Сольпуга умеет ждать. Пьеса

Кира Зонкер
Действующие лица:

Марина, героиновая наркоманка
Ольга, медсестра наркодиспансера, ее старшая сестра
Митя, барыга
Андрей, наркоман
Сольпуга

   Темнота. Возникает луч света, который выхватывает из темноты Сольпугу. Сольпуга сидит на краю сцены, странно улыбается и дурашливо болтает ногами. Это женщина неопределенного возраста, одетая в серое тряпье. Длинные волосы спутаны, вместо носа клюв, ногти черные и длинные. Она похожа на босховскую тварь.

  Сольпуга внимательно оглядывает зрительный зал, пристально и недобро. Улыбка сохраняется на ее лице. Продолжая болтать ногами, она медленно поворачивает голову, чтоб оглядеть всех сидящих, и ничего не говорит. Оглядев всех, Сольпуга так же медленно поднимается, и начинает неторопливо шагать по краю сцены, не сводя взгляда со зрителей. Движения дерганные, как у пауков, она не произносит ни слова.

   Проходит некоторое время. Сольпуга замирает на месте. Продолжая улыбаться, она начинает то закрывать глаза ладонями, то убирать ладони от лица, будто играет с ребенком. Сделав так несколько раз, Сольпуга хрустит суставами пальцев и быстро ускользает в темноту, сделав широкий шаг назад. Ее больше не видно.

    Луч света гаснет. Спустя несколько секунд темноты на сцене высвечивается та часть, где расположена квартира Марины. В квартире две двери, одна ведет в ванную, другая дверь – входная. За единственным широким окном виднеются пока лысые деревья и пасмурное небо. Слева от окна – старое поцарапанное пианино, справа от окна – прохудившийся раскладной диван. Сейчас диван разложен, простыня смялась и сбилась на пол. Два одеяла скомканы и закинуты Мариной ближе к стенке дивана. Справа от дивана узкий шкаф с покосившейся дверцей и небольшой стол. Слева от пианино – дверь в ванную. Возле пианино стоит табуретка. Всю стену занимает тень паука. На полу лежат две пустые бутылки. Пол грязный.

   Марина сидит на кровати, скрестив ноги, и пытается кому-то дозвониться по мобильному телефону. Это девушка 20-ти лет, худая и изможденная, в неряшливом платье выше колен и растрепанной прической. Трубку не берут, поэтому Марина нервничает.

Марина: (не переставая набирать номер) Где ты, где ты ходишь?

   Трубку снова не берут, она прекращает попытки дозвониться, смотрит на телефон, лежащий в ее ладони, и начинает плаксиво с ним говорить.

Марина: Где тебя черт носит? Ты ведь обещал, мы ведь с тобой договаривались! Возьми трубку, ну!

    Марина встает с дивана и начинает нервно ходить по комнате, обхватив себя руками. Говорит на ходу.

Марина: И он сволочь, и она. (злобно смотрит перед собой, начинает гримасничать и говорить писклявым голосом, кого-то передразнивая) «Ах, Мариночка, я не хотела, это случайность»… (возвращается к своему нормальному голосу, говорит со злостью) Убийца. Закопала талант. И меня живьем закопала.

   Марина садится на табуретку, складывает руки на коленях, продолжает злобно говорить сама с собой. Она смотрит куда-то в угол, в пустоту.

Марина: Ей смешно, а мне теперь что? А мне теперь ничего. Конец. Повеселились. Смешно. До сих пор смеемся – все трое. (меняет положение, поджимая под себя ноги) Вот так вот. (рассматривает левую руку, особенно пальцы, два из которых плохо сгибаются) Переломала мне пальцы. Теперь можно на фоне Марины приосаниваться, няньку изображать…

  Длинная пауза. Тон из злобного резко становится плаксивым.

Марина: (кричит) Да где же Митя, где он, черт возьми?! Что за скотство?

    Что-то вспомнив, Марина резко соскакивает с табуретки и бросается к шкафу. Долго что-то ищет там, достает вешалки с одеждой, проверяет карманы и бросает проверенную одежду на пол.

Марина: (разочарованно и с досадой) Ничего. Так я и знала.

   Она шарит рукой между стеной и шкафом, под ним. Ничего не обнаружив, бросается к столу, заглядывает под столешницу и всхлипывает – там тоже ничего нет. Подойдя к кровати, начинает шарить руками в постельном белье. Марина вытряхивает одеяла, простынь, но там тоже ничего не находит. Она ищет под табуреткой, под крышкой пианино, в педалях.

Марина: (всхлипывает) И тут пусто. И денег совсем нет. (пауза) Зазнавшийся ублюдок, тоже мне… Схожу к другому, мне ничего не стоит. Не один же Митя.

   Марина устало садится на пол, игнорируя табуретку, хватается за виски и запрокидывает голову.

Марина: (обессиленно стонет) Так нельзя делать, нельзя, никогда… Ты же обещал, Митя… (гневно кричит в потолок) Митя! Мерзавец!

   Марина в ярости. Она бросает телефон в сторону входной двери, тот ударяется о дверной косяк и падает возле порога. Марина валится на бок, закрывает лицо руками и начинает громко плакать. Спина и плечи сильно трясутся. Спустя некоторое время плач затихает, но тело Марины по-прежнему дрожит.

