Ангел и хранитель или коварный искуситель

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



Тайна рождества Христова приковывает к себе внимание бесчисленных исследователей. Все понимают, что невозможно переоценить значение этого события для всей истории христианства, и в меру сил стремятся «отыскать всему начало». Увы, тернистым оказывается сей путь «к истокам», ибо Писание и Предание вольно или невольно окружают «начало» многочисленными загадками и умолчаниями.

Трудно постичь, почему 2 евангелиста – Марк и Иоанн - вообще не упоминают об этом важнейшем событии, а свидетельство Матфея («родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода») напоминает казенную отписку. Только у Луки можно почерпнуть некоторые подробности, хотя и он предпочитает описывать обстоятельства зачатия, вынашивания и рождения…Иоанна Крестителя.

Создается впечатление, что богоизбранные хронографы разучились пользоваться календарем, хотя их предшественники дотошно фиксировали даже менее значительные события*.

------------------------------------------------------
       *«[И сделал совет] в первый месяц, который есть месяц Нисан, в двенадцатый год царя Артаксеркса,...и
         пал жребий] на двенадцатый месяц, то есть на месяц Адар”. (Есфирь 3 7)
         «В двенадцатый месяц, то есть в месяц Адар, в тринадцатый день его, ... Иудеи взяли власть над
         врагами своими» (Есфирь 9 1)
        «В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино” (Неемия 2 1)
        «...на втором году царствования его, в месяце Нисане, месяце первом”. (2 кн. Ездры 5 6)
------------------------------------------------------

Глубокомысленные «объяснения» типа: «Сие есть Великая Тайна», «Господь хотел сокрыть Сие от нашего взора» - лишь подтверждают нежелание евангелистов или Господа углубляться в эту тему.

Между тем, реконструировать «начало» необходимо хотя бы для того, чтобы доподлинно установить происхождение Основателя христианского учения, который неоднократно называет себя Сыном Божиим, а своим отцом – Отца Небесного (Мф 15:13, 18:35, Мк 14:61-62, Ин 6:32, 8:54, 10:36). В тех же выражениях к нему обращаются изгоняемые бесы, восторженные ученики и суровые судьи (Мф 8:29, 14: 33, 16:16, 27:54, Мк 3:11, 15:39, Лк 4:41, Ин 1:49, 6:69, 11:27).

Может показаться, что речь идет о небесном прародителе Христа, но это впечатление ошибочно. Дело в том, что у иудеев было принято именовать Бога своим отцом (Ин 8: 41) и они не воспринимали это наименование буквально. Да и сам Иисус порой называет иудеев детьми Отца Небесного (Мф 5:48, 23:9, Мк 11:26). Однажды Спаситель ссылается на то место в Писании, где «Он» даже называет людей богами (Ин 10:34-35). Поэтому возвышенные именования ничего не говорят о сверхъестественном происхождении Христа. Иисус и все остальные всего лишь пользуются общепринятыми идиомами.

Более серьезными являются заявления о том, что Спаситель послан к людям самим Богом, то есть является его уполномоченным (Лк 4:18, Ин 6:38, 8:42, 17:3). Однако, такими порученцами, отправленными Богом и выполняющими его волю, можно считать всех пророков. Моисей, Илия, Елисей, Исайя, Самуил, Иона – все они сообщались с Богом и выполняли его личные распоряжения. Иоанн Предтеча слышал глас божий и всех уверял, что послан самим Всевышним. Глашатаем царя небесного считает себя и апостол Павел (1Кор 4:9, 2Кор 5:20, 1Тим 1:1). Таким образом, уполномоченность также не является отличительной особенностью Иисуса и свидетельством его божественного единородства.

Иногда Иисус говорит о взаимопроникновении его и Отца (Ин 10:38, 14:9-10). Но из других высказываний Основателя следует, что тем же свойством обладают некоторые люди, - например, апостолы (Ин 14:20).

Несколько раз Евангелия утверждают, что Иисус сошел с небес и вернется туда (Ин 6:38, 13:1, 16:27-28). Но и в этом он не одинок. Как известно, пророк Илия уже возносился живым на небо и должен вновь сойти оттуда на землю, предваряя явление Мессии. Ученики Христа считают, что восходил на небо и спускался оттуда Иоанн Креститель, которого Иисус называет наименьшим в Царствии Небесном (Мф 17:13, 11: 11). А Предание утверждает, что праведный Енох также попал на небо живым….

