О речном транспорте г. Свободного. Н. И. Попов

Паршин Владимир Гаврилович
Н.И.Попов о речном транспорте г.Свободного

Выписки из книги Н.И.Попова о речном транспорте города Свободного
(«Наш город: исторические очерки о Свободном (1912-2002 гг.». Благовещенск: ИПК «Приамурье». 2002, 212 с.)

                «Этих дней не смолкнет слава…»
         
  ….18 сентября 1918 года в городе появились японцы и первые же часы своего появления ознаменовали кровавым злодеянием. Под угрозой захвата области белогвардейцами и японскими интервентами из Благовещенска вышел караван судов с партийными, советскими работниками, их семьями, красногвардейскими! отрядами с пушками, пулемётами. Караван взял курс вверх по р. Зее с целью добраться до её верховья.
    Утром 18 сентября к Суражевскому мосту подходили один за другим 5 пароходов с загруженными баржами. Два парохода подходили к мосту, когда показался со стороны ст. Бочкарёва (Белогорск) японский бронепоезд. С бронепоезда открыли огонь по кораблям, с кораблей - по бронепоезду. Первый, второй и третий пароходы прошли под мостом, потом удалось проскочить и четвёртому - это был пароход "Мудрец".
    Когда пароход достиг Суражевской пристани, на мосту появился японский эшелон с солдатами. Под огнём пароход "Мудрец" попытался на Суражевской пристани набрать дров из стоящей там баржи, но этого сделать не смог, последовал вверх по Зее. Пятый пароход был подбит и поплыл от моста вниз по течению. Японский бронепоезд и эшелон проследовали к городу.
     У Зейского переезда японцы были встречены "хлебом и солью" местными богатеями во главе с владельцем местной электростанции Даниловым. Японцы разгрузились и с оружием и пулемётами двинулись по направлению к Свободненской пристани (центральный береговой участок).
     При подходе к пристани "Мудрец" был обстрелян из орудий и ружейно-пулемётным огнём. Пароход с двумя баржами попытался подойти к противоположному берегу, но сел на мель. Многие были убиты и ранены, лишь немногим удалось вплавь добраться до берега и спастись. Огонь продолжался до вечера, сопротивление с парохода было подавлено.
   На пароход ворвались озверевшие японцы, оставшихся в живых красногвардейцев, членов судовой команды, большинство из которых было ранено, связали, загнали в кубрик, пароход облили керосином и подожгли. Пароход пылал в наступившей темноте ярким факелом, освещая зловещим заревом окрестности. Кое-кому в кубрике удалось освободиться от верёвок, они разбивали двери, бросались с горящего парохода в реку и плыли вниз по течению.
   Среди спасшихся с горящего парохода были Каркушевский, Новиков, лоцман Померанцев И.В., которые и рассказали об этом злодеянии японцев. В этом страшном деле принимали участие и местные контрреволюционеры из числа торговцев и землевладельцев, а также крупных чиновников Управления дороги. Нацепив белые повязки, они с оружием бежали к Зее и вместе с японцами обстреливали пароход. Пароход "Мудрец" сгорел, сгорели все находившиеся в нём мёртвые и живые советские люди, железный остов парохода затонул недалеко от левого берега, выше Свободненской пристани.
      После свержения власти белогвардейцев и изгнания японских интервентов на берегу р. Зеи у пристани был поставлен памятный знак. В настоящее время в этом месте поставлен памятник (с 1957 года)…

                Город в 20-30 годы

      …..В 1928 г. создана Свободненская пристань (речной порт - с 1962 г.).
      В 1933 году была организована сплавная контора Уссурийской железной дороги, которая с этого времени превратилась в самостоятельное предприятие и стала заниматься сплавом древесины. В 30-е годы Свободный стал местом дислокации основных подразделений, занятых реконструкцией Транссибирской магистрали от Байкала до Владивостока. В 1932 году началось строительство вторых путей от ст. Карымская до Уссурийска.
     В 1932 году основывается Суражевская судоверфь им. В.В. .Куйбышева. Уже в 1933 году судоверфью, наряду со строительством основных и вспомогательных цехов было построено 11 самоходных деревянных барж водоизмещением в 5810 тонн. С 1935 года на судоверфи приступили к постройке самоходных барж, в этом году было построено 14 самоходных и 34 несамоходных баржи. Строились буксирные катера, газоходы, деревянные и металлические баржи, дебаркадеры, брандвахты, плавмастерские и другие плавсредства, производился ремонт судов….

                Город в 40-50-е годы

……Продолжала расширяться Суражевская судоверфь. В 1954 году она была переименована в Суражевский судостроительно-судоремонтный завод (ССРЗ). Завод строил мелкие суда, проводил капитально-восстановительный ремонт флота, судоремонт.    
   В 1957 году заводу был передан весь пассажирский и транспортный флот, работающий на реке Зея. В связи с этим завод был реорганизован в Суражевскую ремонтно-эксплуатационную базу флота имени В.В. Куйбышева (РЭБ флота).
   Более 50 судовых экипажей боролись за звание "коммунистических", выполняли и перевыполняли плановые задания. Особенно хороших показателей добился экипаж коммунистического труда теплохода "Аметист" (капитан Георгий Сергеевич Судаков). К передовым относились экипажи теплоходов СТ-68, СТ-62, СТ-63, СТ-71, СТ-75 и другие. Успешно работали экипажи коммунистического труда теплоходов "Амазар" (капитан К.Ф. Соколов), "Бриллиант" (капитан Г.Я. Голодяев), "Сапфир" (капитан Павлик) и другие.

