Полумонахи

Афанасий Ботяновский
1.

Человек, живущий в обществе, несомненно, должен в нем ориентироваться. Человек, живущий в современное время, должен разбираться и в современности.

Есть люди, которые живут в монастырях, вдали от современного общества, в информационной изоляции; они ушли в себя, они занимаются духовными упражнениями (молитва, послушания). Таких людей называют монахами.

Монахи не смотрят телевизор, не читают светских книг и газет. Они сосредоточены на духовной жизни, на так называемой духовной борьбе. Это их выбор, их путь.

2.

Христиан, живущих в монастырях, зовут монахами. Христиан, живущих в обществе, зовут мирянами. И те, и другие – христиане, хотя их жизнь, их быт очень сильно отличаются. Есть также священнослужители, которые могут жить как в монастыре, так и «в миру», но это отдельная категория людей, требующая отдельного разговора.

Кроме монахов, мирян и священнослужителей есть еще один вид христиан, которому трудно дать точное определение и которым я дам условное название – «полумонахи».

Эти люди живут в обществе, но, как правило, находятся в духовной оппозиции к нему, не любят его.

Живя в обществе, а не в монастыре, будучи мирскими людьми, а не монахами, они между тем слепо подражают монашествующим: мало спят, много молятся, запрещают себе читать так называемую светскую литературу и читают литературу только «духовную» (церковную и околоцерковную), иногда только монашескую ( зачем мирянину читать литературу для монахов?).

Эти полумонахи-полумиряне живут в информационной изоляции.

Как и монахи, они не смотрят телевизор, не ходят в музеи и театры, чураются спорта, искусства и прочих атрибутов светского общества.

Эти люди стоят одной ногой  в обществе, а другой – в монастыре; они не принадлежат до конца ни светскому, ни монастырскому миру: можно сказать, они повисли между мирами.

3.

Человек, живущий в обществе, но при этом находящийся в информационной и духовной изоляции, рано или поздно почувствует в своей душе разлад; рано или поздно попытки человека жить подобным образом  нанесут удар его психике.

Невозможно, живя в обществе, быть вне его. Человеку светскому необходимо получать откуда-то информацию (из газет, телевизора, интернета); человеку нужна и культурная подпитка (литература, музыка, кино).

Без культурной подпитки человек черствеет, жизнь его скуднеет и становится пресной. Те, кто выбирают подобный «пресный» образ жизни, рано или поздно впадают в депрессию.

4.

Из-за чего некоторые верующие выбирают путь информационной изоляции?

Наверное, из-за склонности к максимализму, из-за любви впадать в крайности.

Будучи нехристианами, такие люди впадают в одну крайность: поглощают всю информацию подряд, что часто приводит к «информационной рвоте». Став  христианами, они впадают в другую крайность: избегают любой «лишней» информации, даже той, которая могла бы им быть полезной.

Информацией нельзя объедатся, от информации не нужно убегать: информацию следует разумно отфильтровывать.

5.

Христиан, не любящих современное общество, понять не трудно: их раздражает пошлость, безвкусица, безкультурье. Вполне естественно, что некоторые из них уходят в «духовную эмиграцию». 

Кто-то при этом уходит в монастырь, кто-то –  в себя (живет в обществе, но чурается его).

Уход в монастырь – крайность, уход в себя – тоже.

А есть ли выход?

Выход есть: перестать зацикливаться на негативе (что так любят делать верующие люди), перестать думать, что «мир лежит во зле», попытаться найти в обществе что-то и хорошее (а оно несомненно есть), научиться принимать мир со всеми его достоинствами и недостатками.               

Очень часто человек не принимает общество потому, что не может простить  обиды, которые нанесло ему общество.

Такому христианину следует вспомнить слова Христа о прощении и простить общество, если, конечно, он христианин.

6.

Думать, что общество это зло и только зло, что следует жить в информационной изоляции –позиция, в общем,  маргинальная.

К сожалению, людей, которые занимают подобную позицию,  в Церкви очень много.
Таковыми людьми и являются так называемые «полумонахи».

Обычно «полумонахами»  являются неофиты; когда период неофитства проходит, эти верующие становятся как все, однако некоторые «застревают» в неофитстве надолго.

С такими прихожанами священникам следует вести долгую и кропотливую работу, а не довольствоваться лишь тем, что они остояли службу и причастились. Важно что творится в головах верующих, важно с какими мыслями они уходят из храма.

Священники несут полную ответственность за душевнеое состояние своих прихожан.

7.
 
«Игры в монахов» редко обходятся без вреда для здоровья.

Некоторые остаются здоровыми, но «запускают» себя: перестают читать, развиваться, следить за собой. Запускать себя это тоже, в общем-то, грех.

Человек должен заниматься саморазвитием, самообразованием – и просто для себя, и для того, чтобы уметь ориентироваться в современном обществе.

Разве нужно Богу, чтобы человек «запускал» себя: ходил небритым, немытым, с потухшим взглядом, с унылым лицом?

Не думаю. Человек должен быть счастлив, и Бог несомненно желает человеку счастья.

8.

Обычно «играют в монахов» верующие, которые не имеют опытного руководителя, которые делают это по собственной воле, без благословения, в общем, занимаются самодеятельностью.

При этом далеко не все верующие имеют возможность «играть в монахов».

В основном,  «полумонахами» становятся пенсионеры, у которых вся жизнь позади,  находящаяся на иждивении молодежь,  женщины, имеющие хороший тыл в лице ответственных мужей, а также инвалиды.

Думаю, деление в своем сознании мира  на церковное и мирское,  отсутствие постоянной работы, избыток свободного времени – всё это и порождает подобных «полумонахов».

Их философия скудна: в их понимании, в их мироощущении Бог находится в храме, а за стенами храма  Бога как бы нет;  для них Бог не в жизни, а как бы над жизнью, вне её.

Они заблуждаются: они противопоставляют Бога жизни, между тем Бог это и есть жизнь или, по крайней мере, Бог есть не только в храме, но также есть и в жизни.

Таково мое мнение.

9.

Не только «полумонахи» заблуждаются, но и многие простые  христиане тоже.

Разве это правильно, когда христианин постоянно фиксирует свое внимание на страданиях («жить это значит нести свой крест»),  на негативе («мир лежит во зле»)?

Разве это правильно, когда верующий ненавидит счастливого светящегося человека («раз счастлив, значит, забыл о Боге, раз светится, значит, согрешил»)?

Нужно любить мир. Нужно любить человека. А не только одного Бога….

10.

Надеюсь, каждый, кто прочтет это эссе, задумается, каким на самом деле должен быть верующий человек, обязательно ли ему быть полуграмотным изгоем с туманной философией, маргиналом с диковатым взглядом и запущенной внешностью, или же верующий человек создан не только для страданий, но и для счастья, и может быть образованной и всесторонне развитой личностью, при этом без вреда для своего духовного здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человеку свойственно впадать в крайности.

Один любит мир и не верит в Бога. Другой верит в Бога, но не любит мир.

Отчего так? Всё это от привычки одно противопоставлять другому: мир –  Богу, Бога – миру, тело –  душе и так далее.

Но почему бы не перестать впадать в крайности, почему бы не начать стремиться к гармонии?

Наверное, всё-таки прав поэт Николай Гумилев, написавший:

«Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
 А жизнь людей мгновенна и убога,
 Но всё в себе вмещает человек,
 Который любит мир и верит в Бога».

27-31 октября 2016