Как сказал один мой знакомый, слесарь по специальности: «Не матерится лишь тот, кто не работает».
В этой разухабистой фразе есть своя правда: порой мат сопровождает тяжелую работу, а также разрешение какой-нибудь нелегкой задачи.
Конечно, не всегда выполнение трудной задачи требует присутствие мата, но иногда без мата, действительно, обойтись сложно.
Впрочем, проблема стоит шире: порой не только без мата не обойтись, но и вообще без так называемого греха: без водки, без сигарет и прочее.
Казалось бы, что за проблема, но то, что кажется мелочью для атеиста, для верующего – далеко не мелочь.
Когда стоит вопрос: согрешить или нет, то здесь все просто.
Но бывают ситуации посложнее. Иногда перед верующим стоит выбор: впасть в малый грех, но решить проблему и принести пользу, или ничего не решить и не сделать, но сохранить при этом благочестиво-благостное состояние сердца.
Многие верующие выбирают второе.
Я не атеист, но нередко выбираю первое.
Как говорил классик: «По мне уж лучше пей, да дело разумей».
То есть: греши, но приноси пользу.
Это крайность?
Да, но есть и другая крайность: сохранить благостное состояние души любым путем, даже путем бездействия и лени.
Для многим верующих «не грешить» становится самоцелью, для кого-то сохранение «благостно-благочестивого» состояния важнее всего, в том числе и работы.
Конечно, речь не идет о больных людях, инвалидах (они иждивенцы не по собственной воле) и не о пенсионерах (за их плечами трудовая жизнь, им можно и отдохнуть), речь о небольшом проценте верующих, небольшом проценте потому, что далеко не каждый трудоспособный здоровый верующий имеет возможность жить в обществе и при этом не работать.
Другое дело – верующие люди, которые живут вне общества, то есть монахи.
…Главная цель монахов – принести пользу, но из двух известных видов пользы (пользы для себя и пользы для других) они, в основном, выбирают первое.
Цель (а точнее самоцель) монахов – принести пользу себе, своей душе; что касается того, чтобы принести пользу другим – здесь всё сложнее.
Живя в изоляции от общества (в монастыре), монах может приносить пользу или только себе, или и себе, и монастырю. Приносит ли монах пользу светскому обществу?
Если вести речь о практической пользе, то, в основном, нет. Если говорить о пользе духовной (о молитвах за весь мир и отдельных людей) эта польза из разряда метафизики.
Царь Петр Великий считал монахов бездельниками и дармоедами. Несомненно, это крайность так считать (не каждый мирской человек способен выдержать жизнь в монастыре, устав которого обычно весьма строг), но и идеализировать монахов, считать, что без их молитв рухнет мир, что монахи это соль земли – тоже крайность.
Честно говоря, лично я не в состоянии ответить на вопрос, какова вообще польза от монахов. В моем понимании, жизнь монахов это борьба, борьба духовная, которая временами похожа на борьбу с ветряными мельницами. Если же духовную борьбу считать действительно важным занятием, если ее рассматривать как нечто необходимое, то мне непонятно, для чего человеку, стремящегося к совершенству, нужно убегать от людей, от общества, ведь духовную пользу себе можно принести и живя в обществе, а пользу другим можно (и нужно) приносить не только молитвами, но и конкретными делами. Но монахи боятся мира и всего мирского, так как «мир полон искушений» (здесь проблема чисто психологическая), кроме того некоторые верующие требуют определенных условий для своих духовных занятий, они стремятся к уединению (здесь нужно вести речь об особенностях психики).
Моя статья не против религии, не против веры, не против монашества: каждый имеет право идти своим путем. Моя статья против зацикленности на себе и против излишней прямолинейности в вопросах веры.
В моем понимании плохи те верующие, которые слишком зацикленны на себе и своем спасении, для которых важнее всего сохранить благочестиво-благостное состояние сердца; они плохи тем, что приносят мало пользы другим людям.
И в то же время хороши те люди, которые, хоть и далеки от религии, но способны приносить пользу обществу, а это, с моей точки зрения, и означает приносить пользу собственной душе.
В целом, я солидарен с классиком:
«По мне уж лучше пей,
Да дело разумей».
декабрь 2016