Муслим Магомаев. Теплый свет детства Часть I

Лариса Оболенская-Азбукина
В моей памяти остался один телефонный разговор. Прошло столько лет, но он не дает мне покоя. 10 часов утра. Звонок. Когда я спросила об имени звонившего, после минутной паузы я услышала: «Это Магомаев» и далее прозвучала просьба к руководителю. Я испытала огромное чувство неловкости: не узнала знакомый голос певца, песнями которого мы наслаждались столько лет. Его прекрасный баритон любили все. У меня была фотография с его автографом, которую мне прислали из Баку. Про него много ходило легенд и домыслов. Бывает и такая своеобразная плата за огромный талант, огромную популярность, миллионные тиражи пластинок. На одном из концертов его машину несли на руках, правда, недолго. Однажды экзальтированные девушки оставили следы помады, целуя его машину… Потом тишина. Радио, телевидение говорили о новых ансамблях, певцах, музыка порой с одинаковыми ритмами, никчемными словами в песнях "Ау-Уа..." Нет той глубины чувств и страстей, которая звучала песнях Муслима Магомаева. Но мне хочется о нем поговорить. Или как в одной песне Муслима Магометовича "просто напомнить прошлое..."

Муслим родился 17 августа в 1942 году в городе Баку Азербайджанской ССР.

Его дед был удивительным человеком. Муслима и назвали в честь деда. Магомаев-старший работал учителем народной школы в одном из сел Северного Кавказа, в Ленкорани – преподавал историю, химию, русский язык. Но главным в его жизни была музыка. Он создал оркестр из своих учеников, хор, на концертах исполнялись народные песни и собственные сочинения. Кроме того, в этих концертах дед выступал как солист-скрипач.

Не все в детстве интересуются своей родословной. Необходимо время, чтобы осознанно подойти к этому вопросу. И с годами Муслим Магометович восполнил этот пробел: он с интересом просматривал архивы своего знаменитого деда – Муслима Магомаева-старшего, читал его письма, слушал дедовскую музыку
Не удивительно, что у такого одаренного отца родился и одаренный младший сын Магомет. Музыке он не обучался, но играл на рояле, пел приятным голосом, рисовал. Отец Муслима Магометовича был талантливым театральным художником. Он оформлял спектакли в Баку, в Майкопе, там и встретил свою будущую жену Айшет. Характер у отца был противоречив: романтичный, он легко увлекался, мог подраться из-за женщины, иногда был легкомысленный, но в своих принципах суровый и всегда отвечал за слово. Магомет Магомаев буквально ринулся на фронт. Муслим никогда не видел своего отца, от него скрывали этот факт до 10 лет, чтобы не травмировать детскую психику. Сохранились письма, которые писал Магомет своей семье. Уже по этим письмам было видно, насколько любил сына Магомет Магомаев, насколько он был неординарным талантливым человеком. И многое бы успел сделать, если бы вернулся живым с войны. Увы. В звании сержанта разведки он погиб за девять дней до победы, спасая своего друга, который бросился на неприятельский дот. Магомет взвалил его на спину и попытался вынести его из зоны огня. Но вражеская пуля убила сначала друга и смертельно ранила Магомета. «…Пусть знает, что его отец любит его и будет любить до последнего вздоха, и если ему придется умирать, то умрет он с его именем на устах. Вот и все, что я хотел ему пожелать. С приветом, ваш Магомет». Так написал своему сыну Магомет Магомаев.

Дядя его, старший брат Магомета, Джамал заменивший мальчику отца, прекрасно рисовал и часто помогал Муслиму в творчестве. Кстати, он и на рояле играл прекрасно. Муслим не умел хорошо танцевать как отец, зато восточный обычай гостеприимства, который он перенял от дяди, стал одним из достоинств певца.
Достались Муслиму и другие таланты от деда и от отца: любовь к музыке, искусство пения и композиции. Но превыше всего мужчины Магомаевы ценили свою честь. Старший брат Магомета Джамал мог бы усыновить Муслима, но он этого не сделал, потому что считал, что отец может быть только один. О чем он постоянно напоминал Муслиму.

В своих воспоминаниях о раннем детстве Муслим рассказал о прогулке со своей няней – тетей Груней, которая тайком привела мальчика в русскую церковь. И церковь эта оставила навсегда ощущение сказочного терема, где есть добрый Боженька. А еще тетя Груня рассказывала ему добрые народные сказки на ночь. Любовь к сказкам Муслим Магометович сохранил навсегда. Чуть позже к ней добавилось увлечение фантастикой.

