползает с каркаса... Я перемотал, — та же история. И так раза четыре... В смысле пока каркас окончательно не просох!

   И вот всё готово, а дальше, что? Детектора-то нет! Наушников нет! И вот листая всякие «старинные» книги узнал, что можно самому сделать кристалл и соответственно детектор рис 3. (слева конструкция детектора заводского исполнения, — справа самодельный, как вариант). Но так ничего и не получилось. А дядя Володя уехал на какую-то сессию... А, что же вместо наушников? И умная книга подсказала, что если сигнал станции мощный, то будет слышно даже на «шляпу», громкоговоритель «Рекорд» рис 4! И вот, скрепя сердцем, мама выделила мне деньги на покупку этой «шляпы»! Только вот толку-то с неё, — детектора как не было, так и нет!

   Чем же кончилась эта история? А ничем! Узнав о моих «успехах» наша учительница сдала меня завучу... И моё произведение рис 2., взяли на школьную выставку. А соседки, женщины-черкешенки увидев меня что-то там лопотали и показывали на меня пальцем... Это уже был конец пятьдесят седьмого...

   Побывав в мастерской дяди Володи, я познакомился с новыми для меня промышленными радиоприёмниками. Дядя Володя, как оказалось занимался ремонтом этих радиоприёмников, частным образом конечно. Это «Тула» рис 5 и «Искра» рис 6. На рис7 «Огонёк» та же «Искра» в сетевом варианте, ну почти. И хотя я ничего не добился от своего произведения, но как оказалось, — это было только начало, изменившее всю мою жизнь.

   И вот потеряв всякую надежду, я решил хоть как-то использовать «шляпу». Но как? Официально, — денег-то нет. А по-другому?.. Ну, да! А как же ещё? И вот ночью, специально сделанной удочкой закинул провод на проходящую радиолинию. Со вторым проводом не получилось. Решив аферу отложить на завтра, я подсоединил громкоговоритель к одному проводу, — тишина. Разглядывая молчащую «шляпу», нечаянно прикоснулся второго контакта... И о чудо, — «шляпа» «запела»! Правда тихо-тихо... Не долго думая, подключил второй контакт к заземлению... Ну вот! Теперь можно слушать сколько угодно! Окно в мир было прорублено. Прошло несколько дней, прихожу из школы домой, а у мамы уже ремень приготовлен!.. На радиоузле обнаружили на линии «землю» и естественно пошли её искать... Так райское наслаждение закончилось штрафом! Но, кажется меня простили, а маму пожалели!

   Наступил пятьдесят восьмой и мы как обычно, уехали из Хабеза, в очередные поиски счастья... На этот раз это был Сахалин!..

Продолжение здесь! http://www.proza.ru/2016/12/24/1394