                Город растёт и ширится (60-80-е годы)

  …..Продолжает работу РЭБ " флота, которая строит и ремонтирует суда, руководит пассажирским и грузовым флотом.
    В 1962 году на базе Свободненской пристани, существующей в городе с 1928 года, создаётся Свободненский речной порт, которому передаётся эксплуатация флота, плавающего по реке Зея.
      В 1960-1980 годы коллектив РЭБ флота и речного порта успешно справляется с выполнением плановых заданий. Передовые работники награждаются орденами и медалями. Бывший начальник порта И.П. Величай и диспетчер порта П. Косицын награждены орденом Ленина
    В 1988 году  звание Заслуженного речника Амура присвоено работникам РЭБ флота: А.А. Остапенко (начальник РЭБ флота), П.С. Чепурко (инспектор движения), А.М. Пятакову (механик), капитанам Т.П. Овчаренко, П.Г. Немилостеву, В.А. Бондарь, Э.Ч. Черных, А.А. Шумилко, Ю.Д. Саянок, А.К. Долгополову, Д.А. Безунову. Это звание присвоено и работникам речного порта: B.C. Мигунову (начальник порта), П.И. Андросову, капитанам П.И. Титову, А.И. Фесик, Г.Л. Малых (диспетчер), Г.А. Ющенко  (нач. радиостанции), З.С. Полевой, Д.К. Ермакову. Звание Почётного работника транспорта РФ было присвоено B.C. Мигунову, П.С. Чепурко, Д.Ю. Саянок. Конечно, перечислять фамилии награждённых для читателей было бы необязательным, но для самих награждённых это будет приятно. Эти награды говорят об устойчивой, успешной работе этих предприятий.

                О Клубе юных моряков 

   …..С1964 года начинает свою деятельность клуб юных моряков (КЮМ). В самом начале он являлся одним из кружков Дома пионеров. Затем приобрёл самостоятельную базу - своё здание и летний лагерь. КЮМ был предназначен для мальчиков, которые хотели связать свою жизнь с флотом. Многие мальчики были из разряда так называемых трудных.
    Среди первых его руководителей, людей отдавших КЮМу много сил и энергии, были Александр Пантелеевич Козак, Алексей Иванович Киселёв и В.В. Ильиченко. Именно они заложили основы деятельности КЮМа. Много сил отдали клубу его бывший начальник В.А. Принцев, опытный специалист Ф.Я. Драненко. "Старожилом" клуба является С.Г. Панарин, который в 1990 годы позднее станет начальником флотилии.
    КЮМ имел летний лагерь на берегу реки Зеи при въезде в село Бардагон, первое плавсредство - теплоход "Сергей Тюленин", затем приобрели три бронекатера, списанных из состава Тихоокеанского флота, требующих постоянного ремонта.
    Цель клуба - патриотическое воспитание подрастающего поколения, привитие ребятам любви к морскому делу, к славным традициям нашего Военно-Морского флота. В лагере ребята отдыхают и трудятся применительно к требованиям, распорядку корабельной службы. Практикуются торжественный подъём и спуск флага, в клубе строгая дисциплина, суровый воинский распорядок. Однако это не отпугивает ребят. В лагере обычно трудятся и отдыхают 180 юных моряков в первую смену, 150 - во вторую. Клуб юных моряков превратился в учреждение дополнительного образования детей - флотилию юных моряков имени С.О. Макарова.

                Город и перестройка (1991-2001 годы) –
               Промышленность, строительство, транспорт

  …..Торговый порт Свободного объединился с РЭБ флота в 1989 году, позднее образовалось АОЗТ (Акционерное общество закрытого типа), затем оно преобразовалось в ЗАО (закрытое акционерное общество) - дочернее предприятие ОАО "Амурское речное пароходство". В начале 90-х годов Амурское пароходство передало порту 39 судов самоходного флота и несколько судов несамоходного.
   Торговый порт осуществлял перевозку, перевалку груза, ремонт флота. Основная работа - перевозка угля по маршруту Свободный - Зея, заготовка гравия. Возили лом в Китай. Главная трудность-неплатежи за уже произведённую работу. Так, город Зея не рассчитался за перевозку угля ещё за 2000 год (5 миллионов рублей). Самые трудные годы были 1996-1998. Торговый порт имеет задолженность 16 млн. рублей (с пеней), хотя местные и федеральные налоги за 2000 год погашены. Город Зея за перевозку угля в 2001 году рассчитался полностью.
   В 1990 году на предприятии работало 700 человек, в 2001 - 260 человек. Торговый порт имел жилой фонд-общежитие, 2 многоэтажных дома, 2 детских сада, 2 столовых. Всё это передано городу.
    Осталось на 1 января 2002 года 15 самоходных, два десятка несамоходных судов. Работают на строительстве Бурейской ГЭС (2 крана, 2 теплохода, 4 баржи - обеспечивают гравием стройку). Общие объёмы работ: в 1990 г. - перевозка угля - 2 млн. 800 тыс. тонн, перевалка гравия, леса - 45 тыс. тонн; в 2000-м году - перевозка угля - 110 тыс. тонн, гравия, леса - 50 тыс. тонн.
   Долгое время начальником предприятия был Василий Сергеевич Мигунов (1968-1995 гг.), с 1995 г. - Геннадий Алексеевич Чарыков…