О высокой морали. Часть 7-я

Роман Огнев
Сатирическим пером

О ВЫСОКОЙ МОРАЛИ
или
ИХ НРАВЫ

Часть 7-я

Что видим, то и поем
/ два притопа, три прихлопа /

О уровне культуры общества и его морали свидетельствует не только количество бродячих собак на улицах городов, бомжей и детей-беспризорников. На них влияют еще и гос. чиновники, живущие явно не по средствам, а также ленивые, полуграмотные, бесчестные “правоохранители” и судьи.

Но существует в России и на Украине категория особых лиц. По роду своей публичной деятельности они максимально приближены к народу и оказывают на него большое влияние. Это –многочисленные известные артисты эстрады, театра и кино. По их поведению на сцене и в быту легче всего оценивать культуру и мораль общества.

Уровень нашего эстрадного искусства давно, еще во времена горбачевской перестройки 1985г., во многом упал до кабацко-балаганного. Одним из подтверждений является строка “два кусочека колбаски” из известной песни того времени. Ее автор написал это даже не по-русски. В нашем, как принято говорить, великом и могучем не существует такого слова – “кусочека”. Оно является изобретением соответствующего поэта-песенника.
Правильно надо писать – “кусочка”. Но тогда нарушится размер того стиха. Чтобы его сохранить, автор принес ему в жертву правильный русский язык.

На столь же низком литературно-художественном уровне находится и другая известная песня, в которой имеются слова “я твой тазик”. Даже человек с большим воображением не сможет представить себе подобную ситуацию.

С таким же успехом можно петь “Я твой веник”. Возможны варианты.
Лучше бы поэт-песенник написал “Я твой пупсик”. По крайней мере, было бы понятно, о чем речь.
Уровень лирической части современной эстрады вкратце можно охарактеризовать таким четверостишьем

Я люблю ее, крутобедрую,
В смелом развороте декольте.
Многообещающую, добрую,
Девочку из варьете.

Для особо непонятливых я вынужден сказать еще более откровенно, короче и проще. С помощью следующего двустишья

Всем попробовать пора бы
Как сладки и нежны бабы.

По крайней мере, в этих, хотя и поэтических, но маловозвышенных строках моего сочинения, имеются смысл и рифма. Они не хуже многих произведений некоторых вроде бы профессиональных авторов.
Особенно значительна деградация эстрадного российского и украинского искусства. В тексты большинства современных песен лучше не вслушиваться, настолько они безграмотные по форме и невразумительные по содержанию. Только испортишь себе настроение и появится тяжесть в голове.

Среди сегодняшних песен встречаются и вполне понятные, но слишком уж простые, незатейливые. Они находятся где-то на уровне “два притопа, три прихлопа”. Хорошо, что в таких случаях в них не надо особенно вслушиваться и тем более думать. И без этого все понятно. Как в мультфильмах для самых маленьких.

Песня должна иметь определенную текстовую длину. Поэтому в некоторых из них отдельные слова и даже целые фразы повторяются многократно. Для поэтов-песенников это проще, чем сочинять полноценный рифмованный текст. Деньги они получают те же, а особенно напрягаться им не надо. Получается значительная выгода. За то же время можно успеть сочинить больше разных “произведений”.

Мягко говоря, оставляет желать лучшего не только содержание некоторых песен, но и рифмы, которые в них используются. Пришел-ушел, жил-был, я-меня и тому подобное. Таким словосочетаниям Пушкин с Лермонтовым точно бы не позавидовали.

В свои школьные годы я 5 лет жил в Средней Азии. Там есть народные певцы. Называются они акынами.
Сидит такой певец в степи у своей юрты. В руках у него национальный музыкальный инструмент. Он похож на палку с одной струной. Акын бренчит на нем и поет о том, что видит вокруг, без всякой фантазии. Типа “Светит солнце. Дует ветер. Идет осел”. Такое сольное выступление может продолжаться длительное время, идя по одному и тому же кругу.

