Православный максимализм

Афанасий Ботяновский
Разные верующие по-разному верят в Бога. Многое здесь зависит от социального класса (раньше – сословия), к которому они принадлежат, а также от образования.

Батюшка крестьянского происхождения, обычно со средним образованием, разумеется, книжек  читал мало и вообще ему свойственно простонародное неуважение к интеллигентному труду и его плодам, такой батюшка светской литературой и культурой тяготится, ему больше по нраву деревенский быт, крестьянский труд и простота жизни, к чему он и призывает своих духовных чад.

Батюшка-интеллигент, не только с семинарским, но и с высшим светским образованием за плечами,  ищет красоту не только в духовном, но и в светском, светское образование и культуру не отрицает, любит, благодаря чему находит в духовном  много нового и интересного;  хорошее светское образование позволяет ему найти новые грани красоты в религии и подмечать в ней (религии) тонкости, недоступные уму неповоротливому и мало развитому.

Таким образом, социальное происхождение и образование дают вере человека вектор,  благодаря которому он решает для себя, КАК именно ему верить в Бога: по-простому (как крестьянин и пролетарий) или по-интеллигентному.

Среди интеллигенции много восторженных, экзальтированных юношей, женщин и просто неофитов, которые часто тяготятся своим качественным образованием и порой рады отречься от него (как у Лермонтова: «и надменно сброшу я образованности цепи и вериги бытия»), которые готовы отвергнуть светские премудрости, которые склонны восторгаться простотой советов и простотой жизнью монахов и священников, особенно, если они (монахи и батюшки), «из простых». Такие монахи им кажутся людьми истины, ибо их ум не засорен светскими премудростями, а взгляд на жизнь ясен и прост  (монахи, читающие по слогам, принимающие пищу не из тарелок, а, допустим, из ржавых консервных банок, особенно их умиляют).

Многие неофиты, плененные красотой и, прежде всего, простотой монашеской жизни, и сами порой готовы уйти (или убежать?) в монастырь, однако, им следует помнить, что за плечами у многих монахов высшее образование и долгая, полная противоречий и исканий  жизнь, и простота их советов и философии не отрицает светское образование, эта простота, скорее всего,  является (кроме всего прочего) результатом высшего образования, следствием умственной работы, а не ее отсутствием. Таким образом нельзя тяготиться светским образованием, считать его «лишним» в деле спасения своей души.    

Есть разные верующие, есть разные пути. Каждый должен быть самим собой.

Каждый должен служить Богу на своем месте.

Совсем необязательно уходить с престижной работы и становиться дворником или сторожем, чтобы спасти свою душу; спастись можно и будучи человеком образованным и успешным. Православные люди нужны везде; должны быть не только православные дворники, но и православные художники, музыканты, спортсмены…

Стремление всё бросить и уйти куда-нибудь (например, в монастырь) это чисто русское поведение, это типичный пример русского и, я бы сказал, православного максимализма.

Русскому человеку, выбравшему для себя веру Христову, полезно посмотреть на соплеменников Христа и его апостолов, то есть на евреев. Евреи – люди книги, они много читают, занимаются саморазвитием, не отрицают материальный мир и материальные блага.

В этом плане русскому православному максималисту есть чему у них (у евреев) поучиться.

20 октября 2016