Пожалуй, только заявления Иисуса о его тождественности Богу-Отцу можно считать выходом за пределы иудейской традиции и претензией на божественное происхождение. Только высказывания типа «Я и Отец – одно» (Ин 14:30) ортодоксальные иудеи действительно могли признавать богохульством.

Впрочем, сам Иисус избегал подобных выражений, словно пытаясь обойти стороной вопрос о своем отце. Достаточно заменить традиционно-торжественное «Отец Мой» на скромное «мой отец», а многозначительное «Пославший Меня» на обыденное «тот, кто меня послал», чтобы подавляющее большинство высказываний утратило привычную сакральность.

А между тем, претендент на исключительность располагает отличным доказательством своего особого статуса: он единственный, кому удалось явиться на свет от девственной матери. Если это небывалое событие действительно имело место, то его можно смело причислять к чудесам и считать доказательством сверхъестественной природы Христа. Однако, Иисус предпочитает голословно связывать себя с Богом (порой повторяя это по 15-20 раз как заклинание)*, но НИКОГДА не ссылается на феномен своего рождения и сопутствовавшие ему невероятные события:

       • свидетельство Ангела Господня Гавриила деве Марии;
       • свидетельство Елизаветы;
       • откровение Господне Иосифу;
       • восхождение Вифлеемской звезды;
       • поклонение волхвов;
       • откровение Господне волхвам;
       • свидетельства старца Симеона и пророчицы Анны;
       • поклонение пастухов;
       • спасение от истребления младенцев в Вифлееме;
       • предостережения Господни Иосифу.

Все эти хрестоматийные события, вроде бы подтверждающие неземную природу Спасителя и воодушевляющие массы верующих, не производят большого впечатления на самих участников событий**. Более того, близкие Иисуса, живущие рядом с ним и «слагающие все в сердце своем», не только не веруют в него, но даже принимают своего сына и брата за безумца***!
Стоит ли после этого удивляться, что происхождение Основателя до сих пор вызывает вопросы и порождает гипотезы?

------------------------------------------------------
        *Ин 8:16-55, 10:15-38, 14:1-31
      **Мария дивится каждому знамению, словно ее не подготовил Архангел Гавриил.
          Ни мудрые волхвы, ни пророчествующие Захария, Елизавета, Симеон и Анна не предупреждают святое
          семейство о грозящей опасности.
          За 40 дней, прошедших со дня рождения Мессии, ни один иудей (включая Захарию, Елизавету, Симеона
          и Анну) не торопится выразить свое почтение Сыну Божию.
          Пастухи, направленные Ангелом Господним, посещают Иисуса при рождении, но больше у него не
          появляются.
   ***И все это происходит в набожной семье, где один из братьев Иисуса – Иоанн – с рождения посвящен в назореи!
         Неужели слова Ангела и откровения для них ничего не значат?
------------------------------------------------------

 


                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
 
           Итак, Сын Божий или Сын Человеческий? Слово, претворенное в плоть, или же плоть, творящая Слово?
           Вряд ли сегодня возможен убеждающий всех ответ при таком обилии противоречий и недомолвок. Можно
           лишь надеяться, что появление в будущем новых достоверных материалов позволит пролить свет на тайны
           «краеугольных камней» христианства. Нам же остается выдвигать гипотезы, снимающие часть
           противоречий.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




ТЫ ЛИШЬ ВОШЕЛ – Я ВМИГ УЗНАЛА

Из четырех евангелистов один Лука подробно пересказывает историю рождения Иисуса, которая в его изложении становится весьма таинственной: приходят в движение потусторонние силы, небесные тела срываются со своих орбит, чужеземцы возлагают сокровища к ногам младенца, не имеющего биологического отца…

Все начинается спустя шесть месяцев после неожиданного зачатия Елизаветы:

     «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве,
        обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся,
        Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и
        размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не  бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать
        у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и
        наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать
        над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда
        Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя;
        посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
        Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей
        уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба
        Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.
        Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин…» (Лк 1 26-39)

Прежде всего бросается в глаза простодушная обыденность, которую привнесла в повествование Мария (кто еще мог рассказать Луке о ее встрече с Гавриилом?). Автор так обстоятельно передает разговор девицы и ангела, что в памяти невольно всплывают картинки из Декамерона. Если отложить в сторону традиционную благостность и взглянуть на эту сцену глазами Бокаччо, то на первый план выступают весьма куртуазные детали.