А как же музыка? Муслима сначала было решено обучать игре на скрипке, которая осталась от его знаменитого деда в наследство. Но на мальчика звуки скрипки подействовали хуже царапанья гвоздем по стеклу. Не сложилось. И тогда Муслим решил посмотреть своими глазами: почему скрипка не хочет петь. Он неоднократно слышал, что это скрипка «Амати…» «Что же там за Амати сидит внутри и скрипит!» Мальчик поднял верхнюю деку, но в скрипке никого не было, только надпись чернилами «Амати». Пришлось взрослым срочно отобрать скрипку. Ее отремонтировали и вскоре отправили в музей Баку. Заодно изменили решение: обучаться музыке Муслим будет на рояле. Муслиму понравилось подбирать красивые трезвучия, и в пять лет он сочинил первую мелодию. Он помнил ее всю жизнь, затем с поэтом Анатолием Гороховым сделал песню «Соловьиный час». Но Бах… Баха Муслим не просто не любил, ему всегда от него хотелось убежать к друзьям во двор. Он даже ноты прятал, а говорил, что потерял.

В семь лет Муслима отдали в элитарную музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Высокое положение родителей в ней не играло роли. В нее принимали детей только по степени одаренности. Меня удивил факт, что азербайджанский язык был необязательным в школе. В семье все говорили на русском языке. Хотя бабушка Байдигюль была татарка, жена дяди Джамала Мария Ивановна – полька. Интернациональными была не только семья Муслима, но и школа и даже сам город Баку. Из всех предметов Муслиму нравилась только музыка, он твердо решил стать пианистом. Математику ненавидел. Даже репетитор, которого пригласили к Магомаеву, смирился, и они подолгу разговаривали о музыке. А тетя Мура нахваливала племянника за усердие! Она-то ведь не слышала, о чем говорит ее племянник, и была уверена, что разговор идет о математике! Педагоги встречались разные. С некоторыми Муслим переписывался всю жизнь. Был в школе замечательный педагог по музыке Арон Израилевич, который предложил приветствие: "Си ми ля ре соль до фа", а учащиеся должны были ответить ему: "Фа до соль ре ля ми си "», тем самым он легко научил детей кварто-квинтовому кругу. В школе Муслим за словом в карман не лез. Однажды учительница по биологии спросила: «Магомаев, почему у тебя растут усы?» «Не знаю». – ответил Муслим. Но когда педагог ответила, что посоветуется с другими мужчинами: что надо сделать, чтобы усы перестали расти, он посоветовал «заодно» обратить внимание на свои усики.
В то время вышел на экраны фильм «Тарзан» с Джонни Вайсмюллером в главной роли. Вся страна была увлечена героем, подражал Тарзану и Муслим. В результате он сломал руку, упав с дерева. К сожалению, руку пришлось ломать еще раз, потому что она срослась неправильно.

Дядя Джамал работал заместителем председателя Совета Министров Азербайджана, по статусу ему полагалась правительственная дача, на которой часто проводил время Муслим. Не было никаких разговоров, чей отец главней. Дети были как дети: играли, озорничали, ссорились, мирились, выясняли отношения иногда и с помощью кулаков. Лазили по огородам, однажды залезли на продовольственный склад. Не ради куска хлеба, а ради приключения. И все равно времяпровождение на этой даче было полезным и даже познавательным. Ведь можно было смотреть фильмы, которых еще не было в прокате. Муслим никогда не был пионером, не был и комсомольцем. Как он говорил о себе в интервью: «Любил похулиганить…» Но в тоже время он всегда спрашивал разрешения на оставшиеся от завтрака деньги купить мороженое. Тогда, наверное, все дети понимали разницу между словами «необходимость» и «хочу».

Почему я так подробно рассказываю о семье Магомаевых. Мне кажется, чтобы понять человека, надо больше узнать в какой среде он воспитывался. Что кроме музыки питало его душу. Воспитывали Муслима в строгости. Хотя гораздо позже Муслим понял, что дядя любил его как родного сына, и мне кажется как сына любимого брата, погибшего на войне. Рассказывая о семье Муслима Магометовича, надо рассказать и о его матери. В детстве Муслим не мог понять, почему его мама не живет в квартире дяди, или хотя бы в одном городе. Дело в том, что Айшет Ахмедовна была драматической актрисой. Она прекрасно пела, голос у нее был красивый, аккомпанировала на аккордеоне. А что такое аккордеон в провинции, или гармошке на селе! Это все! Под эти инструменты танцевали и пели и хором и соло. У Айшет отец был турок, мать адыгейка наполовину, а наполовину русская, родилась в Майкопе, училась в Нальчике. Одаренная, эффектная женщина. К тому же свободолюбивая. Бабушка Байдигюль, всегда выговаривала ей про «цыганский образ жизни», и сначала выпросила у Айшет сына на три года, но мать скучала по ребенку, и однажды даже украла Муслима, увезла в Вышний Волочек. Там Муслим прожил целый год. Он продолжил музыкальное образование, узнал впервые, что такое снег и лютый мороз, которого он не видел в теплом Баку. Дети местные сначала смотрели на него как на птицу заморскую, но у детей отношения гораздо проще. Муслим научил местных ребятишек правильно говорить слово «Азербайджан», а они научили его играть в снежки.

Наверное, в этом месте я сделаю паузу, и в следующем повествовании продолжу рассказ…
http://iledebeaute.ru