Еврейские ремесленники

Александр Вишневецкий
   У всех у них (ремесленников) искусные руки, и все они сведущи в своих искусствах; без них не может существовать город, и где бы они ни жили, они не нуждаются в куске хлеба.
                Бен-Сира - автор  книги «Екклезиастик», написанной за два-три столетия  до новой эры.

  В нацистской пропаганде на оккупированных территориях среди многих обвинений  в адрес евреев было и такое " Евреи не любят заниматься производительным трудом". В то же время нацистские оккупанты уничтожали еврейских ремесленников намного позднее, чем остальное еврейское население, пытаясь максимально использовать их труд. Я, как житель еврейского местечка, которое частично уцелело в румынской зоне оккупации во время Второй мировой войны,  знаю не понаслышке о том, как велика была роль его ремесленников  самых разных профессий в создании необходимых условий жизни в самом местечке и окружающих его нееврейских селах.
Разделение на людей, занимающихся умственным и физическим трудом, всегда существовало в Эрец-Исраэль (земля Израиля). К первому относились торговцы, второе направление представляли – сельскохозяйственные труженики и ремесленники. В эпоху своего независимого существования евреи были по преимуществу земледельцами. Ремесленники — лица, производящие изделия ручной работы с применением собственных средств производства на продажу и на заказ представляли собой значительное число людей, упоминания о которых встречаются в описаниях современников эпохи древнего Израиля. Это горшечники, кузнецы,  оружейники, плотники, ткачи, резчики по дереву, каменотесы, каменщики, штукатуры, строительные рабочие, пекари, составители благовонных мазей, ювелиры, мастера по золоту. Без них городская жизнь представлялась невозможной.
Знаменитые мудрецы и талмудисты с большим уважением отзывались о ремесленниках, они утверждали, что тот, кто не обучает своих сыновей ремеслу, учит их разбою, и сами почитали за честь владеть профессией ремесленника.  Ремесленники благодаря своему труду  вели сравнительно обеспеченное существование, их труд  оберегал от пороков, которые проявляются в людях вследствие праздности.
 Моисей назначил главой ремесленников, сооружавших походный храм - Скинию и вместилище для Торы - Ковчег Завета,  мастера резьбы по металлу, камню и дереву,  Бецалеле. В сооружении Иерусалимского храма при царе Соломоне участвовали наряду с каменотесами плотники, резчики по камню, дереву и металлу, прядильщики, кузнецы, литейщики, ювелиры. В царствование Хизкияху в Иерусалиме в скале был высечен подземный водовод длиной в 480 м на глубине 40 м; землекопы вели работу одновременно с двух концов туннеля и встретились на полпути. Навуходоносор угнал в Вавилон десять тысяч евреев, из которых семь тысяч были воинами, а остальные — ремесленниками. Среди тех, кто участвовал в строительстве Второго храма были плотники и каменщики, резчики по дереву, кузнецы и горшечники.  Широкие строительные проекты в Иерусалиме и Кесарии, осуществленные Иродом I, включая перестройку Храма, требовали умелых работников всех специальностей — каменщиков, плотников, кузнецов, ткачей, золотых и серебряных дел мастеров и т. п. В Иерусалиме перед его захватом римлянами в 70 году  до новой эры ряд  улиц и кварталов были населены ремесленниками. В Талмуде содержится описание большой синагоги в Александрии, где прихожане сидели группами по профессиям: кузнецы, прядильщики, золотых дел мастера, серебряники. Некоторые  ремесла требовали специальных приспособлений и больших навыков. Таким, например, было ремесло горшечников, резчиков по дереву, камню и металлу. В Иерусалимском и Вавилонском Талмудах содержатся многочисленные упоминания о ремесленниках в Эрец-Исраэль и об их экономической стабильности, несмотря на разрушение Второго храма.
 Оторванные от родной земли и от привычного, унаследованного от отцов и дедов, образа жизни еврейские изгнанники в диаспоре обратились к  занятию производственной и торговой деятельностью. Иудейство продолжало существовать в изгнании как нация без крестьян, состоящая в основном из горожан, занятых в различных профессиях, но чаще всего евреи занимались ремеслом. Это происходило во всех крупнейших центрах еврейской диаспоры, в Месопотамии, в Александрии, в Риме, позднее в Византии и Западной Европе.
К 8 веку новой эры евреи были вытеснены из сельского хозяйства в Европе и мусульманских странах, и ремесла стали почти единственной экономической сферой, в которой евреи были заняты физическим трудом, производя товары не только для еврейской общины, но и для христиан. Профессия ремесленника в средние века пользовалась уважением. Когда в византийской империи ко времени Юстиниана I в широких размерах развилась шелковая промышленность, еврейские ремесленники заняли в ней видное место. Еврейские ремесленники были наиболее искусными мастерами в шелкопрядении и красильном деле Греции.   К 13 веку на юге Европы христиане постепенно вытеснили евреев из деятельности по изготовлению стекла и бумаги. Среди евреев Германии и северной Франции в тринадцатом и четырнадцатом веках встречаются каменщики, кожевники, оружейники, граверы по  камню, стекольщики.
