426 Грядут перемены 04-06 05 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 426. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Грядут перемены. 04-06.05.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». Фото на память. ДМБовский годок Басс Марк Тулович, старшина команды комендоров, 14.05.1971-08.05.1974 и я. М.Т. Басс общался с командиром корабля, капитаном 2 ранга и замполитом, страшим лейтенантом А.В. Мерзляковым на равных. 06.05.1974.


В предыдущем:

Марш «Прощание славянки» прочно занял место одной из самых знаменитых, известных и любимых флотских традиций, музыкальной эмблемой-гербом вооружённых сил Российской империи, Советского Союза и России (Российской Федерации). Поэтому вопреки всему русский марш «Прощание славянки» Василия Агапкина играли, играют и будут играть при встрече и проводах моряков ВМФ всех и любых народов, наций и национальностей России (Российской Федерации).

После проводов ранним утром 3 мая 1974 года первой пятёрки майский ДМБовских годков и после нервных хлопот по фотографированию уходящих в запас моряков-свиреповцев, видимо, обессилив от напряжённой работы и нервных потрясений пребывания в Калининградском ПСЗ «Янтарь», я простудился и заболел, - грипп.

Сильно, как никогда, болела голова, сердце, тряслись руки и ноги от слабости, всё тело было мокрым от пота и ничего не хотелось – ни пить, ни есть, ни читать, ни сидеть, ни лежать, тем более, что в ленкаюте опять было холодно ночью и жарко днём.

Обратиться к корабельному доктору, старшему лейтенанту медицинской службы Л.Н. Кукурузе меня заставили два старших специалиста СПС Володя Мальцев и Андрей Павлов, которые пришли ко мне в «ленкаюту», чтобы посидеть, поговорить и отметить ДМБ Владимира Мальцева.

Я не хотел идти к корабельному доктору, потому что пришлось бы общаться с санитаром Борей Красильниковым, с которым у меня в последнее время были очень «натянутые» отношения. Борис Николаевич откровенно «строил из себя махрового годка», пользуясь доступом к возможностям корабельного лазарета и аптеки, чувствовал себя на корабле «королём», а я категорически возражал против «надутого и купленного за «валюту» авторитета».

Леонид Никитич Кукуруза осмотрел и послушал меня, измерил давление, пульс, простучал пальцем мою худую грудь и сказал, что «покой, хорошее питание, витамины, лимон, крепкий чай, хорошее настроение и через три-четыре дня всё войдёт в норму».

Ребята, друзья просили доктора выписать Суворову грамм сто микстуры, но доктор строго погрозил нам чистым пальчиком с полированным красивым ногтем и послал нас служить добросовестно и честно.

Однако вечером 3 мая 1974 года старший лейтенант медицинской службы Л.Н. Кукуруза пришёл ко мне в «ленкаюту», трогал мой мокрый лоб, морщился на окружающий беспорядок, напоил меня из термоса каким-то пахучим крепким и горячим чаем-отваром, приказал «не покидать «ленкаюту» и не «шляться» по кораблю без необходимости».

К ночи в носовую часть корабля ПЭЖ пустил тёплый воздух по приточно-вытяжной вентиляции, и в ленкаюте стало не только тепло, но и свежо, как на природе (только вентиляторы сильно гудели – автор).

Несмотря на комфортные условия, созданные стараниями корабельного доктора и отличного офицера, старшего лейтенанта медицинской службы Леонида Никитича Кукурузы, я всё равно мёрз, поэтому вместо грелки в постели использовал электро-глянцеватель для фотографий. Этот аппарат вмиг нагрел мне постель…

Из-за гриппа я сам себе объявил карантин и никого больше не пускал в ленкаюту. Таким образом, я смог спокойно и вдумчиво написать письма родным и близким, сёстрам Наденьке и Верочке, Оленьке, школьным подружкам, Славке Юницину и обстоятельно, бодро и празднично ответить на письма родителей.

