Собаки, как люди, а люди...

Тамара Бабенчук
Люблю воскресные прогулки. Ну, как прогулки? В горы мы ходим в любое время года, в любую погоду. Если очень уж за окном полощет, то едем на близлежащие хребты и там бродим, благо, что до ближайших холмов минут двадцать езды. Нам то всё равно, где километраж наматывать, но хочется, чтобы было не только для тела, но и для души. А что может быть лучше для души, чем горы?

А мы – это я, женщина, по-моему, уже пост бальзаковского возраста. Ух ты, написал и пошла в зеркало смотреть. На вид и не скажешь, а в паспорте… Ай, да ну его этот паспорт, пишут ерунду всякую. Я возраст не скрываю, но иногда, по просьбе неверующих, приходится все таки показывать документ, в котором две фотографии.

Второй участник наших прогулок – собака, девочка, кавказская овчарка, Ака Мела или Мелаша по домашнему. Девочке пятнадцать месяцев. Огромная на вид, но совсем ещё ребенок. Кавказцы поздно взрослеют, почти до трех лет они остаются щенками. Мелаша не исключение: игривая, задиристая, неугомонная, любит искать запрятанные вкусняхи (мной, конечно, запрятанные), носится за мячиком, приносит мне игрушки, любит добывать из коробочек то, что мама, то есть я, туда спрятала. И очень любит собак. Ребенку не хватает общения с сородичами. Мало кто решится пустить своего любимца к нам на «растерзание». А Мелаша пищит, просится к собакам. Не упускаю ни одну возможность, чтобы дать ребенку пообщаться.

В это воскресенье мы гуляем по ближайшему хребту. Маршрут знакомый, много раз уже по нему ходили, и Мелаша, вопреки моему желанию, старается убежать вперед, даже если я пропадаю из вида. Мне это, конечно, не нравится, я понимаю, что ребенок подрос и считает себя уже самостоятельным. Хотя, она всегда была самостоятельной, с самого первого дня появления у нас дома. Да, она всегда ищет поддержки, смотрит на мою реакцию, если в поле зрения попадает что-то непонятное, незнакомое и страшное по мнению собакена, но решение старается принять сама.

В этот раз расстояние, на которое убегает Мелаша, становится непозволительно большим. Мы идем по тропе, по которой очень редко, но могут ходить люди. Нужно принимать меры.

Я останавливаюсь в метре от тропы и стою, жду. Слышу, как несется назад мой ребенок. Ага, все-таки не упускает меня из виду, это уже хорошо. Делаю вид, что меня что-то заинтересовало на земле, не зову, не обращаю внимания. Я занята!

Подходит, деловито обнюхивает землю, делает вид, что она всегда тут была и мне показалось, что кто-то убегал за поворот и кого-то не было видно. Хватаю веточку, кидаю, Мелаша скачет от радости, играем!

В следующий раз, когда опять увлекшись, Мелаха уходит слишком далеко, возвращается по первому же зову. Все это хорошо, но мы тут одни, ничто не отвлекает, не раздражает. А если будут люди, собаки, звери? Послушается ли? Ох, боюсь, что не так всё просто.

Пойти что ли на площадку, позаниматься общим курсом дрессуры? Ой, как вспомню, так вздрогну! Строгие ошейники, электрошокер, крик, ругань, собаки с поджатыми хвостами и прижатыми к голове ушами. И такая тоска в собачьих глазах, что хоть волком вой…

А как же учить ребенка? Вот где найти людей, которые готовы, вопреки всем канонам, учить собаку без применения орудий пыток? Сложно, очень сложно объяснить людям, что собаки нам ничего не должны. Это мы должны научить маленького щенка нашим правилам и строгому их соблюдению. А вот как учить – это уже другой вопрос. И если наш ребенок чего-то не умеет, не понимает, нарушает что-то, то это не его вина, а наша - плохие учителя. А собаки – они такие собаки: очень умные и очень доверчивые. Они будут терпеть боль, страх, лишь бы быть с нами. А люди – они такие люди… Ладно, не буду о грустном.

Останавливаюсь попить чаю, Мелашу угощаю вкусняхой. Интересно, чей след взяла собака? У Мелашки очень хороший нюх и по следу она идет, как заправская ищейка. Зверя что ли почуяла?

Вдруг слышу голоса, не успеваю среагировать, Мелаха рванула в ту сторону. Ого! Там есть собаки, слышу лай!

Быстро пакую вещи как попало в рюкзак, не до порядка сейчас, хватаю трекинговые палки и на первой космической скорости лечу в сторону разворачивающихся событий. Первая космическая скорость, в моём исполнении, как бы это помягче сказать, ну, могла бы быть побыстрее.

Выскакиваю на пригорок, выбегаю за поворот, а там… Два парня, две немецкие (я не сильна в определении этой породы), короче, овчарки и перед ними моя красавица. Припадает на передние лапы, ложится на землю, приглашает собак играть. Я понимаю, что сейчас будет, классический вариант человеческой … не буду грубить, непонимания ситуации, вот как это можно прилично назвать.

Улыбаюсь, всей мордой лица изображаю то, что показывает моя собака – радость от встречи, но люди не то что собачью мимику, они мою не могут считать. В ответ кричат, чтобы я убрала собаку, потому что их собаки бросаются с ходу и рвут все, что шевелится.

