История одной фотографии

Тамара Пагава
-«Мы с Валентиной и Ленкой едем на машине в Порвоо» - сказала Бася.
-Тебя  не зову. Ты всё равно не любишь плавать.
-Нет, не люблю! откликаюсь я.
Хотя плавать-то я люблю, но не в аквапарке. Плавать в лягушатнике сомнительное удовольствие.
И вот Бася, начинает хвастливо мечтать вслух:
 - Мы сядем в машинку и поедем далеко, далеко на очень надёжном Шевроле Круз.
-В Порвоо – продолжаю я.
-Ну, да.
Тогда я говорю тоже хвастливо: « А, я поеду в  Хельсинки на выставку Модильяни».
-Как Модильяни? Ты врёшь! Где у него выставка? Почему я не знаю? Этого не может быть!
- Выставка до февраля - успокаиваю я. Так, что поезжай с Леной и Валей в Порвоо, а потом съездим в Хельсинки.
- Ну, уж нет! Аквапарк подождёт. Я с тобой на выставку.
-Только, я хочу поехать на автобусе, что бы вечером вернуться.
-А, почему не на машине?
-Потому, что у меня кошки, потому, что тебе будет трудно ехать вечером, а гостиницы дорогие и ещё куча причин.
Чего  только не придумаешь с перепугу, а я опасаюсь ехать с Басей. Несколько лет назад, когда она только начинала водить, я много страху натерпелась. Она  купила машину, а через два дня помяла передний бампер и фары. И на этой помятой машине мы поехали на дачу.
«Надо заехать заправиться»- говорит  Бася. Подъезжаем к заправке, Бася вставляет шланг в бак, а он вылетает.
«Мужчина! - кричит, какому то, водителю,- помогите пистолет закрепить».
Мужчина подошёл, вставил пистолет и подозрительно покосился на свежие вмятины на «очень надёжном Шевроле Круз», но комментировать наше умение водить машину не стал.
 Поехали дальше. Пошёл дождь.  Бася говорит: « Покрути ручки, и понажимай кнопочки. Где-то там дворники должны включаться, а - то я ни чего не вижу. Так я и крутила почти до 60 километра, а Бася ехала как композитор, который на рояле играл с полотенцем на лице.
В другой раз поехали через  КАД вечером. Темнота. Я думаю: «Как же так ездят ночью? Не видно же. Пока по КАДу ехали ещё ничего, а когда повернули на спуск  к  шоссе – ужас. Там фонарей мало, и сделалось совсем темно. Ну, просто  ни зги. Бася, сосредоточившись, изо всех сил таращилась на дорогу, а потом как вскрикнет: « Я же фары включить забыла».
Про то, как она паркуется я лучше помолчу, а то вдруг отыщутся жертвы её парковки.
После всего пережитого, я решила, что на «очень надёжной машине Шевроле Круз» далеко ездить мне не хочется.
В общем, договорились ехать на большом автобусе. Потом Бася сказала, что с нами Ленка тоже едет. Ну, ладно, что ж человеку дома сидеть. Потом оказалось, что мы ещё должны на кладбище зайти – навестить родные могилы. Что ж, зайдем. В Хельсинки приедем в двенадцать часов. Успеем. Валентина ехать отказалась. Она бывшая учительница и выставок повидала много. По Золотому кольцу раз 10 проехала, а художники должны быть как Репин, Шишкин и Айвазовский. Все прочие - баловство и выпендрёж. Ну, и ладно, меньше народа - сон  на свежем воздухе крепче.   
Чуть свет забрезжил, а я уж бежала  со всех ног на автобус. Еле успела. Лучше бы опоздала. Ехали  с заездами в магазины. Оно нам надо? На финской границе мужчину сорок минут досматривали. Какие-то запчасти вёз, к тому же ещё и эстонец, а заезжает в Финляндию через Россию. Говорят, до трусов раздели, и ни чего не нашли. Мужчина культурный оказался – извинился перед всем автобусом, а ни кто ему даже и не сказал: «Да, ладно, с кем не бывает». Потому, что все уже очумели от ожидания. Приехали в Хельсинки вместо двенадцати в три часа. Хозяйка автобуса, настоятельно рекомендовала нам, забронировать у неё места «в обратный путь», но мы больше с ними ехать не хотели. Они выезжали в восемь вечера, а мы думали, что раньше управимся. Побежали на кладбище, положили пластмассовые цветочки, зажгли свечки. Кладбище сказочное. Направо Фаберже, налево Синебрюхов.  Хоть каждый день по нему прогуливайся, размышляя о бренности бытия. После кладбища галопом в Атенеум. Выставка отличная! Работ много, а людей, наоборот, мало. Лена не возмущалась, терпеливо разглядывала картины. Потом всё спрашивала: «Как художника-то зовут? Я что-то забыла». И всё бы хорошо, но оказалось, что после Модильяни, надо обязательно идти в Лидл, и ходить там не менее двух часов. Что можно покупать в продовольственном магазине в течение двух часов Я сидела на скамейке, ждала и понимала, что с этого момента всё пошло не туда. Потом с большими пакетами поплелись искать автобус. В условленном месте, стоял тот, на котором мы приехали утром, и  больше ни одного. Хозяйка автобуса, не без ехидства, сообщила, что у них осталось, только два места. «Да, и ладно» - и, мы пошли на автобусный вокзал. По расписанию автобус в половине десятого. Все билетные кассы закрыты,  но водители всегда получали плату за проезд сами, поэтому, мы спокойно стали ждать. Ждали полтора часа. Наконец, за десять минут до отправления   автобус подали на посадку. Протягиваем водителю паспорта, а он нам: «Ваш билет».
