Шесть моих невест

Гал Аник
Что нового? Посмотрела спектакль «Шесть моих невест» в Академическом театре драмы имени В. Савина с Ярославом Бойко в главной роли. Совершенно неожиданно под этим названием с первых же мизансцен узнала «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Конечно, написать сценарий по этой повести для театра, по мотивам, как сейчас говорят, а тем более поставить спектакль после известных всем кинофильмов довольно сложно. Потому и пишу о том, что удивила сложность постановки.
По сюжету первоисточника мы видим жизнь девушек-зенитчиц и в ретроспективе до войны, и в условном «настоящем» - на войне, в 1942 году. С одной стороны – «наши», с другой стороны – враги, и ясно, что без этого противостояния нет конфликта, нерва постановки. Так вот, фашисты в спектакле остались за кадром. В этом-то и сложность – перевести их в разряд внесценических действующих лиц, но тем не менее показать захватывающие картины войны. Да и в отличие от повести, зенитчиц, идущих на бой с врагом, в спектакле не пять, а шесть. Шестая, оставшаяся в живых, рассказывает полную драматизма историю девушек, которые могли бы стать невестами, жёнами, матерями, но не стали ими, потому что погибли в неравной схватке с фашистами, защищая родную землю. Это Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Соня Гурвич, Лиза Бричкина в исполнении молодых талантливых актрис. Замечу, что их очень точно подобрали по внешним данным и особенностям личности. Пять судеб и пять характеров. Люди перед лицом гибели со своими слабостями и мечтами. Цена героизма и пронзительный протест против войны, потому что у неё «не женское лицо». Конфликт между тем, что могло быть, и тем, что стало...
Спектакль, конечно же, задел за живое. В нём немало песен, музыки, танцев, и это делает его не заурядным произведением о Великой Отечественной войне, а вызовом нам, благополучным, сегодняшним, но, не умеющим радоваться мирной жизни. Зритель не увидел сложности режиссёрской задумки и постановки. Он увидел слаженный ансамбль актёров во главе с Ярославом Бойко и его старшиной Васковым, который берёт всю вину за войну и гибель девушек-зенитчиц на себя. Это его мера ответственности за Родину: мог, но не сумел сберечь, как писал А.Т. Твардовский в одном из стихотворений. Мог, но не сумел сберечь людей, доверенных и доверившихся ему, от горя, от гибели. В спектакле удивительно много стихов, которые проникновенно вписываются в канву сюжета. В том числе и стихи Гёте, немецкого поэта, томик которого Соня Гурвич, еврейская девушка, пронесла через войну и через свою недолгую жизнь. И эта ненавязчивая духовность как бы объединяет лучших представителей разных времён и народов против войны, напоминает о человеческих, созидающих мир ценностях: любви во всех её проявлениях, мирном небе без клубов дыма и взрывов, о семье и доме, о взаимопонимании и крепкой дружбе.
Искренность, яркость, динамизм игры, пластика движения, скупые, но точные декорации, ладно сшитые костюмы, танцевальные композиции, и особенно финальная сцена – появление погибших в белых сорочках, как символ бессмертия, сделали свое дело: спектакль у многих вызвал слезы... Зал, конечно же, аплодировал. Молодцы все, кто дал книге "А зори здесь тихие" вторую жизнь! Только жаль, что по каким-то причинам ушли от первоначального названия. Может быть, опасались, что зритель не пойдёт на знакомое всем по экранизации произведение… Может быть, это дань режиссёрской задумке – показать девушек, которые могли бы стать невестами, но не стали ими.
В любом случае, зрителю надо доверять до конца. В театр не ходит тот, кто его не любит.
И я рада, что посмотрела этот спектакль и сфотографировалась с Ярославом Бойко и с актрисами на память. К сожалению, не было программки, чтобы поимённо назвать всех без ошибки, но осталось ощущение причастности тому, что выше нас, тому, что заставляет думать и думать... А девушкам, играющим тех, кто ценой гибели даровал нам жизнь, дай Бог, большого будущего, счастливого настоящего и востребованности на сцене!