5 мая 1974 года, как и предсказывал Леонид Никитич Кукуруза, я уже чувствовал себя бодрым, отдохнувшим, здоровым, но ещё слабым. В этот день ко мне в «ленкаюту» робко и вежливо, как всегда, постучал Марик – Марк Тулович Басс, мой хороший друг и товарищ, майский ДМБовский годок в звании главного старшины команды комендоров и по совместительству «главный писарь – заведующий канцелярией» БПК «Свирепый». Все личные дела всех членов экипажа БПК «Свирепый» вёл и оформлял Басс Марк Тулович – мастер-сталевар из Запорожья (Украина).

Скромный до застенчивости, вежливый и спокойный, сдержанный и несколько флегматичный, но удивительно работоспособный и скрупулёзно точный, Марк Тулович Басс был совершенно нетипичным ДМБовским годком, потому что никогда и нигде не кичился своим жизненным опытом военно-морской службы, знаниями и умениями, но на само деле всё знал и умел.

Басс принёс мне некоторую информацию по моему личному делу, в том числе по должности и званию, которое мне присвоило командование корабля, 128-й бригады и 12-й дивизии ракетных кораблей ДКБФ.

Для меня эта информация была сюрпризом, потому что я никогда не стремился перешить свои погоны матроса с робы, форменки, бушлата и шинели на погоны сначала старшего матроса, потом старшины 2 статьи, а затем старшины 1 статьи. Сюрпризом было и сообщение Басса о моём денежном содержании, которое назначил мне командир корабля, преодолев возражения некоторых старших офицеров БПК «Свирепый».

Дело в том, что я как-то не очень-то следил и беспокоился о деньгах, потому что они всегда у меня были, немного, но были и в достаточном для моего образа жизни количестве. Деньги для меня никогда не были культом, божеством или желанной целью…

Поэтому я несколько удивился, когда Басс сообщил мне, что уже два месяца я получаю денежное содержание командира отделения.

- Какого отделения? – спросил я удивлённо Басса.

- Пока Толя Телешев командир отделения рулевых, ты будешь командиром отделения ПИП (поиск и помеха), - ответил Басс. – После того, как Толя Телешев сыграет ДМБ, ты будешь командиром отделения рулевых.

- Ничего себе! – ещё больше удивился я. – Марик, ты же знаешь, что я уже совсем далёк от штурманского дела, занимаюсь совсем другими делами, выполняю обязанности комсорга корабля, помогаю замполиту, веду культурно-массовую работу на корабле, рисую, делаю фотографии, выдаю книги, кручу фильмы и т.д.

- Кое-кто хочет на штатное место комсорга корабля поставить штатную единицу, а это офицерская должность, - извиняющимся тоном сказал Басс Марик Тулович, - а ты не офицер, вот в чём дело.

- Уже назначили?

- Нет, пока не назначили. Ищут.

- Так, а что дальше? Что будет со мной?

- А ты должен будешь вернуться на службу командиром отделения рулевых и выполнять свои обязанности как все командиры отделений других боевых частей.

Это известие принёс мне мой друг и ДМБовский годок, который через несколько дней будет вне досягаемости командира, старпома, замполита и других «сильных мира сего», а мне ещё ровно 6 месяцев предстояло жить и служить в полном их подчинении.

Я искренне поблагодарил Басса за важную и судьбоносную информацию, ощутил возвращение гриппозного озноба по спине и постарался пока на эту тему не думать…

В благодарность я открыл Бассу свой «загашник» уже сделанных фотографий для фотолетописи корабля и комплект таких же фотографий для командира и замполита. Широким жестом я предложил Марику выбрать для себя любые фотографии, какие ему приглянутся…

Басс Мар Тулович отобрал с десяток фотографий для своего ДМБовского альбома, а я предложил ему завтра 6 мая 1974 года сфотографироваться вместе и сфотографировать его с командиром корабля. Марик согласился и я заметил, что он очень обрадовался подарку и предложению, хотя и сдержанно застеснялся.

