Родословие Иисуса Христа

Попова Алла
Величественна тайна во Вселенной,
Сам Бог явился во плоти,
Все царства замерли от тайны этой,
Небесных, преисподней и земли.

Где взять слова, чтоб к описанью,
Величия и простоты  деяния сего,
Сошёл престол  небес на землю,
Явилось в  нашем теле Божество.

Внимая, звёзды пели гимн земле,
И радовались Ангелы, ликуя,
А люди в изумленьи размышляли,
Кто сей,лежащий в яслях на земле.

            Родословие Иисуса Христа в его земном воплощении

Некоторые люди, читая Библию, говорят, что она  полна противоречий.  На первый взгляд, если читать Библию  отрывками или не знать некоторых законов и постановлений, данных  израильскому  народу, то кажется, что такие противоречия существуют. Одно из таких противоречий это как-бы два  родословия Иисуса Христа.
 
В  Новом Завете  Библии помещены 4 Еванглия, написанные разными людьми.  Каждое из них описывает определённую  грань  личности Иисуса Христа.  Попробуем коротко пояснить  это на примере  родословных  Иисуса Христа.  Ев. Матфей  даёт  первую родословную  и  вторую  даёт Лука.  В то время родословную каждого  члена израильского общества   можно было легко проверить. Начало своей родословной, евреи, по некоторым историческим сведениям, ведут, начиная  из  Египта. Позже,  каждый новорожденный приносился в храм для записи, что такой- то  родился  в таком- колене. Сведения  родословных  хранились в храме. Ко времени рождения Иисуса Христа храм ещё не был разрушен, следовательно  Его родословие было известно.
 
В двух Евангелиях от Матфея и от Луки мы находим родословие Иисуса Христа по плоти. Оба они одинаково свидетельствуют о происхождении Иисуса Христа от Давида и Авраама, но имена в одном и другом не всегда совпадают. Так как Ев. Матфей писал своё Евангелие для евреев, то ему важно было доказать, что Иисус Христос, согласно ветхозаветным пророчествам о Мессии, происходит  от Авраама и ведёт родословную далее по  линии царя Давида. Одно из таких пророчеств мы находим у пр.Михея,-"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" Мих.5:2.

Но начинает он  своё повествование с родословия Иисуса Христа, по линии Иосифа.  Зная, что Иисус не был сыном Иосифа, Ев.Матфей не говорит, что Иосиф родил Иисуса, как это было принято  у еврейского народа,  а говорит: « Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христом ». Иаков  -отец Иосифа.  Эта  линия идёт к царю Давиду через Соломона, сына Давида и далее  к Аврааму, прародителю евреев.( Мф.1:7,16)  И вот  возникает вопрос, почему дано родословие Иосифа, а не Марии, если он не является отцом  Иисуса?  На это отвечает уже  закон, описанный в Ветхом завете. Евреи не имели обыкновения вести родословие по женской линии. Но тогда невозможно доказать ведёт ли род Марии к царю Давиду?  На это тоже в Ветхом завете находится ответ, который уже использует Лука в своём Еванглии.
   
Итак, второе описание родословной Иисуса Христа мы находим в Евангелии от Луки.  Евангелист Лука ведёт родословную Иисуса по линии отца Марии, который тоже стоит  в линии царя Давида, он говорит,-« Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев.» и далее проходит через все колена  этого рода и заканчивает « Адамов,  Божий». (Лк.3:23,38) Первое, что хочет показать Евангелист Лука, что Иисус родился на земле в линии общего человеческого рода Адама. Но  здесь как-будто есть противоречие. У Матфея об Иосифе, муже Марии, сказано: «Иаков родил Иосифа», то есть отец Иосифа, мужа Марии –Иаков. (Мф.1:16)  Лука  же пишет « Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев.. (Лк.3:23) Здесь отцом Иосифа назван Илий. Получается, что у Иосифа  как-бы разные отцы. Ответ опять находим в еврейской истории Ветхого завета. Однажды возник вопрос среди дочерей некого Салпаада,которые обратились к Моисею с вопросом, - « За что исчезать имени отца нашего из племени его, потому что нет у него сына? дай нам удел среди братьев отца нашего.  И представил Моисей дело их Господу.  И сказал Господь Моисею:  правду говорят дочери Салпаадовы; дай им наследственный удел среди братьев отца их и передай им удел отца их» (Числа 27:3-8 С того времени это постановление стало законом в Израиле, если в семье не было сыновей, а только дочери, то  им передавался в наследство  земельный удел их отца.   Тогда  мужчина, женившись на такой дочери, должен был принять  имя её отца, чтобы  не дать  исчезнуть этому  роду  из колен Израилевых.  Именно такой дочерью была Мария, потому у Луки Иосиф назван уже, как сын её отца- Илия, по еврейски Иоаким, который был отцом Марии.  Но есть один  момент, мужчина, за которого выходит замуж дочь-наследница,  должен быть неприменно из её колена. Потому и Мария, как и Иосиф были из колена Иуды от которого  происходил  и царь Давид.
 
Чтобы не было сомнений так ли это, в Ветхом  завете есть ещё подобные примеры, например: Салафииль показан у Матфея сыном Иехонии (Мф1:12), а у Луки сыном Нирии. (Лк.3:27) У древних евреев, и не только евреев, было не в обычае вводить имя матери в родословную, например о матери Соломона, жены царя Давида, сказано: « родил Соломона от бывшей за Уриею». Только в некоторых случаях упоминается имя женщины, если есть особые обстоятельства, когда например в родословную вплеталась женщина в исключительных случаях. (Мф.1:3,5,6)
    
Почему так важно было отразить  две линии родословия Иисуса Христа?  Главным в  родословии Ев. Матфея показать,  что Иисус происходит от царского рода Давида по линии отца, так как учитывалась именно линия отца.  А  для всех  оставалось  тайной, что Иосиф не отец Иисуса по плоти.
 
Лука, в своём Евангелии, делает акцент уже не на Иосифе, а как раз на родовой линии Иисуса Христа от Марии, от которой получил человеческую  плоть.   Здесь  родословная Иисуса переходит сразу к Его деду, отцу Марии, что ещё раз  подчёркивает, что Иисус не имел земного отца. ( Лк.3:23)  Но и Мария  стоит в линии царя Давида, потому Иисус Христос  имеет законное право быть царём  над Израилем.

Два остальных Евангелиста  не приводят родословия вообще. Ев. Марк описывает Иисуса Христа, как раба и жертву, а какой раб имеет родословие? Иоанн описывает Иисуса, как Сына Божьего и говорит о Нём,- « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...»  Апостол Павел  добавляет к этому в послании к Евреям,- «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни...» (Евр.7:3) Есть интересный момент в принесении даров новорождённому Иисусу волхвами– золото, ладан и смирна.(Мф.2:11) В выборе даров усматриваются те же линии Иисуса Христа:- царская, человеческая- жертвы  и Божественная. Золото – подчёркивает царственность—Иисус, царь Израиля. Смирна употреблялась при бальзамировании усопших тел, для жертвы. Ладан воскурялся Богу,потому Христос с полным правом говорил,- «Я  и Отец одно».(Ин.10:30) В этих коротких символах открыто происхождение Иисуса Христа на земле.Нужно только видеть и сопоставлять факты.