    Освещается остальная часть сцены, изображающая коридор подъезда – кроме одного неосвещенного закутка. Где-то тихо играет музыка – пьяная женщина поет под расстроенную гитару романс «Перебиты, поломаны крылья», и звучит это так, будто звук доносится из другой квартиры. Женщина с рычанием произносит буквы «р». Возле двери в квартиру Марины, сидит, прислонившись к стене, Сольпуга. Она улыбается и смотрит в потолок, ноги раскинуты по полу, руки висят.

   С другого конца коридора медленно идет Митя. Это молодой человек 23-х лет. Едва причесанный, в мятой рубашке, неаккуратный. Лицо равнодушное и усталое, однако вид ленивый и высокомерный. Руки он держит в карманах расстегнутого пальто.

   Сольпуга слышит отдаленные шаги, поворачивает голову на звук и замечает Митю. Она не сводит с него взгляда и запускает когти себе в волосы, как бы их расчесывая и украшая себя. Митя не замечает Сольпугу – будто ее нет в подъезде.

    Что-то шумит в темном закутке, будто кто-то споткнулся и упал. Митя останавливается.

Митя: Кто здесь? (оборачивается туда, откуда исходил звук) Кто здесь?

   Ответа нет, Митя начинает нервничать и делает неуверенный шаг назад.

Митя: Кто здесь, черт возьми?

   Из темноты выходит Андрей – исхудавший молодой человек, одетый крайне неопрятно. Он ничего не говорит и подходит к Мите. Андрей тоже не видит Сольпугу. Сольпуга с интересом наблюдает за ними и улыбается.

Митя: (облегченно) А, это ты. (говорит лениво и высокомерно) Чего надо?

Андрей: (подходя к Мите вплотную) А ты и не знаешь, да?

Митя: (делая шаг назад) Знаю. Сначала долг верни.

Андрей: (с угрозой) А если я из тебя дозу вытрясу?

Митя: (спокойно) Было бы что.

Андрей: Мне очень нужно. (длинная пауза) Очень.

Митя: (с отвращением) Ты у меня не один такой (на всякий случай вытаскивает руки из карманов) Тебе нужно, второму, третьему – и всем срочно.

Андрей: Да че ты, тебе жалко, что ли? Дай в долг.

Митя: Дам в долг, когда вернешь старый долг.

Андрей: Да че ты жмотишься?

Митя: Я барыга или кто? Принесешь деньги – всё будет.

  Сольпуга подбирает под себя ноги, продолжает смотреть на Андрея и Митю. Андрей хватает Митю за воротник. Со злостью смотрят друг на друга. Длинная пауза, во время которой Митя пытается отступать, но Андрей каждый раз возвращает его на прежнее место.

Митя: (с уверенной угрозой) Вот этого я бы делать не советовал. Будешь драться – подсуну тебе какую-нибудь дрянь.

Андрей: (срывается на крик) Штукатурку?

Митя: (спокойно) Руками не маши.

   Андрей отдергивает руки.

Андрей: Ненавижу тебя. Так бы и…

   Андрей хватает в кулак воздух перед Митиным лицом и некоторое время этот воздух душит. Митя молчит. Андрей опускает руки и неловко топчется на месте.

Митя: Почему ты именно ко мне с этим пристал? Других, что ли, нет? Полно – иди и покупай.

Андрей: (не сразу, извиняющимся тоном) Есть-то они есть, а толку… Я им тоже должен. (пауза) Я принесу деньги. Завтра. (пауза) Или послезавтра. (пауза) Или…
Митя: (раздраженно) Иди уже.

    Андрей разворачивается и поспешно уходит. Митя провожает его взглядом и не двигается, пока не убеждается, что тот ушел окончательно, и только потом продолжает идти к двери Марины. Шагает медленно, никуда не спешит. Сольпуга искоса смотрит на него.

Митя: (с досадой, в пустоту) Да чтоб вы все… (пауза) Впрочем, вы и так...

   Он подходит к двери, стучит четыре раза. Марина вскакивает с кровати, приглаживает волосы и подбегает к двери.

Марина: (прижимаясь ухом к двери) Кто там? Митя, это ты?

Митя: Я.

Марина: (взволнованно) А ты принес?

Митя: (раздраженно) Да принес!

Марина: А это точно ты?

Митя: (раздраженно) Марина! Открывай!

   Марина впускает его, он перешагивает через разбитый телефон, валяющийся возле порога, и не обращает внимания на Маринино заплаканное лицо. Марина продолжает поправлять волосы, но Митя смотрит куда угодно, но не на нее.

Марина: Митя, ты где был?!

Митя: (игнорирует ее вопрос) Погода – дрянь. Дождь моросит, вместо снега грязная каша. 

   Он проходит в комнату, не снимая пальто и не разуваясь. Марина следует за ним, крутится сбоку, старается попасться ему на глаза, но Митя на нее не смотрит. Следом за Митей в квартиру прокрадывается Сольпуга. Никто не обращает на нее внимания. Сольпуга подбирается к подоконнику, забирается на него, скрещивает ноги по-турецки и закрывает глаза. Как только дверь захлопывается, романс стихает.

