Православная вера и православная культура

Афанасий Ботяновский
1.

Говоря о Православии, следует различать два понятия: Православная Вера и Православная Культура.

Это разные понятия.

О том, что такое Православная Вера, лучше всего сказано в Символе Веры.

А вот всё то церковное и околоцерковное, что не упомянуто в нём, вся утварь, все  внешние атрибуты православия, все эти наносные элементы религии (свечи, иконы, ладан, мощи, поклоны, почитание святых и прочее) правильно было бы отнести не к Православной Вере, а к Православной Культуре.

Но для многих верующих Православная Культура и Православная Вера тождественны, а порой Православная Культура подменяет  саму Православную Веру.

Да, если посмотреть на некоторых верующих, то складывается впечатление, что Православная Культура для них давно уже вытеснила Православную Веру. 

2.

Как говорят, за деревьями леса не видно.

Как за деревьями леса, так и за всеми этими свечами, иконами, мощами, на мой взгляд, Бога не видно.

Кажется, что все эти внешние атрибуты веры прячут, заслоняют собой Христа.

Разумеется, изначально они были созданы  с противоположной целью: приблизить Бога к человеку.

Но так получилось, что они стали чуть ли не  заменять собой Бога.

Многое, конечно, зависит от самого верующего: впадет ли он в обрядоверие или нет, будет ли средство путать с целью, будет ли средством подменять цель.

Если человек идет в храм просить или благодарить Бога и при этом символично ставит свечу это одно дело, другое, когда он идет в храм не молиться, а просто формально «поставить свечку»: это уже язычество.

Если для верующего икона лишь изображение Бога, которое присутствует для того, чтобы создать необходимую для молитвы атмосферу, это объяснимо, но ненормально, если человек начинает поклоняться не Богу, а его изображению.

Чудодейственных икон стало так много, что поклонение им давно уже вытеснило поклонение Христу.

То же самое и со святыми: святых стало так много, что почитание их, на мой взгляд,  давно вытеснило почитание Бога.

Непонятно, зачем молиться какому-то, простите, левому святому, если для этого есть Бог. Что мешает обратиться прямо к самому Богу, зачем обращаться к посреднику?

Просить святого, чтобы тот попросил за нас Бога – что за церковный бюрократизм?

Цель же поклонения трупам святых (мощам) вообще не понятна, так же не понятно, почему поклоняются отдельным членам тела (пальцу, ноге) и каким путем они добыты (расчленением что ли?).

Есть и другие странности: некоторые православные верующие знают всевозможные Жития лучше, чем сам Новый Завет.

Вообще, Православные готовы читать всё, что угодно (околоцерковные брошюрки, поучения старцев и прочее), лишь бы не первоисточник – Библию.

Надобно отметить и любовь православных к церковному пению. На мой взгляд, в последнее время Православие превратилось в какой-то кружок по пению…

За многие столетья Православие обрасло всякой всячиной, при этом верующие гордятся этим, но хочется спросить: если взять и лишить Православие элементов Православной Культуры, то что, в общем-то, от Православия останется?

Разумеется, я не противник Православной Культуры, но я противник подмены главного (веры) второстепенным (культурой).

Мне иногда кажется, что верующие так привязаны к внешним атрибутам веры, что не мыслят веры без них; наверное, они не в состоянии представить себе Рай без икон, свечей, ладана и церковнославянского языка.

В моем понимании Рай это не церковная служба, где человек задыхается от запаха ладана, где у него болят ноги и голова, где он думает: быстрей бы отсюда на воздух…

Рай это нечто другое.

3.

Говоря о Православной Культуре, хотелось бы отметить, что можно смело говорить и о таком явлении как Православная субкультура.

Да, Православная субкультура действительно существует: со своим сленгом, стилем поведения, со своими кумирами, со своим кругом чтения, стилем одежды, даже со своим церковным юмором.

Многие выбирают именно эту субкультуру.

Регулярно стоят в храме, постятся (а постных дней в году не так уж мало), регулярно молятся, ограничивают себя христианской литературой, фильмами и так далее.

Вроде не так уж это всё и плохо.

Но….живя в мире, где столько разных культур и традиций, выбирать при этом лишь одну культуру, одну традицию (православную), это означает добровольно обрекать себя на ограниченное мышление и мироощущение, на скудную,  пресную жизнь.

Красок в мире больше, чем красок на иконах. И запахов кроме ладана тоже немало. И кроме православных песнопений много и другой замечательной музыки.

Впрочем, каждый выбирает по себе….


декабрь 2016