Чеченпоруск узнайшь?

Марьям Вахидова
или «А Я ТОЖЕ ТАК МОГУ!..»
(Медиакультура и литература в информационном обществе)

Совершенно случайно мне довелось стать свидетелем одного довольно характерного для нашего времени разговора. Третьеклассница послала голосовое сообщение своей старшей сестре-студентке с просьбой выручить ее с тестом по математике. «Спроси у Гугла своего», – заключила уверенным тоном малышка, продиктовав условие задачи.
В гугле, к сожалению, действительно можно найти очень многое, если не все. Натыкаясь, время от времени, на новые имена, возникающие на страницах сайтов литературных журналов, мы переходим по предложенной ссылке и читаем так называемые стихи, сгорая со стыда не столько за их примитивность, сколько за пафос, с которым автор подает свои «бессмертные» строки. Сбежав с такого сайта, пока никто не увидел, что мы в числе «поклонников» новоявленного «гения», мы понимаем, что след свой все же оставляем в общей толпе «поклонников», т.к. автоматически попадаем в число «просмотревших» данную страницу. Мы зашли, чертыхнулись и вышли, а «поэт» (и, к сожалению, не только он!) видит, что «популярность» его выросла еще на одного, двух-трех ценителей поэзии. Этот виртуальный обман приводит в журналы молодежь и тех, кто постарше, – косяками: «А я тоже так могу! – считают они, – Чем я хуже?..».
Не было бы никакого смысла вытаскивать этот зарифмованный мусор на трибуну высокого научного форума, если бы он так и пылился на виртуальных полках. Но, оказывается, за последнее время утиль этот поднялся высоко в цене.
В советское время по селам ездили такие машины, на которых собирали старье. Что только люди не накапливали в своих домах!.. Но, с появлением службы утилизации, за этот бытовой мусор стало возможным получать неплохие деньги. Мусор измерялся в килограммах.
На каких же весах сегодня можно измерить зарифмованное безмыслие, чтобы дать за него премию Осипа Мандельштама, национальную премию и звание «Поэт года»?
 Следы таких лауреатов можно найти, в том числе, и на страницах журнала «Вайнах» (Грозный). В короткой, но очень впечатляющей справке, предваряющей стихи и из интервью газете «Молодежная смена», узнаём об одном из них, что он с 1983 года рождения, автор трех сборников стихотворений: «Мысли гранита» (Самара, 2003), «Мерцающий пепел» (Москва, 2010).  –  В этом же году стал лауреатом Всероссийской независимой литературной премии «Лира» имени О. Мандельштама, учрежденной Общественным фондом содействия развитию современной русскоязычной литературы «Славянское эхо»; «Безмолвное эхо». (Санкт-Петербург, 2011 г.); автор 4 монографий и более 150 научных и учебно-методических работ.
Перейдя на авторскую страницу на сайте «Стихи.ру» и не шарахаясь от псевдонима «Графф83», написанное, для вящей убедительности, с двумя «ф» на конце, мы узнаем о новоявленном «дворянине» еще больше: золотая медаль выпускника грозненской СОШ № 8, диплом с отличием Российского государственного социального университета по специальности «социальная работа» в 2005 г. (заочно!), в следующем году – диплом историка с отличием Чеченского государственного университета (ЧГУ, заочно!), в 2013 г. – «юриспруденции» (ЧГУ, заочно!). Доктор педагогических наук (заочно и досрочно!), профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы ЧГУ. Заслуженный деятель науки Чеченской Республики (ЧР). Государственный советник ЧР 2-го класса. Член Общественной палаты ЧР. Член Общественного совета Министерства образования и науки ЧР. Член Европейского клуба современной литературы «LIFE» (Стокгольм). Член редакционного совета литературного ежегодника-альманаха «ОРФЕЙ» (г. Москва).
Аспирантуру молодой человек проходил в Белгородском госуниверситете, где и защитил кандидатскую диссертацию; докторантуру – в Южно-Уральском госуниверситете, которую «досрочно окончил с защитой докторской диссертации». – Т.е. все происходило на русской земле с русскими преподавателями и на русском языке!