-Билета нет.
-Нужен билет. Едет только тот, кто заказал билет через интернет.
Бася жалостливо: « Может быть, вы нам поможете, чем ни будь?», а он отвечает: «Чем я вам помогу? Идите, подключайтесь к интернету, и покупайте билет, пока я посадку не закончу». У Баси  единственной из нас телефон с интернетом, но она его отключила, потому, что за границей это дорого. Хорошо, что в здании автовокзала есть вайфай. Бася, трясущимися руками, набирает адрес, девушка из пассажиров ей помогает, и ни чего не получается. Вот, уже, кажется, осталось только места выбрать, как вдруг выскакивает: « Выберите другой пункт отправления»,  и так раз за разом, в течение получаса. Потом - то мы поняли, что после истечения времени отправления, продажи через интернет закрываются. Все пассажиры сели Бася опять жалостливо: « Может быть, вы нам поможете?» «Сколько вас?» - спрашивает водитель.
-Трое.
- О, нет!- замахал руками.
 В автобусе места были, но водитель работой своей дорожил, и последний автобус ушёл без нас. Мы  стали смотреть расписание поездов, но и поезда до утра не ходили. Стали искать хостел, и тоже не удачно. Лена говорит: «Наверное, придётся здесь сидеть. Спроси у девушки,  закрываются они на ночь или нет». Девушка продавщица как раз вылезала задом из ларька с водой и чипсами.  На голове дреды, короткая юбка.
- Сама спроси.
-Так я же не говорю по-фински.
-А я говорю? Ладно, надо спросить.
Поскольку, я ни каким языкам кроме русского не обучена, то навострилась изъясняться на языке обезьян. Про меня даже на букинге отзыв есть: « Не говорит ни по-английски, ни по-итальянски, но очень уверенно объясняется на языке жестов». Я к девушке: «Девушка, девушка». Ой, а это и не девушка, а бабушка. Да это и не важно, что говорить, всё равно слова не понять. Дальше две руки к щеке,  глаза прикрываю, будто спать укладываюсь,  и сразу жест на двери, и обе руки крест - накрест перед лицом.  При этом на чистом русском языке: « Девушка, у вас вокзал на ночь закрывается?» Девушка всё сразу поняла, и на чистом финском отвечает: « Да-да закрывается! Всё закрывается! Здесь сидеть нельзя!» Наконец, Бася находит не очень дорогой отель, и бронирует номер. Перечисляет деньги, а я суечусь: « Запиши адрес скорей, пока интернет не вырубился, а то деньги перечислим, а куда идти не знаем. Бася  отмахивается - она во всём на интернет полагается, но всё же записывает. Раз – два, и выстроила маршрут  в навигаторе: « Пошли - говорит - тут рядом. Двенадцать минут». Вышли на улицу. Бася закрутилась на месте, заметалась вправо- влево,  Ленка за ней. Боится отстать. Я говорю: « Не бегай с мешками. Стой на месте. Началось спортивное ориентирование - охота на лис. Сейчас она вокруг нас раз двадцать обежит, и может быть след возьмёт. Мы по этому навигатору в Италии ходили. Хорошо мышцы на ногах тренирует. Он маршрут выстраивает, а направление догадайтесь сами». Постояли мы так минут пятнадцать, стали подмерзать. Нет, так дело не пойдет. Надо спросить, пока еще на улице кой, какие люди попадаются. Я опять кричу: « Девушка, девушка! Лённитинкату». Молодые ребята остановились, слушают, не понимают.
- Бася, неси скорей бумагу! Что у тебя там написано?