  Рядом с шелкопрядением и красильным делом евреи в Италии занимались и другими ремеслами, причем особенно распространенным среди них было портняжное мастерство, встречались евреи-суконщики, многие занимались также ювелирным делом. Повсеместно в Италии встречались евреи-копиисты рукописей, которых с изобретением печатного дела заменили типографы. Еврейские типографии уже к концу средних веков были во многих городах, существенным и уважаемым занятием у евреев считалось книгопечатание.
 В Сицилии евреи занимались изготовлением различных металлических изделий; точно так же на острове Сардиния было много евреев - кузнецов, слесарей, серебряных дел мастеров, ткачей. Евреи заняты были также в строительном деле и в горной промышленности острова.
  В диаспоре никому никогда  не удавалось полностью изгнать евреев из ремесел, особенно в красильном деле и ювелирном производстве. Когда в царствование Фердинанда Католика поставлен был вопрос об изгнании евреев с острова Сицилии, должностные лица, стоявшие во главе управления острова, постановили обратиться к королю с протестом, где они, между прочим, писали: «Другое затруднение (вытекающее из факта изгнания евреев) заключается  в том обстоятельстве, что в этой стране почти все ремесленники евреи. Если все они одновременно удалятся, то христиане будут после этого испытывать большой недостаток в рабочих, опытных  в различных ремеслах и изготовлении различных изделий, в особенности в железных промыслах, в кузнечном ремесле и горном деле так же, как и в постройке кораблей, галер и прочих морских судов».
  И в Испании ремесло было широко распространено среди евреев. Шелководство в Испании, как в Италии, составляло одну из важнейших отраслей еврейского ремесла, оно процветало здесь еще в десятом веке. Об этом сообщает Хасдай в своем известном письме к хазарскому кагану. Около того же времени шелковые ткани, производимые евреями в Испании охотно приобретались в придворных сферах. В 14 веке во многих еврейских общинах Испании (Барселоны, Сарагосы и др.) больше половины работающих мужчин составляли ремесленники.  Ремесло оставалось распространенным среди испанских евреев вплоть до времени изгнания их из Испании. Между ремесленниками встречались ткачи, сукноделы, золотых дел мастера, плотники, цирюльники, башмачники, портные, мельники, медники, седельники, канатчики, горшечники, экипажники, корзинщики, сапожники, портные, ткачи, механики, кузнецы, плотники, гончары и красильщики.
Мастерские еврейских ремесленников иногда были значительных размеров, в них имелись многочисленные технические приспособления для соответствующих работ. В странах ислама в структуре еврейского общества отличительной чертой была широкая прослойка ремесленников самых различных профессий, сохранившаяся до новейшего времени.
  Вплоть до 15 века христианские ремесленные гильдии постоянно препятствовали росту еврейского ремесленного сословия, хотя из-за вытеснения евреев из области товарной и денежной торговли они вынуждено обращались к ремесленному труду. Только члены христианских гильдий могли производить свои товары для продажи, конкуренты не допускались, что вынудило еврейских ремесленников продавать свои товары в основном в своих общинах. 
  Еврейские ремесла стали все более общей чертой польских городов шестнадцатого века, о чем свидетельствуют неоднократные жалобы нееврейских гильдий муниципальным властям, которые были решительно против организованной еврейской деятельности из-за конкуренции.  Еврейские ремесленники сумели закрепиться на нееврейском рынке путем ходьбы в деревни и за счет  снижения цен. В течение шестнадцатого века евреи продолжали вторгаться в различные профессии, связанные с ремеслом, например – стекольщики, изготовители оружия, несмотря на препятствия, возводимые на их деятельности христианскими гильдиями.
Расширение еврейской ремесленной деятельности в течение семнадцатого и восемнадцатого веков явилось результатом демографического роста, войн и глубоких экономических перемен. В Польше 17 столетия  «всякий еврей — либо ремесленник, либо торговец». Среди ремесленников Праги семнадцатого столетия были скорняки, плотники, слесари, стекольщики, гончары, дровосеки. В 17 столетии большинство евреев Рима зарабатывало себе на жизнь, как портные.  Евреи были вовлечены во все большем числе ремесел на протяжении восемнадцатого века. Они обратились к новым формам ремесла, таким как металлические изделия, перевозки, столярные изделия, мыло и производство свечей. 
