Русская культура как голограмма

Сергей Грачев 2
После трех поколений русских, проживших в Советском Союзе, советские люди, а вслед за ними и многонациональные либералы довели свой дискурс о русских и русской культуре до стадии «Никаких русских в природе не существует». Их позиция очень хорошо ложится на  теорию Освальда Шпенглера (1880-1936) с его книгой «Закат Европы» (1918) в части выделения им  четырех стадий развития культур. На последней, четвертой, стадии, культура стареет и умирает.
Между тем немецкого немца Освальда Шпенглера  в свое время сильно покусал в своих работах малоизвестный у нас американский немец Альфред Луис Кребер (1876-1960). Будучи этнографом, работавшим в те времена когда индейцы в США не особенно считались за людей, он был свидетелем того как даже малые культуры индейских племен цеплялись за жизнь и возрождались после таких потрясений, которые казалось бы должны были поставить крест на самом их существовании.
До сих пор самые жизнеспособные из индейских племен, взяв на вооружение тактику врага – судебные процессы,  сохраняют свою идентичность и издеваются над американским государством, выбивая себе земли, дотации и прочие блага. Вы слышали об индейских казино и о том, что индейское племя семинолов в 2006 году купило сеть ресторанов Hard Rock Cafe за $965 миллионов? В свое время эти самые семинолы после трех войн с армией США ушли жить на болота Эвергле;йдс для того чтобы сохранить свою идентичность.
Примеры невероятной живучести культур можно найти и в более современной истории. Четверть века (с 1990 года) в ЮАР существует город африканеров («только для белых») – Орания. Уже двадцать шесть лет, после отмены апартеида и всех последовавших за этим художеств чернокожих, полторы тысячи человек держатся, отбивая попытки отсудить у них землю и закрыть их радиостанцию. Полторы тысячи человек, Карл. А мы все плачем, что нам в России не хватает русских для строительства Русского Национального Государства. Впрочем, события в Крыму и на Донбассе показали, что русские явно начинают просыпаться.
То есть по Креберу культура может неоднократно переживать циклы упадка и возрождения в зависимости, как от внешних, так и от внутренних причин. Иногда живучесть отдельных элементов культур может доходить до анекдотичных ситуаций. На Маркизских островах (Французская Полинезия) аборигены, которым колонизаторы много десятилетий запрещали делать национальные татуировки, сегодня, после отмены запрета, делают их по русским гравюрам, которые были написаны во время пребывания на островах кругосветной экспедиции Крузенштерна и Лисянского.
Согласно теории Кребера жизнеспособность культуры складывается из двух вещей – это внутренние инновации и внешние заимствования. И то и другое, может быть либо удачным, либо неудачным. В случае удачи эти вещи двигают культуру вперед, в случае неудачи – тормозят развитие культуры. Русские сильны как в изобретении инноваций, так и во внешних заимствованиях. Мы много позаимствовали во времена Петра I и многое создали в XIX-начале XX века. 
Русская культура подобна голограмме. Если отрезать от голограммы маленький кусочек и посветить на него лучом лазера, то мы все равно увидим целое изображение. До революции в селе Дятьково стоял Преображенский храм, в которой находился единственный в мире хрустальный иконостас, созданный в 1855 году Мальцовскими мастерами-хрустальщиками. В 1929 году это чудо было разрушено воинствующими атеистами вместе со зданием храма. Из всего убранства церкви уцелел один хрустальный подсвечник и одна целая хрустальная плита от иконостаса, неожиданно найденная несколько десятилетий спустя при осушении местного пруда. Плиту поместили в местный музей хрусталя.
Великая отечественная война стала для Дятьково катастрофой. Город и дятьковский хрустальный завод были разрушены. Погибло большинство жителей и мастеров-хрустальщиков. В 1989 году в Дятьково был построен новый Преображенский храм. Когда встал вопрос о восстановлении хрустального иконостаса у немногих потомственных Мальцовских мастеров спросили, смогут ли они его воссоздать. В их распоряжении была только единственная музейная плита от старого иконостатса да несколько уцелевших фотографий. Мастера согласились и принялись за работу. Копировать хрустальный иконостас в точности было невозможно, главное было воссоздать чудо. И чудо вновь заиграло хрустальным многоцветьем от церковных свечей, возродившись от одной уцелевшей хрустальной плиты, будто голограмма от своего кусочка. Мы верим в то, что этим сказочным многоцветьем реальных достижений в обозримом будущем заиграет и Русское Национальное Государство.
И, кстати говоря, девятой и последней из великих культур Освальд Шпенглер считал как раз пробуждающуюся русско-сибирскую цивилизацию. Да, наше пробуждение было отсрочено на целый век, но от этого мы русские будем только злее, когда пробьет наш час.