Созидание Глава 14 1973 г. Часть 7-1 Рига

Дудко 3
                РИГА  -  СТОЛИЦА  ЛАТВИИ



СОЗИДАНИЕ

ГЛАВА 14  1973 год

ЧАСТЬ 7-1  РИГА

   
   
   ПРИБАЛТИКА! УЖЕ ТОГДА
   ДЛЯ НАС КАЗАЛАСЬ ЗАГРАНИЦЕЮ ОНА
   
   
  Мне повезло ещё раз.
 
  После командировок в ТАЛЛИН, мне посчастливилось побывать в РИГЕ.
   
  У нас в ГОССНАБЕ пришла разнарядка - послать на курсы повышения квалификации по теме - "Научная организация труда" руководителей отделов и подразделений.

Тогда это направление было модным. Курсы проводились в Риге, и были постоянно действующими. Вот и дошла очередь до ГОССНАБА.

  Пришлось немного подсуетиться, чтобы получить направление на курсы. Еще когда я работала в ЦНОТХИМЕ (Центр научной организации труда в химической промышленности), у меня было много командировок в Таллин. Но в Риге я еще не бывала, хотя Витя уже дважды в Риге был.

  Итак, у меня сохранились письма того периода. Я приведу их полностью. Если что-то нужно будет дополнить, я постараюсь это сделать.
   
   
  14.10.73 г. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДОРОГИЕ МОИ ПАПА И ЛАПА!

  День первый.

  В поезде была такая духота, что почти всю ночь никто не спал - нечем было дышать. Лишний раз вниз не слезешь - внизу коляска почти всё купе заняла, да ещё её хозяйка предупредила, что у неё через две недели ожидаются роды. А т.к. роды вторые, мы всю ночь на неё поглядывали - вдруг, ещё начнет рожать. Но всё обошлось. Её встретил муж, и мы успокоились и разошлись в разные стороны.

  Рига чем-то напоминает Таллин, но она просторнее. Даже "Старая Рига" немного шире улочками. И люди здесь были приветливее, чем в Эстонии. По крайней мере - в противоположную сторону нас никто не посылал.

 но рассказывать надо всё по порядку.

  2 остановки нужно было проехать от вокзала до улицы Горького. Т.к. остановки не объявляют, я проехала лишнюю и, потом, вместо 15 минут, пешком тащилась с чемоданом 26 минут.
   
  НОТСНАБ располагается рядом с центром и в то же время в очень тихом и тёмном местечке - недалеко от набережной реки ДАУГАВЫ.

  НОТСНАБу в своё время выделили старое, полуразвалившееся здание из 5-и этажей, но очень большое, старых масштабов. И вот уже много лет подряд в этом здании всё строят и строят. Работает в этом здании, в НОТСНАБе - 500 человек.

 На 5-ом этаже размещены в отдельном отсеке три комнаты на 10 человек (4, 4 и 2) - гостиница НОТСНАБа. Поэтому и на курсы вызывают только 10 человек.

 В этот раз попало 8 женщин и  двое мужчин. Так что, мужчинам отдали двухместную комнату. Правда, приехал пока один мужчина (недоразумение типа Гапонова).

 В нашей комнате - 4 мягких кушетки, телевизор, приёмник, шахматы, письменный стол. У каждой постели - тумбочки, вроде бы как бельевые. Я туда затолкала чемодан и сапоги. В гостинице есть кухня с электроплиткой и холодильником, есть умывальник и ванная комната. В общем, все удобства.

  Погода теплее, чем в Москве. Я с удовольствием переодела туфли и ходила без шапки. В гостиницу поселили, прочитав нотацию.

 Приходить не позже 11-и (не пустят). А сегодня уже в 8 часов стучали 30 минут в дверь. Сторожиха глухая - открыла, проверила у всех гостевые карточки, да ещё и ворчала. В общем, вечером не разгуляешься.

 Правда, здесь вечером, кроме как на концерты или в театры ходить некуда (не пойдём же мы в ресторан).

