Уход в Православие

Афанасий Ботяновский
Многие, очень многие не находят себя в современной жизни, не любят современность, многих раздражает смешение культур и стилей, многих пугает попрание традиций и духовных ценностей, выработанных веками. Такие люди протестуют, они ищут выход: так  кто-то «эмигрирует» в деревню, кто-то «уходит в себя», а кто-то попадает в секту.

«Уход в Православие» является тоже одним из видов протеста против современной «загнивающей» действительности, против бешеных темпов городской жизни, против глобализации.

А некоторые уходят в Православие из-за патриотических соображений.
Для многих русских (и вообще русскоязычных людей) Православная Церковь представляется неким осколком «старой» России, неким мостом в дореволюционное прошлое.

Но Церковь была лишь небольшой частицей дореволюционной жизни (рассказы батюшек о так называемой святой Руси и о всеобщей, доминирующей пламенной вере это всё из области фантастики), поэтому тем, кто хочет ощутить дореволюционное прошлое во всей полноте, недостаточно только посещать храм: им следует также ходить и в библиотеки, музеи, театры, то есть хорошенько заняться своим образованием.

Говоря о старой России, необходимо помнить, что дореволюционное общество было неоднородным; были разные сословия, и представители разных сословий и думали, и верили  по-разному.

Разные сословия, а точнее классы, есть и теперь.

Сохранить верность своему сословию дело немалое.

Не предать себя, не изменить себе, при этом не навязывать свой образ жизни другим прихожанам – вот, что важно для верующего человека кроме спасения его души.

Например, ты являешься крестьянином или рабочим – занимайся физическим трудом, не читай ничего кроме молитв и Библии – твое право, твой путь. Но не навязывай свой путь интеллигенту, которому без книги прожить  так же невозможно, как и без хлеба…

Однако некоторые интеллигенты, придя в Церковь, начинают, так сказать, упрощаться, причем упрощаются сами, по собственной инициативе: перестают ценить свое образование, тяготятся им, запускают себя.

Как правило, их к этому подталкивают другие: «не читай, не пиши, не слушай классику». Но идти интеллигенту на поводу у невежд неправильно: зачем от себя отрекаться? Представитель своего класса должен вести себя в соответствии с привычками своего класса; если верующий пролетарий разрешает себе невежество и невежливость, то почему верующий интеллигент не может разрешить себе  Знание и Культуру? Может, разумеется.

Мало того, именно интеллигентная, думающая часть Церкви должна доминировать в Церкви и задавать тон.

Увы, из-за революции 1917-го года мы многое потеряли, в том числе и дореволюционное, думающее, образованное Православие. «Дореволюционное, дворянское Православие» уехало на Запад, а на родине оно было вытеснено малограмотным, крестьяно-пролетарским, а порой и явно просоветским духовенством.

Неудивительно, что Западная Русская Церковь так долго не хотела объединяться с РПЦ, здесь был вопрос политики, но также и вопрос подхода к вере: как правильно верить?

Сейчас, слава Богу, «думающее, образованное Православие» начало возрождаться.    

…Для думающего верующего, кем бы он ни был, интеллигентом или рабочим, главное при уходе в Православие, не потерять голову и не уйти от себя.

ноябрь 2016