Работал в Грозном проректором по научно-методической работе института повышения квалификации работников образования, но «важным этапом для своей трудовой биографии» считает работу «в качестве начальника отдела по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Чеченской Республики».
С апреля 2013 года – член диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике при Южно-Уральском госуниверситете. «В настоящее время завершаю работу над очередной монографией, посвященной проблемам современной высшей школы, в которой я предлагаю различные модели ее дальнейшего развития, – поделился молодой человек, добавив, – Уже привычно работаю с аспирантами. Кстати, осенью прошлого года (т.е. 2014-го – М.В.) у меня защитился уже шестой аспирант. Так что с полной уверенностью могу сказать, что меня такое течение дел вполне устраивает».
А почему нет? И почему «течение дел»? – Это же гонки по вертикали! Это прикосновения царя Мидаса!.. И нас бы это здорово всех устроило, подняло над суетой, возвысило над обыденностью, вложило бы в нас надежду на молодое, но уже не много обещающее, а чересчур много успевшее сделать, поколение!
Запомним, что мы имеем дело с редактором литературных журналов, ученым, от которого зависит судьба чужих кандидатских и докторских диссертаций, и государственным чиновником, который надзирал и контролировал все образование в Чеченской Республике!
Категорически не рискую давать оценку человеку как «ученому», который считает что прошел «долгий путь от ассистента до профессора» (речь о пяти-шести годах!), и который на данный момент, может, уже и до академика РАН дорос (не скормил профессор свои научные работы Гуглу), или рассматривается кандидатом на пост министра образования Республики, но заслуги его на литературном поле от Стокгольма до Москвы и от Самары до Санкт-Петербурга права не имею проигнорировать.
Эти «ослиные уши» не под фригийским колпаком обнаружены, потому отметем муки цирюльника и не крикнем в злополучный колодец, а бросимся сразу в бездну поэзии!
Итак, в журнале опубликованы четыре стихотворения, первое из которых называется «Поэты» и посвящено «Александру Пушкину» и, конечно, читай – себе любимому. Прочитав эти вирши, подытоженные фразой «И ветер бдит, как ветхая свирель!», боюсь, Пушкин умолял бы Дантеса пристрелить его задолго до дуэли. И никакой восклицательный знак, приставленный к «ветхой свирели», не выводит из состояния обреченности ни стих, ни поэта.
Следующее стихотворение называется «Порыв». Прикоснемся к нему «хрящью груди» своей, «мякотью сердца», «тугим виском», «прохладой окутанными ноздрями», «сухими костями», наконец, что «стучат с надеждой об подошву ног».
Не станем лишать надежды этого анорексика. Итак:
«Тугой рукой захлопнув грозно дверь,
Шепчу себе, что клятву не нарушу!
И все иду по тропам, где потерь
Жестокий молох надрезает душу.
Тяжелый шаг! Знакомый мне тупик!
Высоким телом взвывшая ограда.
Чего же ждет мой обозленный лик,
Лишенный воли, смежности, пощады?!
Поникшим взором, щурясь, вдаль гляжу!
И ропот мглы вдыхаю полной грудью.
О суд земной! Я боле не сужу!
Моей утробе непокорны судьи!
Задетая, уходит мысль в пике!
Дрожит гортань, пропитанная силой.
Бессильный меч сомкнут в моей руке,
Что нынче вьется немощным мерилом.
И грудь крошит негаданный удар!
И мой удел уже никто не кличет.
Я смерти жду – как таинство и дар!
О как ее призыв стал мне привычен!
И чем унять сей вымысел судьбы,
И как задобрить натиск повелений?!
Нет! Року мало воплей и мольбы,
Когда клубятся над главою тени!
И сходит с уст молитвенная песнь!
К чему теперь невежество заката?
Развеял ветер вызревшую спесь,
И я лежу, поверженный расплатой!»