Вот ангела посылают «от Бога» в Галилею, в захолустный Назарет к девушке Марии и он, подобно любому смертному, ВХОДИТ в дом Марии (хотя обычно он внезапно ПОЯВЛЯЕТСЯ перед своим собеседником).

Вот он галантно ПРИВЕТСТВУЕТ девушку (хотя нигде больше этого не делает). Конечно, провинциалка Мария СМУЩЕНА его словами, а пуще того – блеском и красотой пришельца (обычно появление ангела внушает людям страх или ужас)*.

Дивный гость, ПОХОЖИЙ на ангела**, без лишних предисловий объявляет, что Бог решил сделать ей ребенка, который непременно возвысится до великого царя Израиля. Предполагается, что все женщины только и мечтают о таком приключении, поэтому безвестная деревенская девушка, на которую пал выбор Господа, должна с восторгом встретить это сногсшибательное известие.

Однако, галилеянка не падает ниц, а деловито выясняет, кем и как будет совершено ее оплодотворение, ежели до сих пор этим не озаботился ее законный супруг (прочие детали пророчества – величие, престол Давида и бессрочное царствование – она оставляет без внимания). Смышленая юница сразу догадывается, что зачатие случится в отсутствие мужа, здесь и сейчас, хотя пришлец не указал момента «осенения». «…Вот, зачнешь во чреве, и родишь сына…» - эта фраза вполне могла отсылать в близкое или далекое будущее (например, детям царя Соломона Бог заранее предрекает неприятности, случившиеся через много лет).

Посетитель не обижается и не наказывает простушку-девственницу немотой, как въедливого Захарию, а снисходительно поясняет, как это делается у Бога (сначала он “найдет на тебя», а потом – «осенит тебя”). К слову поминает и Елизавету, которую Бог также не обошел своим вниманием. Кстати, она уже на шестом месяце и можно представить, как тяжело ей обходиться своими силами. А ведь она – твоя родственница!***

Аргументы гостя (а пуще – его манеры и внешность) завораживают неопытную девушку, и она простодушно СОГЛАШАЕТСЯ зачать столь необычным способом (хотя Бог не испрашивал ее согласия, а всего лишь информировал жену Иосифа о предстоящей «благодати») ….
Наконец, ангел ОТХОДИТ от Марии (а не исчезает!), и она ВСТАЕТ….

------------------------------------------------------
             *В апокрифе «О Рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» эта сцена изложена в таких словах:
               «И на третий день, когда Она пряла пурпур руками Своими, явился Ей юноша, красоту которого 
               невозможно описать. Увидев его, Мария была охвачена страхом и стала дрожать»
           **В отличие от читателей, которым уже известен ранг посетителя, Мария видит перед собой только красивого
               юношу, вещающего от имени Бога.  Гость не представляется, его речь вполне соответствует речи пророка…
               Почему же Мария должна принять пришельца за ангела? Ни ее слова, ни поведение этого не подтверждают.
        ***Из контекста видно, что ангел использует беременность Елизаветы как наглядный пример того, “как это
              бывает” без участия мужа. Тем самым архангел лишний раз подтверждает, что Елизавета
              зачала не от мужа.