К 18 веку относится открытие еврейских школ ремесел. Австрийский император Иосиф II включил в «Указ о терпимости» (1782) поощрение к занятию евреев ремеслами.
В 18 веке многие еврейские ремесленники, находившиеся вне цеховых рамок из частных городов польских магнатов, начали поставлять свою продукцию на рынки и ярмарки главных королевских городов. Они доминировали в торговле мехом, что позволило им установить еврейские объединения скорняков и модисток, почти полностью монополизировав эти секторы. Евреи были заметны среди ювелиров и работников по  серебру, занимались также преимущественно портняжным делом, они готовили пищу и напитки для продажи, чинили обувь, столярничали, слесарничали, делали мыло и свечи, работали цирюльниками, изготовляли щетки и гребни.
В первой половине XIX столетия в Центральной и Западной Европе число евреев-ремесленников резко сократилось вследствие их перехода к более доходным и престижным профессиям, характерным для среднего класса. Эмансипация в странах Центральной и Западной Европы привела к постепенному исчезновению еврейских ремесленников. В наиболее развитых регионах появились еврейские предприниматели, банкиры, промышленники и коммерсанты. Тем не менее, небольшая часть  евреев продолжала заниматься ремеслом, в частности, выделкой кожи и меха, часовым делом. Евреи специализировались на спросе на соответствующие товары со стороны сельского населения.
  С большим сдвигом  по времени шло замирание деятельности  ремесленников в Восточной Европе. В середине XIX века здесь было множество евреев-портных, помимо этого существовал широкий спектр профессий, в которых были заняты евреи - жестянщики, столяры, кожевники, каменщики, шорники, сапожники, ювелиры.
К концу ХIХ века наиболее популярными у ремесленников Румынии являлись изготовление одежды и обуви, 43 процентов всех портных в Бухаресте были евреями, были также много кровельщиков, укладчиков брусчатки. В это же время более 60 процентов алмазов обрабатывали еврейские мастера из Амстердама.  В Лондоне и Нью-Йорке еврейские ремесленники, прибывшие из Восточной Европы, произвели революцию в торговле дешевой одеждой.
  В 20 столетии в конце Первой мировой войны, евреи составляли в Польше 68 процентов всех портных, 86 процентов всех часовщиков и 95 процентов всех шляпников, они работали также в пищевой отрасли. В межвоенной Польше квалифицированный труд был важным источником дохода для еврейского населения. Евреи - портные работали дома или в небольших мастерских, где они использовали несколько помощников. Исследование, проведенное в 1918 году, показывает, что половина ремесленных мастерских Варшавы принадлежали евреям. Ремесленники доминировали в экономически отсталых районах Польши, в основном на юге и востоке. 52 процента еврейских ремесленников Литвы были заняты в текстильной и кожевенной промышленности. В межвоенной Чехословакии, 22 процента экономически активных евреев работали в промышленности и ремеслах.
Что касается Российской империи, то в своей  социальной структуре     местечки в черте оседлости  представляли собой массу  бедных еврейских ремесленников, мелких торговцев и поденщиков. В начале 19 столетия евреи в перенаселенных  местечках наряду с занятием традиционными ремеслами (главным образом портняжничеством, ткачеством и починкой обуви) осваивали новые профессии, которые не требовали длительного обучения и значительных вложений в производственное оборудование, например, изготовление обуви, гужевой транспорт, пошив одежды. Около половины людей, занятых ремеслами в черте оседлости,  составляли портные, производители продуктов питания, столяры, плотники и работники по различным металлам составляли еще около трети ремесленников; распространены были также профессии, связанные со строительством, производством текстиля и кожаными изделиями. Нужда армии в закройщиках и портных породила закон 1855 года, разрешавший каждому полку нанимать одного еврея-ремесленника.    Власти признавали, что  внутри черты оседлости существовало перепроизводство товаров, предлагаемых на рынке ремесленниками-евреями, а вне черты оседлости имел место значительный дефицит мастеров -ремесленников.  Учитывая этот дефицит в городах вне черты оседлости, в 1865 году появляется закон, позволивший евреям-механикам, винокурам, пивоварам и вообще ремесленникам проживать временно повсеместно в России, имея при себе членов своей семьи. Требовались портные, часовщики, жестянщики и булочники. Хотя евреям-ремесленникам и дозволена торговля вне черты оседлости, но только товарами, произведенными ими. Например, не мог торговать готовыми часами часовщик, наказанием за это была высылка и конфискации товара. Состарившийся и отошедший от дел ремесленник вынужден был покинуть город и увезти семью в черту оседлости, где ими было давно утрачено жилье и всякие родственные связи.