Написанное по-русски стихотворение нуждается в переводе на русский язык, т.к. здесь что ни образ, то – «тайна сия велика есть».
«Тугой», как мы понимаем, рука быть не может, «грозно» захлопнуть дверь, наверное, можно, если очень постараться, дверь-потерь срифмовать - раз плюнуть, но как привязать это рифмы ради вставленное слово «потерь» к сути вышесказанного и нижеследующему молоху, который «надрезает душу»? До сих пор Молох пожирал, перемалывал свои жертвы, но, наверное, за это время насытился и решил «надрезать» и бросать… Но слово «потерь» для чего надрезано и брошено самим автором?
Откуда появилась на этих «тропах» «телом взвывшая ограда», по-моему, не понятно и самому автору. Не отсюда ли этот «обозленный лик»? Если лицо еще может быть «обозленным», да простит меня русский язык, то представить себе лик в столь сильной отрицательной эмоции, нужно глубоко наплевать на само слово. Поэтому этот лик у автора – «лишенный воли, смежности, пощады». Представили себе этот лик? Признаюсь, у меня нет такой фантазии!.. Как нет элементарного представления о «поникшем взоре», который «щурясь», к тому же, способен вдаль глядеть! «Поникший взор» смотрит в землю! Далее мы узнаем, что все это, оказывается, происходит в полной «мгле», которая, к тому же, способна на «ропот», но при всем желании мгла не способна, как бы человек не щурился, открыть ему даль – во мгле дальше носа ничего не видно, и даже самого носа!
«Моей утробе непокорны судьи» - это, если бы человек проглотил судью, как удав кролика, а он там не переваривался бы спокойно, а взбунтовался! Может, поэтому судье удалось «задеть» мысль, которая тут же ушла «в пике»! – Т.е. свихнулась… «Дрожит гортань», не потому что судья еще на что-то надеется, бунтуя в утробе, гортань у автора «пропитанная силой», но уже «бессильный меч сомкнут» в его руке (представили себе такой меч?). Почему же удалось «сомкнуть» в руке этот меч? Не догадались? А как все просто – то ли рука, то ли меч «нынче вьется немощным мерилом»! Это понятно? Наверное, есть такое мерило, и оно может быть «немощным» и даже может «виться»…
Но мы помним, что судья еще в утробе и потому автор спешит ему на помощь: «И грудь крошит негаданный удар!» А вы как думали? Но «удел» поэта «никто не кличет»… Вот так всегда – такое самопожертвование, такая самоотдача, а никто «не кличет»…
«И чем унять сей вымысел судьбы, /И как задобрить натиск повелений?!» – Нет-нет, это не я вопрошаю, это автор ищет ответы на вечные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» Не поняли сути вопросов? Но это такая мелочь перед его разверстой мечом душой!
«К чему теперь невежество заката? /Развеял ветер вызревшую спесь»… «Невежественным» закат еще никто не называл – это сугубо авторское озарение, оставим ему это слабое утешение, как и «вызревшую спесь» – хорошее признание... Ведь он лежит перед нами, «поверженный расплатой!». А ведь каким оптимизмом веяло от заголовка: «Порыв».
Не пугайтесь, следующее стихотворение «Так тяжело казаться одиноким» мы не будем тревожить подробностями, потому что «казаться» поэтом, поверьте ничуть не легче. Поэтому – только отдельные перлы: «дрожит стопа, простертая пугливо…», «надежды свет, взошедший, все круша…», «давит горло липкая простуда…», «Гложет слух расколотое эхо…», «Вьются нимбом выжженные тени, /Трепет мышц разбился и утих…», «В этом смысл я черпаю мутный…», «Хрящ груди уже совсем остыл...», «Мнется лик, воспрявший исподлобья. /И глаза – две млечные звезды...».
Так не бывает, – хотели вы возмутиться, но – умолкаю, оставляя после себя эти бессмыслицы, нанизанные на бессмыслицы и погоняемые бессмыслицами…