Митя: Продрог, пока шел.

Марина: Митя...

   Он оглядывает грязный пол, насмешливо хмыкает.

Митя: Да уж, правильно я не разулся. Покормишь меня?

Марина: (извиняющимся тоном) Ничего нет. Послушай, Митя…

Митя: Да уж. Ладно, поем дома.

  Митя подходит к пианино и садится на стул. Ему скучно. Он замечает бутылку и начинает ботинком катать ее по полу вперед-назад. Марина сначала молчит, но все же не выдерживает.

Марина: (умоляюще сложив руки) Митя, я больше не могу, ну отдай, я же знаю, что ты принес!

Митя: (продолжает катать бутылку по полу) Заплати – отдам.

Марина: (плаксиво) Денег тоже нет…

Митя: Значит, ждем, пока принесут деньги.

    Сольпуга медленно ложится на бок, сворачивается клубком и засыпает на подоконнике. Марина обхватывает себя руками, отходит к окну, долго смотрит в него.

Марина: (мрачно) Это все она.

   Митя поворачивает голову в сторону Марины и с удивлением смотрит на нее, продолжая катать бутылку по полу.

Марина: (так же мрачно) Это ее вина. Если б она не решила пошутить, то не переломала бы мне пальцы. Мне было бы сейчас лучше, я бы могла играть… И тебя бы сейчас здесь не было.

   Митя перестает катать бутылку.

Митя: (устало закрыв лицо одной рукой) Как же мне осточертело  слушать про ваши семейные склоки и психологические травмы! Каждый раз я прихожу, и каждый раз ты говоришь одно и то же, одно и то же, одно и то же…Тебе самой не надоело ныть?

   Марина медленно проходит в центр комнаты. Она остекленело смотрит перед собой и играет на воображаемом пианино.

Марина: (с отстраненностью) Я могла бы играть…

Митя: (убирает руку от лица, смотрит на Марину пристально и с укором) Вы обе хороши, вот что я скажу. Одна пальцы ломает, а другая кипятком ошпаривает.

Марина приостанавливает игру на воображаемом пианино, скашивает глаза на Митю.

Марина: (кокетливо) Я её случайно ошпарила.

Митя: (осуждающе) Случайно пролила ей на бок чайник кипятка?

Марина: (кокетливо) Крышка слетела.

Митя: Это у вас крыша слетела! У обеих! Вот и сидим теперь в болоте.
 
  Марина перестает обращать на него внимание и возобновляет игру на воображаемом пианино. Ее руки плавно движутся.

Марина: (мечтательно, с придыханием) Я могла бы играть… В Париже, в Риме…

Митя (язвительно): А играешь на баяне в Пындровке.

   Начинает медленно кружиться по комнате, плавно шевеля руками.

Митя: (раздраженно) С тобой говорить невозможно, ты понимаешь? Не-воз-мож-но.

Марина: Как Денис Мацуев…

   Митя прекращает разговор и устало откидывается назад. Задевает спиной клавиши, раздается дисгармоничный гул. Митя застывает в таком положении и молча глядит в потолок.

   Марина продолжает кружиться по комнате. Сольпуга просыпается, сонно зевает. Замечает Марину и начинает с улыбкой наблюдать за ней, склонив голову. Марина резко замирает и решительно поворачивается к Мите.

Марина: (нервно) Отдай.

Митя: (не меняя положения) Нет. Ждем деньги.

Марина: Отдай, а не то…

   Она замолкает, ожидая встречного вопроса, однако Митя молчит и насмешливо на нее смотрит. Он снова катает бутылку по полу.

Марина: (приближается к нему) …а не то пойду к другому барыге. Город большой, в каждом дворе есть…

   Митя усмехается, разглядывает свои ногти.

Марина: Ты меня слышишь? (в голосе нарастают угрожающий тон и плаксивость) Я прямо сейчас пойду.

   Марина стоит возле сидящего на стуле Мити и смотрит на него сверху вниз. Он вскидывает голову и усмехается ей в лицо. Улыбка нахальная и неприятная, открывающая верхнюю десну.

Митя: И к кому ты пойдешь без денег?

Марина: (начинает злиться) Попрошу в долг.

Митя: (широко улыбается) Не факт, что тебе дадут в долг. Я б не дал. Ты не выглядишь платежеспособной.

Марина: (не сразу) Как будто дело в деньгах. Я молодая, красивая… (поправляет волосы, одергивает платье)

Митя: (по слогам) Е-рун-да. (посмеивается)
 
Марина: Ты ведь на меня повелся.

Митя: (насмешливо) Сотню доз тому назад ты была вполне ничего.

Марина (визгливо) Отдай!

Митя (со злым озорством) Потерпи. Ну что тебе стоит потерпеть?

Марина: (начинает плакать) Не смей издеваться! Мне плохо, ты же видишь!

   Смотрят друг на друга, не шевелятся. Митя ухмыляется, Марина плачет, закрыв лицо руками. Так проходит минута.

Митя: (сохраняя на лице ухмылку) Ладно.