Марк Тулович всё поглядывал на меня и извинялся, что пришёл ко мен с плохими новостями, а я наоборот, постарался его развеселить и показал ему набор вопросо на будущую игру в военно-морской КВН.

- Да, твоя игра КВН – это что-то! – вдруг необыкновенно горячо воскликнул Марк. – Я так смеялся!

Я с сомнением усмехнулся, а Марк поспешил меня уверить в том, что он искренне радовался и смеялся на последней игре КВН.

- А что за вопросы? – с нетерпением и интересом спросил меня Марк Басс.

- Вопросы и тема конкурса игры в военно-морской КВН – это типа викторина на знание прозвищ военно-морских званий и должностей, - сказал я Марку. – Вот, например, ты знаешь, правильно как прозывается на морском жаргоне капитан 2 ранга?

- Кап-два! – ответил Марк.

- А капитан 1 ранга?

- Кап-раз!

- А ещё как? Вариант прозвища?

Марик задумался…

- Капитан 1 ранга – это «кап-раз», «каперанг», «кап-один» или «кэп-один».

- Ага! – включился в игру Марик, а капитан 2 ранга – «кап-два», «кавторанг», «кэп-два»?

- Точно, а капитан 2 ранга?

- «Кап-три».

- А ещё?

- Не знаю, - честно признался Марк.

- Майор, - ответил я. – Так называют капитана 3 ранга, если не любят и не уважают.

Да, - сказал Марк Тулович Басс. – Прослужил три года, а ещё ничего, оказывается, не знаю о флоте. Ты, Сашка, молодец, что организуешь эти игры в КВН, которые помогают ребятам следовать лучшим флотским традициям, понимать их, - я это сразу заметил, что ты внедряешь настоящие морские традиции.

- Да, - ответил я Марику, удивившись, что он меня «раскусил». – Не феню же блатную мне внедрять в традиции БПК «Свирепый», если уж говорить традиционным морским языком, то на своей – флотской фене, своим морским традиционным жаргоном.

- Хочешь я тебе прочитаю то, что сам узнал, услышал от самых первых свиреповцев в феврале-мае 1972 года, вычитал и слышал из флотской фени о прозвищах?

- Давай! – азартно встрепенулся Басс.

- Ну, вот, слушай:

Капитан-лейтенант – это «каплей», старший лейтенант – «старлей», лейтенант – это «лей» или «летёха» (так обычно курсанты военно-морских училищ говорят).

Мичман – это «сундук», а главный корабельный старшина, как ты, - просто «главный». Главный старшина – тоже «главный», а вот старшина 1 статьи – «первостатейный» или «первостатный».

Старшина 2 статьи – это «второстатейный» или «второстатный», в старший матрос – «стармат» или «стармос», а иногда из-а формы его лычки на погонах – «матрас».

Обыкновенные простые матросы имеют наибольшее количество разных прозвищ – «боец», «ботинок», «прогар», «молодой», «военмор», «краснофлотец», «моряк», «братишка».

Главнокомандующий флотом Советского Союза – это «главком», а командующий флотом – «комфлота». Командир бригады или дивизии боевых кораблей – «комбриг» и «комдив».

Начальник штаба флота или соединения кораблей – «начштаба», «начальник». Все и любые командиры-заместители – «зам», «замы», все и любые заведующие – «зав», «завы».

Любой флагманский специалист – «флагман» или «флажок» (в зависимости от его авторитета). Кстати, флагманского специалиста по вопросам живучести называют – «живчик», а главного флагманского артиллериста – «главарт»…

Любой начальник медицинской службы является начальником, то есть – «начмедом», а начальник службы спасения – «начспас». Мне это напоминает моду 20-х годов, когда все названия учреждение и должностей вокруг сокращались до абсурда…

Интересно, что «особисты» (офицеры особых отделов органов госбезопасности и контрразведки) имеют много разных прозвищ, например: «особист», «КГБист», «чекист», «брат», «большой брат», «ухогрыз», «мохнатое ухо».