Этот нерусский русский язык заставил меня вспомнить мою бабушку, которая отправляла нас, своих внучек, в школу, научив бегло читать, писать и таблице умножения, не владея при этом русским языком настолько, чтобы вникать в суть каждого слова. Если ответ наш по таблице умножения она переводила тут же на чеченский язык, и ее трудно было обмануть с цифрами, то чужой для нее язык Азбуки и Букваря она воспринимала, как музыкант, - на слух: звучит красиво, органично, значит – внучка читает свободно, если путается, чтение сбивчиво, – значит, невнимательна, или пытается ввести ее в заблуждение. В этом случае на спину шутницы опускался тонкий прутик.
Жили мы в Семипалатинской области, но она часто ездила в Усть-Каменогорск, смело подходила к любому таксисту и решительно спрашивала: «Чеченпоруск узнайшь»? Когда над русским водителем склонялась высокая сухощавая фигура старой женщины, которая уверенно чеканила свой вопрос, понятный только ей, тот, широко улыбаясь, также уверенно приглашал ее в машину: «Садись, бабуля, отвезу тебя к чеченцам!» И безошибочно доставлял ее в пригород Овечий ключ, где компактно проживали чеченцы.
Моя бабушка подготовила к школе четырех внучек, и, передав мне эстафету учителя других четверых внуков, продолжала оставаться наставником для всех, но она никогда не мечтала стать ученым, профессором, и тем более не покушалась писать стихи. А ведь достаточно было бы ей только признаться самой себе: «Что мне смысл и что мне разум!..» Но для нее это и было очень важным: и смысл и разум, от которого так легко и пренебрежительно отказывается наш молодой ученый.
Любители острых ощущений могут найти даже ужастики на «заросших тропах», по которым «Бродят вещие сны…» несчастного «поэта»: «О, как немощен рев щемящий, /Диким хрустом поправший грудь!..; Морщит ноздри сырая копоть…; Ночи сдобой сырой ложатся, /Словно машут тугим крылом..; Вешним взглядом парит беда! /Так хочу быть бескрылой птицей /И растечь, как течет слюда!..; И смеюсь, и томлю оскал..; Мякоть сердца стучит и ноет…».
На этой активной филейной части в груди «поэта» можно было бы поставить жирную точку и завершить знакомство с «высокой поэзией» отдельно взятого, но донельзя обласканного судьбой очень молодого человека, чье «мнется тело раскинутой тушей»! А что с тушей? Отчего это она «раскинулась» – позволим себе спросить страдальца. И услышим: «Так боюсь умереть, не успев, /Свой обиженный хрип не дослушав!»
Имени его сознательно не называю, потому что имя таким виршам, как мы понимаем, одно – бездарность.*
И потому у меня нет к нему вопросов. Все вопросы к тем, кто сидит в Союзах писателей России, Москвы, Петербурга и кому глубоко наплевать на русский язык. Складывается такое впечатление, что все эти литературные премии и звания находятся в руках потомков тех, кто гнобил в лагерях Осипа Мандельштама и др. советских классиков, поэтому сыновья, верные идеалам отцов, продолжают жестоко мстить этим поэтам и писателям, пережившим своих палачей и оставшимся в веках не только славой своей, но и вечными жертвами их отцов.
А что может быть унизительнее для большого поэта, чье имя бросается под ноги тем, чей «оскал никто не хочет слушать»?
Наш же поэт свои стихи – «гортанную икоту» щедро посвящает: Владимиру Маяковскому, Иннокентию Анненскому, Марине Цветаевой, Осипу Мандельштаму, Зинаиде Гиппиус, Борису Пастернаку и многим другим «коллегам по цеху». «С Пушкиным на короткой ноге» - это так мелко…
Слабо, в 17 лет, сидя в Переделкино, очевидно в доме Пастернака, где «бдит лицо, глядя вполоборота. / И тусклый взгляд померкнул от тоски. /Скрепит чело, повергнутое потом», невзначай так признаться Борису:
 