   Марина с радостью смотрит на него и нервно заламывает руки. Митя поднимается со стула.

Митя: Ладно, уговорила.

   Он достает из кармана мелкий сверток, но не передает Марине, а зажимает в кулаке. Марина несколько раз собирается что-то сказать, однако каждый раз только открывает рот и снова его закрывает.

Митя: (заглядывая ей в лицо) Ну? Вот же, бери.

   Марина тянет руку, и как только она касается Митиных сжатых пальцев, он резко отдергивает руку и делает шаг назад. Неприятно смеется. Марина плачет сильнее прежнего.

Марина: (кричит изо всех сил) Тварь! Ненавижу, ненавижу! Почему вы все такие твари?!

Митя: (снова демонстрирует сверток) Работа такая. (посмеивается) Сложно удержаться.

   Марина громко плачет и сгибается пополам, закрывает лицо руками. Она покачивается и воет сквозь ладони. Митя не сразу перестает улыбаться. Он понимает, что Марина не притворяется, убирает сверток в карман и подходит к ней. Обнимает, прижимает к себе, успокаивающе гладит Марину по спине и голове. Марина всхлипывает. Так проходит некоторое время.

Митя: (с искренним сочувствием) Не надо, не плачь, Мариночка. Она скоро придет.
 
Марина: (положив голову ему на плечо) Не издевайся надо мной, пожалуйста… (заглядывает ему в лицо) Ты больше не будешь? (кладет ладони ему на плечи) Скажи, что не будешь.

   Митя целует ее в лоб, поправляет растрепанные волосы Марины.

Митя: Не буду. Обещаю.

Марина: (огорченно) Ты опять пил. Не надо больше. Когда ты пьяный, ты кричишь на меня…

Митя: (вздыхает) Прости. Извини, правда… Прессуют со всех сторон. (пауза) Денег требуют. (пауза) Должники будто сговорились – весь день клянчат и клянчат.

   Марина прижимается лбом ко лбу Мити.

Марина: Все будет хорошо?

   Она убирает руки с его плеч.

Митя: Я не знаю…

Марина: Скажи. Скажи, что всё будет хорошо.

Митя: Всё (запинается) будет хорошо.

  Сольпуга, полулежащая на подоконнике, в умилении складывает руки, любуясь Мариной и Митей. Маринина рука тянется к карману Мити. Он замечает это, бьет Марину по лицу и отходит от нее.

Марина: (цедит сквозь зубы) Гад!

   Митя медленно обходит ее по широкой дуге, пинком отправляет бутылку под диван, медленно проходит к окну. Марина неотрывным взглядом следит за его передвижениями. Митя останавливается слева от Сольпуги. Сольпуга делает вид, что дремлет, но продолжает незаметно наблюдать. Так проходит некоторое время.

Митя: (серьезным тоном) Давай уедем.

   Он задумчиво смотрит куда-то в угол.

Марина: (с недоумением) Зачем?

Митя: Хоть куда-нибудь. Неважно.

Марина: (с еще более сильным недоумением) Зачем?

Митя: (переводит взгляд на нее) Чтоб все изменилось. Разве тебе не хочется, чтоб все изменилось?

   Марина молчит.

Митя: Так ведь нельзя. (длинная пауза) Уедем…

Марина: (тихо) А я? (пауза) Обо мне ты подумал? Где ты будешь доставать героин? Может, ты не сможешь там банчить. И тут не всегда будешь банчить. Рано или поздно…

   Марина замолкает, не желая продолжат фразу. Тяжело вздыхает. Митя отводит от нее взгляд и мрачно смотрит перед собой.

Митя (мрачно): Ну спасибо.

   Марина подходит к нему.

Марина: Никто никуда не поедет. Этого не будет.

  Марина обнимает его, уже без корыстных убеждений.

Митя: Хоть куда-нибудь…

Марина: Ничего не будет.

  Начинают грустно целоваться. Сольпуга умиляется и беззвучно хлопает в ладоши.

  В начале коридора появляется Ольга. Как только она появляется, снова начинает глухо звучать романс «Перебиты, поломаны крылья», исполняемый пьяной женщиной. Ольга – женщина 30-ти лет, в брюках и куртке, с короткой стрижкой и отросшими темными корнями волос. Лицо сосредоточенное, немного суровое и очень уставшее. Впечатление такое, будто Ольга всегда хмурится.

   Она идет собранно, не быстро, но и не медленно. Отпирает дверь своими ключами, видит целующихся Марину и Митю. Они не замечают ее появления. Ольга стоит в пороге с выражением брезгливости на лице. Сольпуга видит Ольгу и быстро притворяется спящей. Ольга кашляет в кулак, привлекая к себе внимание.

Ольга: Я деньги принесла.

Марина: (выскальзывает из объятий Мити) Дай! Я не могу больше!

   Непонятно, к кому Марина обращается – или к Ольге, или к Мите. Марина вырывает деньги из Ольгиных рук, бежит с ними к Мите, однако спотыкается и роняет их на пол. Купюры рассыпаются по полу и на ботинки Мити. Он не собирается подбирать деньги с пола и выразительно смотрит, то на деньги, то на Марину. Марина понимает его без слов, торопливо собирает деньги, ползая коленями по грязному полу, и, не вставая, протягивает Мите деньги. Он внимательно пересчитывает деньги и кладет их в карман. Достает из другого кармана сверток и отдает Марине. Марина выхватывает сверток, поднимается с колен и бежит в ванную. Громко захлопывает за собой дверь.

Митя: (кричит) Там баяны новые, Мариночка!

   Он кричит в закрытую дверь ванной, ему никто не отвечает. Ольга продолжает стоять в пороге, она хмурится.

Митя: Что? (усмехается) Каждый раз, как в первый?

   Ольга демонстративно не отвечает.

Митя: Вы дверь-то закройте. А то нараспашку.

   Ольга закрывает дверь, романс снова затихает. Его уже не слышно. Ольга снимает куртку, вешает на крючок. Осматривает грязный пол и не разувается.
 
Ольга: (сердито) Она так и не убралась, что ли?

   Митя виновато разводит руками.

Ольга: Месяц прошел.

Митя: (беззаботно) Еще я натоптал. Слякоть, грязь, все ботинки извозил. (лениво и высокомерно) Продрог. 

   Ольга не отвечает ему, он пожимает плечами и расслабленно валится на диван. Ольга осуждающе смотрит на него.

Ольга: Чего разлегся? Устал, что ли?

Митя: Очень.

Ольга: (с отвращением) От чего, интересно?

Митя: (нахально улыбается) Волка ноги кормят. Не смотрите на меня так. Садитесь лучше – в ногах правды нет.

   Ольга садится на край дивана, стараясь держаться от Мити как можно дальше, насколько это вообще возможно. У нее на лице брезгливость и отвращение.

Ольга: (строго) Не боишься, что я с этим пойду в полицию?

Митя: (насмешливо) Как придете – так и уйдете. Думаете, они не знают, Ольга Матвеевна?

Ольга: (с ненавистью) Таких, как ты, надо подсаживать на ту дрянь, которую вы продаете. Сам-то не колешься.

Митя: Зато я пью, Ольга Матвеевна.

Ольга: Ты не видишь, как они мучаются, ты не видишь, как…

Митя: (перебивает ее) Очень даже вижу. Когда они за мной ходят и выпрашивают. (посмеивается) Противное зрелище.

   Ольга смотрит на него с нескрываемым презрением.

Митя: (кладет руки за голову) Вот только не надо смотреть так, будто вы желаете моей смерти. (приподнимается на локтях) Вы не одна такая, я уже привык. И стыдно мне все равно не будет. Есть ведь кое-какие нюансы.

  Ольга брезгливо встает с дивана.

Ольга: (начинает сердиться) Что ты мелешь?

Митя: (развязно) Человек обречен на свободу. (пауза) Он выбирает, когда не хочет выбирать.

Ольга: Ты что, опять нажрался?

   Митя садится на диване, вытаскивает из кармана пачку сигарет и зажимает одну между пальцев. Этой рукой он активно жестикулирует.

Митя: У человека в душе – дыра размером с бога. И каждый заполняет ее, как может. (пауза) Знаете, кто это сказал?

   Ольга сжимает кулаки и не отвечает.

Митя: (довольно) Сартр. Жан-Поль Сартр.

   Ольга хватает его за запястье, Митя роняет сигарету на пол.

Ольга: (цедит сквозь зубы) Пошел ты знаешь куда со своим Сартром? У меня сестра торчит.

   Митя не отдергивает руку.

Митя: (с достоинством) А у меня торчит любимая женщина.

Ольга: (шипит) Какая она тебе любимая женщина? Ты ее травишь!

Митя: (оскорбленно) Ну нет. (в знак отрицания качает указательным пальцем) Я Марине героин не бодяжу, а знаете, почему?

   Ольга молчит. Длинная пауза.

Митя: Потому что я ее люблю.

   Ольга отпускает его запястье, с отвращением вытирает руку об одеяло. Задумчиво проходит в центр комнаты, останавливается. Митя достает новую сигарету, закуривает.

Митя: Если бы вы знали, как я отношусь к клиентам, то оценили бы мою заботу о Марине. Рассказать вам?

   Ольга поворачивается к нему спиной, складывает руки на груди и задирает подбородок.

Митя: Вижу, вы не хотите. Но я все равно расскажу.

   Митя курит, стряхивая пепел прямо на пол.

Митя: Я на Марине практически не зарабатываю, а деньги беру только для того, чтоб не уйти в минус. Марина получает героин по закупочной цене, вы это понимаете?

Ольга: (язвительно) Как благородно с твоей стороны.

Митя: Вообще-то да.

  Митя встает с дивана, начинает размеренно ходить вокруг Ольги, иногда намеренно выдыхая дым в ее сторону.

Митя: Я не бодяжу ее герыч, совсем. Конечно, он приходит ко мне грязный, но я хотя бы не ухудшаю ситуацию. Знаете, что туда подмешивают? (останавливается перед Ольгой) Что угодно. От муки до оконной замазки. Видели их вены? (Пауза) Они ведь заживо гниют.

Ольга: (с раздражением) Зачем мне слушать твои оправдания?

Митя: (загибает пальцы) Я приношу ей чистые баяны. Ей не нужно ходить по притонам. Она не ставится чем попало. И после всего этого вы говорите, что я ее не люблю.

  Длинная пауза. Митя кидает окурок на пол и давит его каблуком ботинка.
 
Митя: (усмехается) Сами знаете, могла бы легко поймать гепатит С или спид. Могла бы потерять ногу или руку. А без рук Марине никак нельзя, особенно без них.

   Ольга в изнеможении проводит рукой по лицу.

Митя: (с укором) Вы могли бы сами ей помогать. Тогда бы я не понадобился.

Ольга: Не могу. Лекарств на пациентов не хватает. (пауза) Ампулы учетные.

Митя: (нагло улыбается) Вот видите. Лучше вы будете терпеть меня, чем лечить ее у себя в наркологичке. А то видели бы ее каждый день, но не в домашней обстановке, а среди других наркоманов. (улыбается, но уже не нагло и без высокомерия) Знаете, (пауза) Марина научилась играть без покалеченных пальцев. Чудесно играет. (перестает улыбаться, мрачнеет) Она могла бы добиться многого, если бы хотела. (пауза) Могла бы уехать отсюда, могла бы сделать то, что у нас уже никогда не получится. Но она не хочет.

Ольга: (мрачно) Берроуз добился.

Митя: Не ожидал от вас такого. Честно, не ожидал. Ладно, они, но вы-то?

   Митя снова начинает ходит кругами вокруг Ольги, говорит на ходу.

Митя: Не надо каждого торчка сравнивать с Берроузом. Наркотики не превращают бездарей в писателей и художников. У меня, кстати, покупает один писатель. (вопросительно смотрит на Ольгу) Знаете, Стоцкий? Уже семь лет в Москве издается. Так он до того, как начал покупать, хорошо сочинял. Сейчас пишет лучше, чем раньше. (пауза) Вот только наркотики тут не при чем. (пауза) Он руку набил. А вы говорите – Берроуз. Они постоянно себя с ним сравнивают. Вот только Берроуз – классик, а они (разводит руками) гнилье. Иногда в прямом смысле этого слова.

  Ольга садится на край дивана, устало смотрит перед собой. Митя стоит перед ней.
 
Ольга: Марина изменилась. Стала склочной, нервной, невыносимой..

Митя: Еще бы.

Ольга: Только один курс проучилась…

Митя: Еще бы.

   Ольга переводит взгляд на Митю, на ее лице снова появляется брезгливость.

Ольга: Кстати. Откуда тупой барыга без высшего образования знает про Сартра?

Митя: (посмеивается) Не тупой, а с неоконченным высшим. Я три года на философском учился.

Ольга: А потом?

Митя: (улыбаясь) А потом надоело.

  Он развязно расхаживает по комнате.

Ольга: Она могла бы нормально работать, если бы доучилась. И ты, если бы доучился, работал бы…

Митя: (перебивает) …менеджером по продажам? (смеется) Так я уже. Вот только я не потратил несколько лет на то, чтоб это понять.

Ольга: (глядя на дверь ванной) Почему она так долго?

Митя: Красится. Причесывается. Ей нравится быть красивой.

   На этих словах Марина медленно выходит из ванной. Митя останавливается на месте – возле окна. Марина аккуратно причесана, накрашена, одета в более опрятное платье. Она легко улыбается, выглядит сонной и держит в правой руке ложку. Подойдя к пианино, Марина вяло кидает ложку на диван. Ольга стыдится и упирает взгляд в пол. Марина сонно смотрит на Ольгу и Митю.

Марина: (говорит вяло и растянуто) Я хочу сыграть. (пауза) Хочу сыграть для вас. (пауза) Будут пожелания?

Ольга: (скупо) Бах.

Марина: (растянуто) Что именно?

Ольга: (отрывисто) Не знаю. (пауза) Бах.

Митя: (вытаскивая из кармана сигареты) Ту, из «Соляриса». Мы с тобой смотрели на прошлой неделе. Там темп медленный, тебе сейчас в самый раз.

   Марина садится за пианино и начинает играть Баха, хоральную прелюдию фа-минор «Взываю к тебе, Господи». Она под героином, поэтому играет медленнее, чем нужно, отчего мелодия кажется более тоскливой. Митя щелкает зажигалкой, закуривает, выдыхает дым в потолок. Сольпуга с минуту ворочается на окне и наконец пробуждается. Садится, обводит взглядом комнату. Митя курит, Ольга сидит на краю дивана с опущенной головой.

  Сольпуга довольно улыбается и спрыгивает с подоконника. Подходит к Мите, берет его левую руку в свои. Она встает прямо перед ним, чтоб Митя смотрел на нее, но Митя с отвращением кривит рот и отворачивается. Сольпуга треплет его по щеке.

Сольпуга: (вкрадчиво) Ну и почему ты на меня не смотришь? Противно? А деньги получать не противно?

   Митя не вырывает руку, но брезгливо вытирает щеку рукавом пальто. Он старается смотреть в сторону, однако Сольпуга заглядывает ему в лицо.

Сольпуга: А ведь тебя сейчас ищут. Очередной должник. Ходит по грязи и ищет.

Митя: (нервно) Прекрати.

Сольпуга: (тихо смеется) Уже поздно. (пауза) Он пытается дозвониться, а у тебя телефон отключен. Тебе не стыдно?

Митя: Пожалуйста, прекрати.

Сольпуга: Думает, наверное, что ты опять дома заперся и пьешь.

   Митя изможденно роняет голову, заслоняет лицо локтем.

Сольпуга: (то ли шутливо, то ли обиженно) Не хочешь меня видеть? Дело твое. (говорит вкрадчиво ему в ухо) Я все равно тебя вижу, всегда. И когда ты по улицам бродишь, и когда дома напиваешься. Спишь потом прямо на полу, среди пустых бутылок. А я смотрю тебе в лицо.

   Митя отворачивается к стене и упирается в нее лбом.  Сольпуга продолжает держать его за руку.

Сольпуга: (с ехидством) Если бы не было стыдно – не пил бы. (пауза) Или тебе по лицу получать надоело?

Митя: (сдавленно) Перестань.

Сольпуга: (приторно улыбается) Ты подлый, Митя. И за что только Марина тебя любит? Она должна перед тобой заискивать, должна тебя ненавидеть.

Митя: (сдавленно) Не трогай ее. Пожалуйста.

   Его плечи трясутся – он плачет. Сольпуга смеется.

Сольпуга: Думал, ты самый хитрый? Думал, сможешь обмануть меня? (длинная пауза) Не сможешь. Никогда.

   Она отпускает его руку, Митя застывает в таком положении. Марина продолжает играть. Сольпуга крадется к дивану и усаживается возле Ольги. Начинает аккуратно гладить Ольгу по лицу. Лицо у Ольги скорбное.

Сольпуга: (Ольге) Не откупайтесь от меня. Это бесполезно.

   Ольга сидит без движения и смотрит перед собой, будто ничего не чувствует.

Сольпуга: (медленно и вкрадчиво) Марина такая же, как наркоманы в вашей лечебнице – хитрая, равнодушная и изворотливая. Перед тобой она плачет, а на самом деле готова все из дома вынести. Кричит, страдает напоказ – только бы ей деньги дали. (пауза) Не верь ей, лучше презирай. Терять уже нечего. Я все равно выпью ее досуха.

   Ольга закрывает глаза. Сольпуга продолжает гладить ее по лицу.

Сольпуга: Знаешь, со стороны вы кажетесь подобием семьи. Отвратительным подобием. Ваша связь – до первой смерти. Умрет она – тебе незачем будет терпеть Митю, а ему незачем будет здесь появляться. Умрет он – тебе придется сдать Марину в больницу. Если она только не найдет себе кого-то другого. А она найдет.

   Сольпуга перестает гладить ее лицо и отходит от нее. Ольга остается сидеть, где сидела – недвижимо, с закрытыми глазами. Сольпуга крадется к играющей Марине, становится рядом с ней. Она гладит Марину по голове.

Сольпуга: (ухмыляясь) Всех изводит, а сама счастливая. Каждый день ее вижу. Не так часто, конечно (кидает быстрый взгляд на Митю), как Митю. И не так часто, (кидает быстрый взгляд на Ольгу) как медсестричку. Хотя встречи с ней мне не нравятся. А вот видеться с тобой, Мариночка, одна только радость. (обводит взглядом присутствующих в комнате) Вы все попались. Поздно (смотрит на Ольгу) что-то делать, (смотрит на Митю) куда-то уезжать. (снова обводит глазами присутствующих в комнате) Я умею ждать. Я теперь с вами навсегда.

  Садится на стул возле Марины, играет с ней в четыре руки. Когда мелодия подходит к концу, Марина вяло замирает – как кукла, в которой кончился завод. Она сползает головой на клавиши, раздается дисгармоничный гул. Руки свешиваются. Свет тускнеет до полного мрака. Некоторое время – только темнота и тишина.

  Свет постепенно становится ярче. Видно квартиру Марины и коридор. В комнате Марины обстановка та же, в центре комнаты стоит закрытый гроб. Ольга, вся в черном и с черным платком на голове, недвижимо стоит у окна, сложив руки на груди. Лицо у нее суровое и сосредоточенное. Тишина. Так проходит некоторое время.

  В начале коридора появляется Митя. Он в ступоре – идет медленно, остекленело смотрит перед собой, молчит. Выглядит так, будто потерял важного человека. В коридоре тихо, слышно только, как медленно идет Митя. Оказавшись возле двери в квартиру, он некоторое время отупело стоит, будто не помнит, зачем пришел. Затем немного толкает дверь – дверь оказывается открытой. Он, сохраняя потерянный вид, проходит в комнату и замирает у гроба. Стоит, не вынимая рук из карманов пальто, и молча смотрит на гроб.

  Ольга, запоздало отметив скрип входной двери, оборачивается, чтоб принять соболезнования, но видит, что пришел Митя, и к скорби на ее лице примешивается отвращение.

Ольга: (сухо) И у тебя хватило наглости прийти сюда… После того, что ты сделал…

   Митя молчит и пустыми глазами смотрит на нее.