Вот так, с застывшей улыбкой я и подходила к ним. Делаю ещё одну попытку, прошу отпустить собак, чтобы не дергали за поводки, не делали больно. Подхожу ещё ближе. Мамочки! Одна из собак на строгом ошейнике. Она, вернее, он, пробует понюхать Мелашу, и тут хозяин, будь он неладен, дергает со всей силы поводок!

Я что есть силы преодолеваю те пару метров, что нас разделяли. Не успела! Овчарка взрывается от боли! Клацает зубами и вырывает клок шерсти у Мелаши. Кобель кинулся на суку, щенка! Мой ребенок присел от неожиданности, онемел, а потом рванул на овчарку. Первый раз в жизни моя собака проявила агрессивность к другой собаке.

Я успеваю схватить шлею за продольный ремень и оттащить Мелашу от заходящегося в истерике кобеля. Собак развели. То, что я сказала хозяину, я не буду описывать. Нецензурно. Хотя, нет, я не сказал ни одного непечатного слова, но и приличного в моём монологе было мало.

Хотя, мне удалось объяснить, что таким людям, как тот парень, собак вообще держать нельзя потому что он превращает их в психически больных.
Второй парень, у которого собака была на обычном ошейнике, как-то молча отвел свою девочку (как это я успела заметить, сама удивляюсь) в сторону и мы разошлись. Вернее, овчарки с их хозяевами ушли, а я осталась стоять.

Есть у меня правило, если собака чем-то взволнованна, то дожидаться, пока причина возбуждения не скроется из виду ни в коем разе не спускать с поводка, пока собака полностью не успокоится. Почему спросите? Да потому, что обязательно рванет в сторону возбудителя.

Что меня заставило обернуться? Не знаю, чутье, интуиция или ангел-хранитель? На нас на огромной скорости, с бешеными глазами и пеной из пасти, несся кобель. Парни отпустили своих собак, даже не зайдя за поворот! Кобель решил наказать того, кто, по его мнению, причинил боль. Это вон та рыжая собака и тётка, которая держит собаку за шлею, виноваты, свой же хозяин не может сделать больно. Нужно порвать их, уничтожить, убить!

Поверьте, я не утрирую, давно не видела таких безумных собачьих глаз.
А дальше… Дальше сработал инстинкт, мой, материнский. Я закрыла собой Мелашу, подняла вверх палки, заорала дурным голосом и бросилась на кобеля. Говорят, что нельзя смотреть зверю в глаза. Не знаю, кто из нас в тот момент был большим зверем! Я защищала своего ребенка!

Кобель ещё пару метров пролетел по инерции, потом стал тормозить всеми четырьмя лапами, поджал хвост и позорно удрал! Мелаша рычала, пробовала побежать следом, но я не дала. Я не хочу, чтобы моя собака дралась с себе подобными, зачем ей быть похожей на людей?

Я опять сказала хозяину кобеля все, что думаю о его собаке. Прости меня, хвостатый, ты ни в чем не виноват, тебя сделали таким. Ведь когда-то, всего пару лет назад, ты родился маленьким пушистым клубком, ты верил людям, ты смотрел на них, как на родителей, которые учат тебя выживать в таком огромном и страшном мире. Но настал момент, когда тебя решили «учить по-взрослому». И началось: крики, шлепки. Тебе было страшно, тебе было больно, ты готов был сделать всё, что угодно, лишь бы хозяин был доволен. И ты делал, ты выполнял бессмысленные команды, ты кидался на людей, одетых в страшные костюмы, ты должен был по команде рвать, кусать. Ты принял всё это, потому что у тебя не было выбора, тебе его просто не оставили. Нет, ты получал вкусности, тебя гладили по голове (чего, кстати, ты терпеть не мог, но все-таки терпел), с тобой ходили гулять, тебя любили, не понимая, что убивают. Сколько ты сможешь прожить в состоянии вечного стресса? Девять, десять лет? А сколько смог бы? Эх, люди-люди…

Интересно себя повела вторая собака, которая была без строгого ошейника. Она потихоньку все-таки подошла к нам. Я присела, отвернула голову в сторону, очень ласково сообщила ей, что она хорошая девочка. Мелаша и собака обнюхались, потом сделали вид, что они очень заняты какими-то запахами в траве, и мы спокойно разошлись.

Вот такое приключение случилось у нас на воскресной прогулке. Была ещё одна встреча, но это уже другая история.

Почему я описала эту? Потому что сегодня я водила Мелашу по городу. Опять привыкаем к людям, машинам, раздражителям, одним словом.
Нам навстречу, совсем недалеко от дома, в тихом переулке, женщина вела на поводке лайку. Естественно, она, в смысле женщина, не пускает лайку к нам. Мне приходится придерживать Мелашу. Ага, чуть не забыла, в городе я вожу собаку на тренировочной шлее, она мощная и сверху есть ручка, за которую, если что, можно придержать собаку.

Вот это «если что» и случилось. Мелаша первая проявила агрессию к другой собаке. Вот! Это то, чего я боялась, боялась, что собаки с людьми будут восприниматься негативно. После воскресного инцидента, по-моему, так и случилось. Вот и новая проблема. Ничего, я докажу Мелаше, что есть адекватные собаки на поводке, потому что с другой сторону поводка адекватный человек. Я верю, что мы таких найдем, не может быть, чтобы не нашли!

П.С. Через пару минут мы встретили знакомого дворняжку и целый час втроем ходили по городу, гуляли, общались.

21.12.2016 г.