Благого ждать уже не хватит сил!
Легли пластом усопшие надежды.
Грудную клетку возглас раскроил.
Уста глаголют сморщенным невеждой...»?

Как говорится, – сплошной «чеченпоруск»!.. И что ни стих, то – рифмованная абракадабра:

Грохочет таинство столетий…
Чело перебирает гул.
И хрящ, как беспокойство петель,
От боли всенощной уснул!
Гортань охвачена икотой.
Нет сил к спасению взывать!
Душа истратилась от гнёта,
На ладан хочется дышать!»

Насчет «ладана» молодой человек, конечно, загнул… Никого еще «гнет» золота, высоких степеней и званий не придавливал насмерть, но душу истратить в этой гонке, конечно можно. Однако речь сейчас не об этих пиитических тонкостях: интересно, а в науке у него та же «гортанная икота»? Избави Бог заразить ею шесть его аспирантов! (Или уже семь? Десять?..)
Вот он – этот образец яркой, дерзкой, жаждущей всего и сразу, ненасытной жертвы ОГЭ, ЕГЭ и прочих научных аморальных, бездушных, безнравственных школьных и вузовских экспериментов! И наказать этих экспериментаторов нужно только тем, чтобы вживить в их идеологически опасные головы чипы, которые денно и нощно озвучивали бы им стихи и поэмы этого, с позволения сказать, «поэта»:

Я шелест!
Я погреб знамений!
Я рокот отныне наивных рыданий!
Я воля, что зреет в озябшей груди!
Я ветви еловой раструбы!
Я грани!
Я звон колоколен, сраженных неверьем!
Я боли вселенной!
Я орды, что требуют пламенной крови! –

И так все 184 строки, начинающиеся с местоимения «Я», подытоженные:

Я ветхие тропы, объятые следом!
Я слава распятий!

И не приведи Господи, если кто-то из его аспирантов захочет продолжить этот нескончаемый ряд нанизанных нелепостей!
Если с такой кашей в голове можно быть ученым, да еще и редактором, да еще и надзирающим за образованием и даже признанным поэтом, то почему бы не работать в начальных классах учительнице, передавшей через своего ученика-первоклассника записку, которую мальчик в большом смущении передал маме. «… Поставьте на свой красивый стол эту блюду и сфотографируйте», – писала учительница, напоминая о предстоящем школьном празднике, на который родители должны были принести приготовленные своими руками праздничные блюда с их красивыми снимками для стенда.
Но никто не сравнится с другой учительницей, закладывающей в детях основы знаний. – Работая в начальных классах, она с гордостью говорит каждый день своим лучшим ученикам: «Садис! Пят!» В школу она попала, выдержав большой конкурс среди коллег…
Номинант «национальной премии «Поэт года» 2015», получившая диплом за подписью Кравчука Д.В.– председателя Оргкомитета премии «Поэт года», точно не является аспиранткой нашего героя, но в поэзии – почти родная сестра. С той разницей, что пишет проще, по-русски, как Бог на душу положил… У нее нет таких амбиций, которых не выдерживает «хрящ груди», и она не позволит себе так запросто обратиться к Маяковскому: «Владимир, о чем мечтал, /Когда наступали беды?!»
29 января в Московском доме национальностей, как пишут, прошел Вечер поэтической декламации, приуроченный к Году литературы в России. Мероприятие стало завершающим циклом проекта «Вдохновение»… Членами жюри было отмечено ее стихотворение «Война» (второе название «Когда теряет сына мать»)

Стоит старушка у крыльца
И смотрит тихо в небеса…
Сверкают пряди сединой,
Переливаясь… (правильно! – М.В.) под луной». -

(Очень неожиданная рифма, признаемся!) Но «Луна» подсказывает нам, что на дворе ночь, а старушке, как видим, не спится. Однако бессонницей страдает не только она:

Прохожий взор свой обратил,
Старушку разом осудил:
«Стоит, как будто не до сна,
И разумом, небось, слаба…»
Бурча под нос себе, прошел –
И добрых слов ей не нашел…» –

Т.е. мог бы пожелать «спокойной ночи», на худой конец! «Но ведь и тебе не спится, – могла пробурчать в ответ старушка, – тоже умом тронулся?»...

Но вот еще проходит миг –
Идет по улице старик.
Вдруг замер и как будто сник –
Услышав сердца страшный… (правильно! – М.В.) крик!» -

(Еще одна «поэтическая находка»! Но, заметим, какая активная ночь, однако, выдалась!.. – «мига» не проходит без человека перед крыльцом старушки! Старик оказался, вроде бы, понимающим:

«Куда ты смотришь? В небеса?
Гляди! Вон падает звезда –
Скорей желанье загадай,
Так тяжко боле не страдай!" –

Совет больше похож на издевку – не звезду же высматривает, старушка, запрокинув голову даже не в небо, а во все семь небес?! Подросток перед тобой что ли? Поэтому, на юмор старика она не повелась:

Старушка, виду не подав,
Лишь взгляд печально отвела:
«Ступай себе, оставь меня –
Душе моей уж не до сна».