Бася бежит. Прочитали ребята, и тоже не знают где это. Включили свой навигатор, покрутили. Вроде вот туда. Пошли. Хорошо мне, я налегке. Ленка кричит: « Не бегите! Я за вами не успеваю!» А, какое не бегите? Это же не средь бела дня по кладбищу прогуливаться. Темнота и холодно. Жуть. Шли- шли, Леночка опять: « Спроси снова. Может, мы не туда идём?»
- Сама спрашивай.
-Так, я ж не знаю, как спросить.
-А, тут и знать нечего. Эскьюзми, и бумажку под нос пихай. Только выбирай не очень пожилых, с хорошим зрением. Впрочем, пожилые уже давно по домам сидят. Это мы как безумные, с продовольственными сумками бегаем по ночному  Хельсинки. 
Лена исправно приставала с бумажкой ко всем встречным, благо они попадались всё реже. Наконец, в первом часу ночи, мы нашли отель. Стали искать ресепшен.  На наше счастье из отеля вышел парень покурить, и, улыбаясь, придержал нам дверь. Мы проникли внутрь, но ресепшена там явно не было. Длинный пустой коридор и номера, номера. Ни души. Высунулись на улицу и опять парню: « Ресепшен, ресепшен». А он: « Бразилиа, Бразилиа». Оставили Ленку с вещами в тепле, а сами пошли на поиски ресепшена. Нашли ещё один такой же подъезд. Как в него попадают непонятно? Какие цифры набирать? Вдруг, Бася вспомнила: «Мне подтверждение заказа должно было прийти». Пока мы возились на морозе с маленьким телефончиком, подошёл мужчина, посмотрел на нас как - то недоброжелательно, повернулся спиной, растопырился, и стал набирать шифр. Видно, опасался, как бы мы не подсмотрели секретный код. Тем временем, Бася просмотрела все смски: - Так, вот же, сообщение «ваша карта отклонена».
-Ну, ещё нелегче! Бронируй скорей, а то сейчас Ленка  с пакетами выйдет, и мы, вообще, на улице останемся. Потом ресепшен искать будем.
Бася прочла условия бронирования, и оказалось, что ни какого ресепшена не существует.  Всё через интернет.
- Это, что же скоро машины без водителей будут ездить, и самолеты без пилотов летать? В лицо некому плюнуть за плохое обслуживание. Или, хотя бы, посмотреть со значением.
Когда мы, наконец, получили подтверждение и код доступа на лестнице, с  кучей пакетов и сумок, нас  ждала перепуганная Ленка: « Где вы ходили? Вас целый час не было?» Номер нам достался с большой двуспальной кроватью и топчаном раскладушкой. Над кроватью огромная репродукция завтрак на траве Мане. Я уж не знаю, для каких целей этот отель предназначен, но только там в каждом номере эта картина на стене, а нам уж было не до искусства, и не до секса  Мы, наконец,  выпили чаю, и заказали билеты на утренний автобус. Спать оставалось четыре часа. А, дома у меня голодные кот и кошка. Кто - то тихонько скрёб по дереву. Под этот звук я и уснула.  Всю ночь мне снились цветные сны-бомбардировщики и дохлые мыши. На другой день мы очень быстро дошли до Кампи. «Надо же, в обратную сторону гораздо ближе»- сказала Лена. До Питера мы доехали тоже гораздо быстрее. Но, чем ближе мы были к городу, тем тревожней становилось мне. « Как там мои кот и кошка? Наверное, всю ночь орали от голода». Я не поехала до конечной,  у Балтийского вокзала бросив через плечо: «Пока», рванула на метро. «Надо же, даже не попрощалась»- удивилась Леночка, а я уже перебирала ногами по ступеням эскалатора. Скорей домой. Кот и кошка сидят под дверью и жалобно мяучат.  Когда я открыла дверь квартиры, меня ни кто не встретил. Кошка дрыхла на диване, и вышла через минуту, беззаботно потягиваясь. Следом откуда-то вылез заспанный кот, почему-то с опущенным ухом. Наверное, отлежал.  Оказывается, мой умный помоечный кот, накормил себя и кошку. Вспомнил трудное детство на улице, нашёл припрятанный пакет с  кормом, и разодрал все упаковки. На следующий день я выложила в фейсбук фотографию, на которой  абсолютно счастливая стою одна в огромном зале, а вокруг картины Модильяни. «Я очень люблю такие приключения - сказала Бася – и  Ленка довольна, что купила сыр и сходила на кладбище. Думаю, что и выставка ей понравилась». 
Я тоже очень довольна, тем, что у меня оказались такие умные кот и кошка.








 *Иллюстрация автора