Когда я слышу с телеэкрана незамысловатые, бесхитростные, однообразные песни современной эстрады, то часто вспоминаю тех акынов. С помощью сегодняшних исполнителей мне приятно хотя бы на время вернуться в свою далекую молодость. От таких “певцов” хоть какая-то польза. Правда, получена она не от искусства, а его противоположности.
Часто, вопя и завывая, на сцене по козлиному скачут какие-то человекоподобные существа, полуголые и с лохматыми, нечесаными волосами. Это больше похоже на гибрид ритуальных танцев дикарей с цирковыми номерами.

Большинство эстрадных исполнителей поет весьма посредственно, а некоторые даже паршиво. У них слабые, бесцветные голоса, маленький частотный диапазон, плохая “школа”. Недостаток своего мастерства они пытаются компенсировать яркими, красочными костюмами, обилием дыма на сцене, шумовыми и световыми эффектами, приплясыванием, разными громкими выкриками и приветствиями в адрес зрителей.

В восьмидесятые годы прошлого века я жил в России. Работал на одном из заводов города Горького. После горбачевских “реформ” он называется Нижним Новгородом.
В те далекие, советские времена были в моде вокально-инструментальные ансамбли, сокращенно ВИА. Создали такой и на моем заводе. Я был приглашен на одно из его выступлений. Оно происходило в сравнительно небольшом помещении. В него набилось много желающих приобщиться к искусству. Я тоже был в предвкушении эстетического удовольствия.

Надежды присутствующих на том концерте не оправдались. Наш самодеятельный ВИА устроил такую какофонию, что, как говорится, хоть святых выноси. К тому же его члены отсутствие у них музыкального мастерства пытались компенсировать громкостью звучания. Децибелы, которые извергались из мощных акустических колонок, были ниже разве что шума, производимого взлетающим реактивным самолетом.
После нескольких минут такого “концерта” я почувствовал себя не лучшим образом. Мне даже пришлось спешно покинуть помещение.

Я иногда вспоминаю тех заводских “музыкантов”, когда слышу с телеэкрана нечто бездарное, удручающее, непотребное, выдаваемое исполнителями за музыку или пение. Много лет уже прошло, но неприятные впечатления от того ВИА все еще свежи, как будто они получены недавно. Его громкая, оглушительная какофония мне запомнилась, как говорится, на всю оставшуюся жизнь. Ничего более противного, душераздирающего я ни разу не слышал.

После “концерта” самодеятельного ВИА мне особенно по сердцу молчание во всех его видах –музыка тишины. Оно действует лучше любого успокоительного лекарства, позволяет мыслям идти в нужном направлении.
Находясь под впечатлением нашего современного эстрадного “искусства”, я тоже сочинил песню. Она ничуть не хуже тех, которые зрители-меломаны часто слышат со сцены. Понятное дело, моя песня лирическая. Я ее назвал просто и ясно – “Ушла любовь”.

Ко мне ты ходила.
Все было так мило.
Все было так мило.
Ко мне ты ходила.

Мне этого мало.
Куда ты пропала.
Куда ты пропала.
Мне этого мало.

Хочу быть с тобой,
Пока я живой.
Пока я живой,
Хочу быть с тобой.

Меня ты забыла.
Совсем разлюбила.
Совсем разлюбила.
Меня ты забыла.

Я болен тобой.
Умру. Ой-ой-ой !
Умру. Ой-ой-ой!
Я болен тобой.

Припев /после каждого куплета повторить 2, 3, 4, 5 и 6 раз соответственно/

Что было, то было.
Меня ты любила.
Меня ты любила.
Что было, то было.

Одно из несомненных достоинств этих стихов для песни - простота. Небольшой словарный запас, который я использовал при их сочинении, исключает какие-либо трудности в понимании смысла.
Будущая песня структурирована мной таким образом, что даже можно не слушать ее полностью. Это не приведет к значительному ущербу для восприятия даже самыми привередливыми любителями вокального искусства.

Остается только найти достаточно талантливого композитора. Он должен написать к моим стихам музыку такого же уровня. Если ему это удастся, то на нашей эстраде появятся новый хит и шлягер одновременно.