Занятия до 5 часов. И убежать нельзя, т.к. слушателей всего 10 человек - все на виду...

 Сегодня интересный был случай - пошла в гостиницу в туалет. Думаю - что это в бачке нет воды? Полезла и схватилась за трубу, которая соединяет бачок вверху и унитаз, а труба-то у меня в руках и осталась. Я её наладила, а потом уже открыла кран. Подтекает, конечно, но в основном, пользоваться можно.

  Ещё в поезде меня предупредили - ни до чего не дотрагиваться, из стаканов не пить ни газировку, ничего, т.к. в Риге - 39000 случаев сифилиса. Город открытый с моря, проституция развита страшно, а отсюда зараза. Из них больше половины - бытового. А у меня на руках царапин много.

  Оставили мы вещи в гостинице и разошлись в первый день каждая в разные стороны.

  Я поехала на центральный рынок. Ходила там около двух часов. Чего только там нет. Мясо - какое хочешь. Государственное, как и у нас, только больше и лучше. Своё - чуть дороже, вместо 1-90 руб. - 2-65 руб. Кролики по 4 и 4-50 штука - молодые и средние. Куры государственные по 2-20 (как у нас по 2-65). Цыплята по 1-60.
 
  Овощи - помидоры от 40 копеек (похуже) до 1-80. Яблоки от 40 копеек до рубля.

  А остальное, как у нас и как на юге было. Только всё аккуратно. Каждый частник к своему товару ярлычок прикрепил. А рынок огромный - приогромный.

 В начале рынка видела колбасу по 5-40 (здесь 70 % рынка - государственная продажа) - сырокопчёная. Ну, думаю, вернусь, возьму... А её уже нет. С ней, говорят, стало плохо.

  Купила себе яблок 2 кг по 30 копеек - сладкие, но маленькие. Купила кирпичик сыра по 1-90 за кг. Вывесил на 2-20. Такой, как ты, Витя, привозил однажды, давно. Передам вам с Сашей. Есть в банках икра кабачковая (в железных) и кабачки, нарезанные кружочками. Может, передам вам пару банок. Думаю, передам вам курицу. Вынесете её на балкон, А мама приедет к вам в среду и сготовит.

  Олежке напишу письмо отдельно.
 
  После рынка пошла гулять по городу, смотрю - очередь - человек 200. За чем, спрашиваю? Оказалось, Рижский Бальзам - 5-60 пол литра. Ну, я встала. Около двух часов отстояла. Купила 3 бутылочки. Давали по 2, но впереди стояла тётя, у неё было мало денег и она мне взяла третью.

  Если ты, Витя, будешь звонить на работу ко мне, про бальзам не говори. Это такой дефицит, что, может быть, стоит его оставить весь себе. Когда наши курсанты узнали, что я купила бальзам - было столько охов и зависти, что я уж пожалела, что сказала. Вот так мне повезло в первый же день.

  Побывала я в костёле - минут 30 послушала службу с органом. Обязательно схожу в Домский концертный зал - это рядом. Там концерты - по средам, субботам и воскресеньям.

  Значки очень дорогие - по 45, 50, реже - по 30 и 20 копеек. Я купила пока всего 20 значков - на 7 рублей. Почему я их покупала именно в первый день приезда? Потому что все магазины были закрыты, а значки - в киосках.

 В основном, гулять по городу будем вечерами, после лекций, поэтому будет уже не до значков. Я бы не сказала, что они отличные. Таллинские гораздо интереснее. Напишите, что вам передать. Я, пожалуй, с Сашей передам бальзам. Во-первых, чтобы легче было везти, а во-вторых, чтобы у меня его не выпрашивали.

Говорят, мне сказочно повезло с бальзамом. Купила себе еды и положила в холодильник: масло, колбасу и т.д.

  Целую вас. Спокойной ночи, т.к. допишу завтра. Вечером поеду на главпочтамт, там брошу письмо.


   Ваша МАМА ИРА.


ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ…