424 ДМБовский Первомай 01 05 1974

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый» ДКБФ 1971-1974».

Глава 424. ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». ДМБовский Первомай. 01.05.1974.

Фотоиллюстрация из второго тома ДМБовского альбома автора: ВМБ Балтийск. БПК «Свирепый». ДМБовский Первомай. Уходящие в запас моряки-свиреповцы майского призыва 1971 года. 01.05.1974.


В предыдущем:

Скорее бы в Балтийск и за дела, которые лучше всего у меня получаются. Нагрузка огромная, но надо жить и служить, потому что деваться мне некуда.

Вот и Май! Самый жизнерадостный месяц и праздник. Долгожданный май для майских ДМБовских годков (призыва мая-июня 1971 года) военно-морская служба которых, наконец-то, заканчивается.

Для осенних годков (призыва ноября-декабря 1971 года), в том числе и для меня, месяц май переломный, потому что с первого мая начинается непосредственный отсчёт срока последних месяцев нашей и моей службы на флоте. Теперь время для майских ДМБовских годков будет отсчитываться по минутам и секундам, а для нас – осенних годков – по дням и часам.

«Поздравляю всех-всех с прекрасным праздником Первомая! Из-за занятости на Калининградском ПСЗ «Янтарь» я не смог поздравить письмами и открытками своих друзей и родственников, а меня поздравили: сёстры Верочка и Наденька, школьная подружка Рая, мой школьный друг, товарищ и брат Славка Юницин и даже главный бухгалтер Севастопольского Морского завода А. Гусев».

Первомай 1974 года экипаж БПК «Свирепый» встречал в ВМБ Балтийск у своего родного причала. Правда, в среду 1 мая 1974 года накрапывал дождик, но даже ночью уже было тепло – плюс 9,4°С, утром уже плюс 13,5°С, а днём уже совсем по летнему – плюс 20,6°С.

Накануне БПК «Свирепый» вернулся в базу, пришвартовался, и на корабле началась лихорадка сборов майских ДМБовских годков к ДМБ – исходу в запас. Весь день 1 мая 1974 года я с самого раннего утра был на ногах и готовил праздничные мероприятия, главным из которых было праздничный сбор на пирсе для фотографирования.

В назначенное время на пирс вынесли длинные лавки из столовой личного состава и вышли наши ДМБовские годки, одетые по флотской форме одежды №3: фуражка-бескозырка с белым чехлом, тёмно-синяя форменная рубаха, фуфайка морская – тельняшка, чёрные суконные брюки, чёрные кожаные («хромовые») ботинки, чёрный кожаный поясной ремень с бляхой и снаряжение к личному оружию, для тех, кто имел право и обязан был быть вооружённым на вахте. Все эти элементы флотской формы одежды №3 были первого года срока и со всеми заслуженными знаками отличия.

Форменная флотская рубаха или «форменка» матроса пошита из отбельных льняных и хлопчатобумажных тканей с синим воротником и обшлагами, имеющими по 3 белые полоски («гюйс»): у воротника по наружным краям, а у обшлагов по внутреннему краю. Обшлага синего воротника-гюйса застёгиваются на груди на одну белую костяную пуговицу.

Внутрь краёв обшлага воротника форменной рубахи вставляются тонкие упругие целлулоидные пластинки, чтобы воротник красиво «стоял» на груди моряка. «Форменка» и «гюйс» особым образом гладится утюгом через мокрую ткань (марлю) так, чтобы в нужных местах образовались чёткие рубчики складок. Моряки тоже понимают толк во моде и особенно, во флотской моде…

Возможно, прямоугольный на спине воротник, на котором лежит синий с белыми полосками по краям «гюйс» нужен был для дополнительного тепла потной спине матроса, а также для того, чтобы в случае непогоды и сильного ветра поднимать воротник к затылку и заправлять его края под берет, шапку или бескозырку. Таким образом, возникает дополнительная защита шеи и спины моряка от ветра и дождя.

Особая традиционная гордость военных моряков – это суконные чёрные брюки – «клеша». Парадные брюки матросов состоят из двух передних и двух задних половинок, пояса и двух продольных боковых внутренних карманов из серой бязи.

Носятся брюки на талии, которая «обнимается» матерчатым поясом, свободные концы которого застёгиваются на две пуговицы. Матросские брюки имеют откидной лацбант (клапан-передник), который застёгивается с каждого бока брюк на две пуговицы.

Длина матросских брюк-клешей от палубы должна быть на высоте 3-4 см, а ширина брюк-клешей в низках устанавливается такая: для 1 и 2 роста – 30-30,5 см, для 3 и 4 роста – 31-31,5 см, для 5 и 6 роста – 32-32,5 см.

Однако все моряки также традиционно стараются расширить низки (нижние края штанин) флотских суконных брюк. Для этого они вставляют-вшивают в штанины клинья, ушивают штанины точно по форме ног (бёдра) и растягивают ткань низков брюк так, чтобы они были расклешёнными, - это по-настоящему красиво.

Флотские парадные брюки изготовляются из сукна чёрного цвета, а белые парадные брюки из хлопчатобумажной ткани белого цвета, рабочие брюки – тоже из хлопчатобумажной, но более грубой ткани.

В бёдрах матросские брюки, обычно, широки, потому что так надо. Дело в том, что конструкция матросских брюк позволяет их быстро снять в воде – расстегнул пуговицы по бокам, потом пуговицы матерчатого пояса и широкие в талии брюки сами должны «смыться» с ног тонущего моряка.

Однако «бочкообразные» матросские брюки хотя и безопасные за бортом корабля, но на корабле выглядят так, будто моряки «беременные»…

Поэтому парадные суконные чёрные матросские брюки-клеша «ушивают» по бокам, приталивают, делают их такими, чтобы тело и ноги моряка были в них как «влитые», чтобы внешне чувствовался рельеф и мощь бёдер моряка…

Кстати, то же самое делается и с форменками: высшим классом флотской моды считается матросская форменка, которая ушита и приталена так, чтобы форменная рубаха повторяла объёмы и рельефы торса матроса, неплотно, но прилегала к его груди, спине и бокам с небольшим зазором. Идеально, если форменная суконная рубаха точно, без морщин и складок повторяет рельеф груди и живота (пресса) моряка…

Самая близкая к телу моряка – это фуфайка морская или тельняшка, она является физическим представлением и выражением понятия «душа моряка».

Фуфайка морская – тельняшка – это нательная вязаная рубаха из трикотажа с чередующимися белыми и синими полосками одинаковой ширины (10 мм). Тельняшка состоит из цельновязаного или сшитого по бокам стана, рукавов и ластовиц (что такое «ластовицы» до сих пор не знаю – автор).

Тельняшка – это «нечто», это почти то же самое, что сам матрос. Есть тельняшка на человеке – значит, он уже моряк или почти моряк (в душе – это точно). Тельняшка – это святое, поэтому «тельники», как зовут их военные моряки, никогда не оскорбляют плохими делами и действиями.

Несмотря на то, что ткань использованных до дыр тельняшек идеально подходит для хозяйственных нужд, бывшие тельняшки используются как ветошь только в самых крайних и безвыходных ситуациях в море…

Фуражка матроса или «бескозырка» состоит из донышка эллипсообразной формы, четырёх (одинаковой величины) четвертинок дугообразной формы, прямоугольного цельного околыша.

Фуражка-бескозырка имеет три канта так же, как и фуражка офицеров. Перед фуражки-бескозырки приподнят. Спереди фуражки-бескозырки над околышем прикрепляется красная пятиконечная звезда установленного образца.

По околышу фуражки-бескозырки прокладывается шёлковая чёрная репсовая лента или гвардейская, закрепляемая у заднего шва, причём концы ленты остаются свободными. На ленте, в месте, приходящемся спереди фуражки, золотым тиснением накладывается соответствующая надпись, например, «Балтийский флот», а на свободных концах - рисунок адмиралтейского якоря.

Фуражка-бескозырка хлопчатобумажная летняя – покроя суконной фуражки, околыш из ткани чёрного цвета. Поверх фуражки-бескозырки надевается белый чехол.

Ботинки у моряков хромовые или яловые, чёрного цвета с винтовым методом крепления низа. Парадные хромовые ботинки зашнуровываются шнурками крест-накрест. К ДМБ кант хромовых ботинок подрезается так, чтобы ботиночки выглядели не с широкими подошвами, а как модельные гражданские туфли.

Поясной ремень с бляхой изготовляется из чёрной глянцевой кожи. Длина ремня – 1050 мм, ширина – 45 мм, толщина – 2,5 мм. Ремень имеет на одном своём конце латунную бляху со штампованным, вертикально расположенным якорем и звездой поверх веретена якоря, а на другом конце – вшитое металлическое ушко, употребляемое для пристёгивания ремня к бляхе.

Поясной ремень моряка не только украшение или средство поддержания брюк на поясе, но и средство для самообороны – ручное холодное оружие моряка. Будучи снятым с брюк и намотанным свободным концом на ладонь, зажатый в кулаке ремень со свободным концом и бляхой становится грозным средством защиты и нападения.

Сильный удар плоскостью бляхи оставляет на теле врага заметную «печать» - отметину якоря и звезды, а удар ребром может рассечь кожу, вызвать кровоподтёк…

Здесь нет ничего противоестественного, так как флотская форма одежды – это, прежде всего, обмундирование воина, военного моряка, а потом уж гражданина и хорошего человека, одетого по уставной флотской моде…

Вот в такой форме днём 1 мая 1974 года вышли фотографироваться все те, кто должен был через день-да-три навсегда уйти с родного корабля БПК «Свирепый» в океан гражданской вольной и свободной жизни.

Только свободной ли?

Вот список всех моряков-свиреповцев майских ДМБовских годков БПК «Свирепый» призыва мая-июня 1971 года:

Агуреев Александр Федорович, гидроакустик, 13.05.1971;
Арестов Анатолий Николаевич, радиомеханик, 15.05.1971-23.03. 1974;
Бабич Михаил Алексеевич, командир отделения радиометристов артиллерийских 12.05.1971-20.05.1974;
Бальчюс Ионас Ионо, командир отделения торпедистов, 10.05.1971-08.05.1974;
Баранов Владимир Владимирович, боцман-плотник, 12.05.1971-08.05.1974;
Басс Марк Тулович, старшина команды комендоров, 14.05.1971-08.05.1974;
Бороденко Виктор Васильевич, старший электрик, 21.05.1971-14.05.1974;
Булат Григорий Степанович, командир отделения электриков штурманских, 13.05.1971-14.05.1974;
Вакатинов Николай Анатольевич, старший командор, 13.05.1971;
Дамиров Алдын Мамед-оглы, машинист трюмный, 12.05.1971-10.05.1974;
Девятников Павел Алексеевич, комендор, 11.05.1971-27.05.1974;
Домиров Алдын Мамед-оглы, машинист трюмный, 12.05.1971;
Донич Иван Саввович, командир отделения механиков БП ЗАС, 13.05.1971-08.05.1974;
Дорошевич Александр Викторович, командир отделения электриков, 20.05.1971-14.05.1974;
Ершов Анатолий Николаевич, командир отделения химиков, 11.05.1971-06.05.1974;
Закиров Шокиржан Юлдашевич, старший электрик, 14.05.1971-10.05.1974;
Исода Альгердас Иозо, командир отделения механиков ТФ ЗАС, 14.05.1971-03.05.1974;
Киселёв Дмитрий Васильевич, старший хлебопёк, 20.05.1971;
Кожан Сергей Адамович, старший электромеханик, 14.05.1971-08.05.1974;
Красильников Борис Николаевич, санитар, 10.05.1971-27.05.1974;
Крючков Иван Михайлович, старший сигнальщик, 19.05.1971-08.05.1974;
Кузнецов Виталий Матвеевич, моторист, 20.05.1971-27.05.1974;
Кутепов Юрий Петрович, строевой, 12.05.1971;
Лучковский Александр Васильевич, командир отделения машинистов котельных, 20.05.1971-14.05.1974;
Малыш Григорий Павлович, старший радиометрист БИП, 17.05.1971-06.05.1974;
Мальцев Владимир Петрович, старший специалист СПС, 18.05.1971-20.05.1974;
Межелис Пятрлс Пятро, командир отделения гидроакустиков, 12.05.1971-06.05.1974;
Мозговой Игорь Евгеньевич, писарь, 22.05.1971;
Мороз Александр Иванович, командир отделения минёров, 12.05.1971-08.05.1974;
Музраев Борис Санджиевич, командир отделения гидроакустиков, 18.05.1971-10.05.1974;
Мырак Фёдор Афанасьевич, боцман, 15.05.1971-03.05.1974;
Патмалниекс Язеп Казимирович, минёр, 11.05.1971-03.05.1974;
Проскурин Василий Александрович, гидроакустик, 06.05.1971;
Самохвал Анатолий Васильевич, радиометрист БИП, 15.05.1971;
Скачков Виктор Васильевич, командир отделения радиометристов штурманских, 12.05.1971-10.05.1974;
Скрипницкий Виктор Фёдорович, командир отделения электриков ПЛО, 29.04.1971- 03.05.1974;
Таваров Бай Махмод, старший тепло-электрик, 19.05.1971;
Телешев Анатолий Михайлович, командир отделения рулевых, 10.05.1971-10.05.1974;
Тимошенко Владимир Григорьевич, командир отделения сигнальщиков, 19.05.1971;
Ткач Александр Алексеевич, машинист-газотурбинист, 06.05.1971-15.02.1974;
Фимин Александр Александрович, моторист, 07.05.1971-20.05.1974;
Фомин Александр Александрович, старший моторист, 07.05.1971;
Черепов Владимир Тимофеевич, старшина команды электриков ПЛО, 03.05.1971-03.05.1974;
Чуйков Борис Иванович, старший электромеханик, 16.05.1971-20.05.1974;
Щербаков Николай Петрович, командир отделения машинистов-газотурбинистов, 06.05.1971-06.05.1974;
Юдашкин Григорий Борисович, инструктор РТС, 13.05.1971-06.05.1974.