Много разных прозвищ у командиров кораблей: «командир», «отец», «папа», «капитан», «кэп», «шкипер».

Старший помощник командира – это «старпом», «старший», «чиф».

Заместитель командира по политической части или начальник политотдела, пожалуй. Имеет больше всего разных прозвищ: «замполит», «помполит», «комиссар», «начпо», «политработник», «политик», «политолог», а также много обидных прозвищ, одно из которых – «помело»…

Командир любой боевой части – «бычок», «бык».
Командир штурманской и рулевой боевой части (БЧ-1) – «штурман», «навигатор», «рульман», «ведун».
Командир ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) – «артиллерист», «артман», «ракетчик».
Командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) – «румын», «минёр», «бомбёр»,
Командир боевой части связи и наблюдения (БЧ-3) – «связист».
Командир электромеханической боевой части (БЧ-5) – «мех», «механик».
Командир или начальник радиотехнической службы (РТС) – «начметр», но скорее всего пока нет прозвища.

Корабельный врач – начальник медицинской службы – «доктор», «док».
Помощник командира корабля – «помоха».
Корабельный боцман – «Боцман» (с большой буквы), «дракон».
Специалист правительственной потайной связи (шифровальщик) – «СПС», «шаман», «эспээсовец».
Специалист засекреченной аппаратуры связи (ЗАС) – «засовец».
Специалист связи особого назначения (радиоразведка) – «ОСНАЗ», «осназовец».
Заведующий корабельной канцелярии – «писарь», «писарчук».

Командир отделения матросов – «комод», «старшина», «страшный».
Корабельный санитар (военфельдшер) – «санитар», «медик», «зубодёр», «бацилла».
Матрос-радист – «радик».
Матрос-акустик – «слухач».
Матрос машинно-котельной команды или моторист БЧ-5 – «маслопуп».
Матрос-вестовой в офицерской или мичманской кают-компании – «вестовой», «гарсон».
Матрос-электрик – «фаза».
Матрос-кочегар, котельщик – «дух», «чёрт».
Матрос-артиллерист – «рогатый», «рогач», «артман».
Матрос-торпедист – «румын».
Матрос-рулевой – «штурманец», «штурманок».

Самые молодые матросы на корабле – в учебке – «дух», на корабле – «салага».
Матрос первого годы (до полутора лет службы) службы – «боец», «молодой», «краснофлотец», «военмор».
Матрос, прослуживший от полутора до двух лет – «полторашник».
Матрос второго годы службы – «подгодок» для «салаг» и «молодых» и «карась» - для годков. Матрос третьего года службы – «годок».
Матрос, отслуживший почти три года – «ДМБовский годок».

Этот перечень флотских прозвищ неполон…

Мы расстались с Мариком Бассом очень сердечно и очень довольные друг другом. На следующий день 6 мая 1974 года мы сфотографировались с Бассом на фоне его артиллерийской башни и я его сфотографировал в беседе с командиром корабля, капитаном 2 ранга Е.П. Назаровым и замполитом, старшим лейтенантом А.В. Мерзляковым.

В этот день (рано утром) без помпы, под контролем командира корабля, замполита и командиров боевых частей покинули БПК «Свирепый» в парадной флотской одежде, ч чемоданами и портфелями ещё пять ДМБовских годков:

Малыш Григорий Павлович, старший радиометрист БИП, 17.05.1971-06.05.1974;
Межелис Пятрлс Пятро, командир отделения гидроакустиков, 12.05.1971-06.05.1974;
Проскурин Василий Александрович, гидроакустик, 06.05.1971-06.05.1974;
Щербаков Николай Петрович, командир отделения машинистов-газотурбинистов, 06.05.1971-06.05.1974 и Юдашкин Григорий Борисович, инструктор РТС, 13.05.1971-06.05.1974.

Экипаж БПК «Свирепый» редел, а нового пополнения всё не было…