Интересно, на каком расстоянии находится это крыльцо от дороги, чтобы старик со старухой слышали друг друга, поскольку в таком печальном состоянии старушка явно не могла говорить в голос, а шепот ее не долетел бы до ушей старика. Но, оказывается, у старика со слухом все в порядке:

«Ты извини», – старик промолвил
И с добродушием продолжил:
«Что ты искала в небесах?
В глазах твоих я вижу… (Ну, конечно! – М.В.) страх».
 
Звездной и лунной ночью «сверкающие сединой пряди», наверное, еще можно увидеть, но это каким нужно быть зорким человеком вообще, чтобы в ночи в глазах старой женщины увидеть «страх»? Но, а что вы еще предложите срифмовать со словом «небесах»?.. Конечно, - «страх»!

Старушка сердцем замерла
И с грустью вслух произнесла:
«Сыночек мой на небесах», –
И мира боль в ее глазах! –

Да, вот еще и – «глазах»! А где еще боль может отразиться? Да так, чтобы ее ночью видно было прохожему, постороннему, да еще и старому человеку?
«Мякоть сердца бумагой промокла…» – понял бы состояние старушки наш «ученый» и «поэт», который тоже смотрел «в упор на выжженное небо…» и была его «печаль свирепа, велика!».

«Всему виной – война, война!
Остались только ордена…
Как жить мне дальше без него,
Как сына мне вернуть тепло?!»
Старик с сочувствием внимал
И больше слова не сказал… –

А что тут скажешь? Разве что спросил бы: о какой войне говоришь, Курбика? Если о войнах в Чечне, то «ордена», вроде как, на одной стороне только раздавали. А с фашистами – так это когда было?.. Сколько их после этого еще отправили на небеса!..

Как можно горе оправдать,
Когда теряет сына мать?.. –

подытоживает автор мудростью великой. Но горе и не надо «оправдывать», или обвинять, – горе нужно пережить, если получится, а вот войну, пожирающую сыновей!..
Что и тронуло, наверное, души сердобольного московского жюри, когда оно вручило за эти примитивные строчки диплом «Поэт года», а журнал «Вайнах» напечатал их в рубрике «Дебют».
И это есть медиакультура? И вы тоже так можете?
Тогда всем «пят»!..

* "Студентам Чеченского государственного университета (ЧГУ) пригрозили отчислением за шутки над высказыванием проректора вуза Насруди Ярычева. Он оскорбился, узнав, что студенты высмеивают его слова в мемах.
Фразу, которая запала в душу студентам, Ярычев произнес во время обсуждения плана по сдаче сессии онлайн. Учащимся объявили, что тест будет содержать 60 до 100 вопросов с 6 вариантами ответа, а на решение каждого вопроса отведут 30 секунд.
Студенты попросили увеличить время ответа на вопросы. Ярычев возразил, что 30 секунд - достаточно большое время, поскольку "за секунду по статистике в мире умирает 6 женщин".
Узнав о волне мемов, которую породило это высказывание, Насруди Ярычев оскорбился. Он написал стихотворение, в котором назвал своих обидчиков "пылью обочин" и "убогими". "Из вас, увы, не сделаешь людей", — сетует проректор ЧГУ в стихотворении.
Как утверждают студенты, руководство вуза угрожает проблемами ребятам, которых уличат в публикации "карикатур" на проректора". 20.05.2020.

Использованная литература:

1.Ж. Вайнах, № 10, 2013 г.; 2.https://www.stihi.ru/avtor/ter888
3.«Пример, достойный подражания». 2015; http://msmena.ru/ intervyu/147-primer-dostojnyj-podrazhaniya
4.http://www.grozny-inform.ru/news/review/47156/
5.http://j-vaynah.ru/nasrudin-yarychev/
6.http://j-vaynah.ru/wp-content/uploads/2013/08/7-8.pdf

Материал подготовлен к конференции,прошедшей 22 декабря 2016 г. в ДГПУ (Махачкала)