                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

         Подобная фривольная интерпретация многих непременно шокирует, однако, она следует букве текста и
         не изменяет ни одного слова в процитированном фрагменте*. Ассоциации в духе Бокаччо возникают
         совершенно естественно (не случайно им отдавал дань А.С.Пушкин**).
         Уважая иные мнения и чувства, автор все-таки считает, что Библия является общечеловеческим культурным
         феноменом и никто не имеет монополии на ее интерпретацию. Вышеприведенный вариант
         демонстрирует лишь то, что НАРЯДУ С ДРУГИМИ ВОЗМОЖНО И ТАКОЕ ПРОЧТЕНИЕ.
         Дальнейший анализ рождественской истории мог бы подтвердить или опровергнуть эту версию, поэтому
         продолжим рассуждения и попытаемся уточнить обстоятельства зачатия.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




АНГЕЛ И ХРАНИТЕЛЬ ИЛИ КОВАРНЫЙ ИСКУСИТЕЛЬ

Еще в Иерусалимском храме, наставляя Захарию, архангел не утруждал себя точностью формулировок. Но в Назарете его заявления уже граничат с обманом. Гость предрекает, что Мария зачнет и родит сына, и это пророчество сбывается***. Он предсказывает, что сын Марии наречется Сыном Всевышнего, и Иисус послушно возлагает на себя этот титул****. Но все остальное…

     • Гавриил сулит Иисусу престол царя Давида, но Иисус не восходит ни на иудейский, ни на израильский престол.
     • Гавриил называет Давида отцом Иисуса, но потомком Давида является Иосиф, который не имеет никакого
                отношения к рождению Иисуса.
     • Архангел предвидит, что Иисус будет царствовать над домом Иакова (т.е. Израилем), но этого не происходит.
     • Он возвещает, что Иисус будет царствовать над Израилем вечно, но не прожив и 40 лет, Иисус погибает,
                через 40 лет после его смерти римляне разрушают Храм, а спустя еще 65 лет (в 135 г н.э.) перестает
                существовать и сам Израиль. Израильтяне и их потомки с таким единодушием отвергают Иисуса
                и его учение, что это пророчество, даже взятое в переносном смысле, не выдерживает критики.

В общем, обходительный Гавриил сулит Марии и ее сыну златые горы, но большинство его посулов не сбывается. Поскольку всеведущий посланец Господа не может ошибаться и лжесвидетельствовать, логично предположить, что

======================================================
к Марии в Назарет приходил совсем не ангел
======================================================

Таинственный незнакомец был галантен, кружил девушке голову обещаниями. Они были одни и Марию смущали его откровенные намеки….

------------------------------------------------------
         *За исключением одной запятой в строке “Встав же Мария во дни сии, ”: более естественно выглядит строка 
           “Встав же, Мария во дни сии ”. Такое отступление от текста кажется допустимым, поскольку, как известно, в
            оригинале не было не только знаков препинания и гласных, но даже пропусков между словами. Расстановкой
            запятых занимались переводчики, исходившие из своих представлений о сюжете.
      **Имеется в виду пушкинская «Гаврилиада».
    ***Мария называет сына Иисусом, но это вряд ли можно считать сбывшимся пророчеством, так как она просто
           выполняет волю прорицателя.
  ****Родители, конечно, рассказывали ему о Гаврииле, поэтому «самоименование» Иисуса тоже трудно назвать
          сбывшимся пророчеством.
------------------------------------------------------

За недостатком фактов невозможно утверждать, что пришелец вступал с Марией в сексуальные отношения. Но вероятность подобного поворота сюжета не так уж мала. Вспомним, что Мария забеременела сразу после встречи с непрошенным гостем. Затем она последовательно прошла все обычные стадии беременности: зачатие, вынашивание и рождение ребенка.

Все было как у всех, кроме некоторых деталей зачатия: соития, дефлорации, осеменения и оплодотворения. Все это традиция решительно отвергает, предлагая взамен нечто загадочное: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя” (Лк 1 35).

Первый актант этой формулы - Святой Дух - довольно часто нисходит на людей (в том числе и на женщин) и это не вызывает у них никакой беременности. Следовательно, Мария зачала в тот момент, когда сила Всевышнего осенила ее. Означает ли это выражение дефлорацию и оплодотворение девственницы Святым Духом или «осенение» эквивалентно лишь осеменению? А может, не потребовалось даже осеменения и эмбрион Иисуса вопреки законам биологии возник из неоплодотворенной яйцеклетки? Иными словами, следует уточнить, где именно пролегает граница между чудесным и естественным в процессе непорочного зачатия. Соотношение чуда и нормы подсказало бы, какие силы – поту- или посюсторонние – в действительности посетили Марию.



Продолжение http://proza.ru/2016/03/31/591.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).