Бандит поневоле

Владимир Волобуев
Эту историю, произошедшую с моим дедом сразу же после Великой Отечественной войны, он рассказал мне как-то после праздничной стопки водки.

 В то время он служил офицером на Дальнем Востоке в городе Уссурийск.

 Страна тогда жила трудно. Только-только начало восстанавливаться народное хозяйство. Людям не хватало самого необходимого, а порой даже еды. Но не это было самое страшное. Гораздо страшнее была поднявшая голову преступность. Распоясавшиеся воры и бандиты начали грабить людей уже не только по селам и деревням, или, допустим, в тайге, но уже и в городах. Днем люди обсуждали тревожные вести о  произошедших то тут, то там грабежах и убийствах,  а по вечерам собирались в группы, чтобы было не так опасно возвращаться  домой после работы.  Почему такое произошло со страной? То ли экономические корни были тому причиной. То ли потому, что разрушенное войной народное хозяйство было не готово принять в одночасье миллионы новых рабочих рук, из которых многие хорошо умели делать только одно дело - воевать, и требовалось время, чтобы они вписались в мирную жизнь. То ли потому, что на руках гуляло много оружия. А, скорее всего, все это действовало одновременно.

 То есть вполне понятно, почему офицеры тогда все время ходили с табельным оружием.

Однажды ночью деду понадобилось перейти из одной части города, где он был по каким-то делам, в другую - в свой госпиталь, где он служил военврачом. Знакомые его отговаривали идти в одиночку ночью, на что он им возражал: "Да чтобы я, Советский офицер, испугался каких-то там бандитов? Немцев не боялся под Сталинградом, а здесь не боялся японцев. Не испугаюсь и бандитов, не бывать такому никогда!"

Но как профессиональный военный, он все же реально оценил диспозицию и привел имевшуюся у него боевую матчасть в положение "Товсь!", то есть переложил свой табельный ТТ из кобуры в карман шинели. Так, в случае чего, его можно было бы быстрее достать, да и со стороны не так заметно, что рука, находящаяся в кармане, сжимает не носовой платок, а кое-что другое.

Здесь надо отметить, что в отличие от интеллигентных людей, которые любой разговор могут начать по-разному, бандиты, в силу своего примитивизма, начинали его всегда стандартно, а именно с банальных слов: "Дай прикурить". И дед, конечно, это хорошо знал.
 
 Дальнейшие события он описывал так. "Перехожу я через мост, и вдруг на противоположной стороне моста появилась человеческая фигура. Я насторожился. Если меня попытаются ограбить, то место для этого они выбрали весьма кстати - бежать некуда. И вот - на тебе, в самом центре моста идущий навстречу мне человек резко изменил направление и двинулся в мою сторону. Я глянул на него - по виду форменный бандит и рожа у него бандитская. И тут я услышал знакомую фразу: "Дай прикурить". Тогда я быстро вытащил из кармана пистолет и со словами: "А вот на тебе прикурить!", передернул его затвор прямо под носом у бандита. Последующая его реакция оказалась для меня абсолютно неожиданной - ни слова не говоря, он рванулся к перилам моста и бросился в реку".

 А наутро по городу разнесся слух о том, что вчера ночью бандит в офицерской форме напал на рабочего, возвращавшегося домой со второй смены, и пытался ограбить его, угрожая пистолетом. И только то, что рабочий не растерялся и бросился с моста в реку, спасло все,чего он мог бы лишиться, а может быть и саму его жизнь.