 По всей стране к 1897 году число евреев-ремесленников составило около 400 тысяч. Не имея права покупать земельные участки и недвижимость, не имея возможности заниматься сельским хозяйством или промышленным производством (приобрести промышленное предприятие евреям не позволялось) евреи в России могли быть либо купцами, либо ремесленниками.  Среди ремесленников-евреев преобладали портные (25,6 %), сапожники (14,4 %) и столяры (6 %). Также часто встречались цирюльники, красильщики тканей, булочники и мясники. 93 % всех ремесленников-евреев проживали в пределах черты оседлости, где они составляли около 80 % от общего числа ремесленников. Весьма популярным в среде ремесленников  стало печатное дело. В начале XIX века в Российской империи действовал целый ряд еврейских типографий, публиковавших тексты нового хасидского движения. Затем книгоиздательская деятельность в черте оседлости была урезана до двух типографий, получивших от правительства монопольные права (1836). Значительный спрос на книги разнообразной тематики удовлетворялся в российской империи многочисленными издателями из Галиции и Польши, но по очень высоким ценам.
Ремесленники местечек - кожевники, стекольщики, штукатуры и представители других наемных профессий выживали за счет работы с утра до вечера в окрестных деревнях. В городах еврейские ремесленники группировалось по таким ремеслам, которые в большей степени требовали тщательной и тонкой работы, нежели грубого физического труда. Если  в местечках ремесленники были универсалами, то в крупных городах происходила специализация производства. Так, раздельно существовали изготовители мужской и женской одежды, они в свою очередь подразделялись на: жилетников, брючников, пиджачников.
  Высококвалифицированные ремесленники (фортепьянщики, часовщики, золото - серебряники, резчики, музыканты, маляры  переплетчики) были преимущественно евреями. К началу XX века насчитывалось свыше 16 000 кузнецов, около 12 000 плотников, столько же печников, большое количество каменотесов, каменщиков, гончаров, обжигателей кирпича.
  Революция и погромы гражданской войны в России резко ухудшили положение населения. В 1920-х годах в Советском Союзе была разрушена хозяйственная структура еврейского местечка, евреи-ремесленники были лишены своих доходов. Несколько улучшилось их положение в рамках новой экономической политики. Затем к концу 1920-х годов индустриализация и отрицательное отношение властей к индивидуальному ремесленному труду сократили роль ремесел в занятости  еврейского населения. Получение сырья стало сложной задачей; была затруднена продажа своей продукции и налогообложение было очень высоким. Десятки тысяч бывших ремесленников и торговцев лишились не только заработка, но и гражданских прав (стали «лишенцами»). По переписи 1926 года, 23 процентов экономически активных евреев Советского Союза были ремесленниками. В 1929 году 53,6 процента евреев в Украине и 59,7 процента евреев Белоруссии были классифицированы, как занятые в промышленности и квалифицированной работой. Они были вовлечены в пошив одежды, изделий из кожи, печати и пищевой промышленности. В Украине швейная промышленность продолжала оставаться в руках евреев. В 1939 году доля ремесленников среди евреев составил около 20 процентов, в то время как эта доля среди нееврейского населения составляла менее 5 процентов.
  Во время Холокоста спасение многих евреев было связано с еврейскими мастерами-ремесленниками. Так, в партизанском еврейском семейном отряде Тувия Бельского были созданы мастерские, обеспечившие ремонт оружия, пошив одежды и обуви, снабжение всем необходимым своего и других соседних партизанских отрядов. В мастерских портные шили бельё, перешивали и чинили одежду; сапожники чинили и изготавливали обувь из шкур животных, которые выделывали в сыромятне. Шорники производили сёдла и ремни; столяры делали окна и приклады к винтовкам; кузнецы подковывали лошадей и изготавливали необходимые детали для ремонта оружия, шапочники шили головные уборы, на мельнице мололи муку, пекарня выпекала хлеб, колбасный цех производил колбасу и копчёности. В лагере были парикмахерская, часовая мастерская, мыловарня. Всего на различных производствах было занято несколько сот человек. Еврейские ремесленники этого семейного лагеря обеспечили выживаемость не путем добровольно-принудительного отбора продовольствия у местного нееврейского населения, а обменом своей продукции на продукты питания.
В результате Катастрофы европейского еврейства ремесленное производство в Восточной Европе практически исчезло.  В странах Запада, в частности, в США, а также в Израиле индустриализация привела к резкому сокращению видов ремесленного производства. В современной экономике Израиля доля ремесленного производства незначительна и по   показателям примерно такая же, как и в развитых странах Запада.
   Память о той роли, которую играли еврейские ремесленники в  еврейской истории, сохраняется в еврейских фамилиях, отражающих  профессии наших дедов и прадедов (Шустер – сапожник, Шнайдер – портной, Мильман-мельник и т.д.), так и в многочисленных песнях на идиш, и в картинах художников.