Ольга: (срывается на крик) Что молчишь?! (указывает на гроб) Это твоя вина! Что молчишь? Где твои оправдания? В прошлый раз ты только и делал, что оправдывался – так почему сейчас молчишь?

   Митя опускает голову, Ольга быстрым шагом подходит к нему. Она в гневе.

Ольга: Давай, скажи мне! Скажи, что она сама выбрала, что она сама виновата! Что ты просто продаешь! Всего-то! (длинная пауза) Про дыру в душе скажи! Про свободу воли! Поулыбайся, барыга! Посмейся!

   Митя стоит без движения, не поднимая головы и ничего не говоря.

Ольга: (цедит сквозь зубы) Зачем ты пришел?

Митя: (глухо) Попрощаться…

   Ольга долго смотрит на него тяжелым взглядом и бьет изо всех сил по лицу.

Ольга: (указывая на дверь) Вон отсюда. (пауза) Не появляйся здесь никогда.

   Митя не двигается с места и продолжает смотреть в пол. Ольга грубо толкает его, Митя отшатывается к входной двери. Молчит. Ольга снова указывает на дверь. Митя медленно выходит из квартиры, поднимает голову и так же медленно идет обратно. Квартира исчезает в темноте. Тишина.

   Когда Митя проходит мимо затемненного закутка, перед ним выскакивает радостный, полный предвкушения Андрей. Митя смотрит на него отупело и не говорит ни слова.

Андрей: Я принес… (дышит отрывисто, будто после долгой пробежки) Все принес, до копейки…

   Митя молча смотрит на него. Андрей ждет от него какой-либо реакции, но реакции нет, поэтому Андрей протягивает ему свернутую пачку купюр и чуть ли не тычет этой пачкой в Митин рукав.

Андрей: (торопливо) Я, короче, все принес, ты мне теперь дашь в долг? Я больше не нашел, но старый долг вот, держи. (восклицает с нетерпением) Да держи же! (пауза) Митя, я деньги принес.. (Заглядывает ему в лицо) Деньги, понимаешь?

   Митя продолжает молчать, осматривает Андрея с ног до головы – так, будто впервые его видит. Медленно вытаскивает руки из карманов, берет у Андрея деньги. Вид прежний – потерянный и отсутствующий. Митя медленно пересчитывает толстую пачку купюр. Андрей жадно, с завистью, смотрит на деньги. Он суетливо переминается с ноги на ногу.

Андрей: (торопливо) Ты ведь дашь в долг? Я потом отдам. Завтра. (пауза) Или послезавтра. (пауза) Или…

   Он не успевает договорить, Митя что-то вкладывает в его ладонь. Все движения Мити крайне медленные.

Андрей: (глядя себе на ладонь) Два? (изумляется) И правда, два… Ништяк…

Митя: (тихо, отсутствующе) Что-то не так?...

Андрей: Да нет, ничего плохого (нетерпеливо запускает руку в карман) Ничего…

   Андрей достает из кармана нож и со злостью бьет Митю ножом в живот. Лицо Андрея становится злым, он скалится, оголяя зубы. Митя, будто от удивления, приоткрывает рот, тяжело втягивает воздух. Он хватается руками за живот, что-то неразборчиво хрипит и медленно оседает на колени. Андрей со злобной радостью смотрит на Митю.

Андрей: Ничего плохого… (бьет Митю кулаком по лицу, Митя падает на пол) Ничего…

Митя: (слезно стонет) Не трогай… Не убивай, пожалуйста… (хватается руками за ногу Андрея) Я что угодно… Что хочешь… Хоть когда…

 Андрей: Ничего… Ничего…

   Игнорируя просьбы Мити, он переворачивает его на спину и начинает обыскивать карманы пальто. Оттуда Андрей извлекает пачку своих денег, Митины деньги, которых больше в несколько раз, телефон и чеки с героином. Выкладывает их на ладонь, считает.

Андрей: (пересчитывая) Раз, два, три, четыре…

Митя: Я что угодно… Что попросишь… Всегда буду просто так, пожалуйста… Андрей…

Андрей: Замолчи, гнида! Пять, шесть, семь…(медленно, в радостном изумлении) Семь!...

   Митя уже не говорит, а только неразборчиво хрипит.

Андрей: (очарованно) Семь… (распихивает награбленное по карманам) Семь…

   Со счастливым лицом Андрей поспешно убегает, забыв убить Митю. Митя еще некоторое время хрипит, всхлипывает и пытается отползти, но каждый раз только обессилено валится на пол. Он лежит и всхлипывает, пока не теряет сознание.

   Спустя некоторое время из затемненного закутка выходит улыбающаяся Сольпуга. Она останавливается у тела Мити, наклоняется к нему. Берет правую руку Мити за запястье, поднимает ее. Держит несколько секунд и отпускает. Рука безжизненно падает на пол. Сольпуга проделывает то же самое с левой рукой.

  Сольпуга, не выпрямляясь, поворачивает голову к зрительному залу. Некоторое время со злобой смотрит на всех, затем медленно уходит спиной в затемненный закуток. Митя остается валяться в коридоре. Коридор погружается в темноту.