Сказка про Гордея

Светлана Чернецова
             

     Жили в одном селении муж с женой и тремя  сыновьями.   И как во всех сказках бывает были два сына умные и работящие.А третий сын был  непослушный.   Звали его Гордей.   Когда выросли сыновья  двух старших родители поженили.  Стали они жить своими домами.  А младший остался с родителями.  И должен был им стать помошником  и опорой, а они от него только и слышали :  не  охота  мне делать ничего.  Самым лучшим для него бвло ходить по улице и красоваться собой.       И так он и жил:  никому доброго дела не делал и слова доброго никому не говорил.   Стали родители его укорять. 
-Нельзя Гордеюшка так жить,- говорит  ему  мать.
-Надо тебе жену себе выбрать.  И дом свой построить,-объясняет ему отец.
 Стал  Гордей над ними смеяться и отвечает:
-Не вижу я здесь невесты . Мне нужна царёва дочка, а не сельская девка.
-А чем же плохие наши невесты, что  ты   о  царской  дочке   думаешь?
-Нет здесь равной мне по красоте,-сказал Гордей и огляделся вокруг.     -  Неужели мне на Дарине жениться?
А жила  по соседству с ними  женщина одинокая и  воспитывала дочку.      Выросла девочка и стала матери помошницей.    Не ходила она на гулянки, не проводила время в праздности.    Прикрывает обычно голову платочком белым  и спешит по своим делам, глаз не поднимает.    Гордей никогда на неё внимания не обращал. Когда шёл он по улице   то задирал высоко   голову  и ни на кого не смотрел.   
    И случилась с Даринкой беда.  Влюбилась она в Гордея.  Никого милее и краше для неё не было.  Но не говорила она никому о своей любви.  Понимала , что никогда  он на неё не посмотрит. 
    Решил  Гордей уйти  из родного селения и пойти  царскую невесту себе  искать.  Начали родители его отговаривать,  но  он на своём стоит :  по моей красоте мне только  такая невеста нужна.    Собрался, суму на плечо повесил, с родителями поцеловался и пошёл.   Идёт мимо Даринкиного дома, по сторонам не смотрит.  А она у ворот стоит, во все глаза на милого глядит .  А глаза огромные, синей неба синего.  Если б Гордей посмотрел в эти глаза, никакая царевна не нужна бы  стала.  Да прошёл он как обычно мимо, не посмотрел на неё.
    Стал Гордей по  дальним странам ходить выспрашивать,  где ищут женихов для царских дочерей.  Во многих царствах и королевствах были царские невесты, да только Гордея, селянского сына, во дворцы не пускали.  Там женихи: королевичи и царевичи, - желанны были.  Разозлился Гордей: - Как так, неужели он со своей красотой и  статью в царские мужья не годится?!
    И случилось так, что услышал его гневные слова колдун.  Жил он высоко в горах.  Далеко от человеческого жилья.  Были у него три дочери. И искал он им мужей.  Только нужны были ему молодые и пригожие парни, а дочки у него были  страшные и   вредные.
    Вот однажды пошёл Гордей в дальнее королевство, где  была невеста на выданье.  Шёл через лес  и застала его там ночь.  Он костер разпалил, картошки себе напёк и поужинав лёг спать.    Только стал сниться ему сон странный.  Словно кто-то большой накинул на него тёмную сеть и спутал всего верёвками.  Пробовал Гордей пошевелиться во сне, разорвать путы, да ничего не получилось.  Тогда что-то подняло его высоко и понесло куда-то.   
    Проснулся Гордей когда вокруг ещё темно было.  Усмехнулся :- какой сон мне странный приснился и захотел встать, но не смог . Был он связан верёвками крепко  прекрепко.  Даже рукой не пошевелить.  Испугался парень и стал громко на помощь звать. Через некоторое время послышался звон ключей и открылась маленькая дверь.  И увидел Гордей, что лежит он на полу в тёмном подвале,а к нему, с лампой в руке, спускается по ступенькам    карлик.
-Это ты меня связал?-закричал парень.  -  Немедленно развязывай! 
А карлик засмеялся над ним и отвечает:- Ты ещё не спросил меня зачем я тебя связал?
-Зачем?-крикнул  Гордей.
-Женить на одной из своих дочерей.  Ты ходил и искал себе царскую невесту, вот я и хочу отдать тебе  одну дочь.   Она получше царской будет. Потому что дочка колдуна. 
Перепугался Гордей.  -Не хочу  я на такой жениться.
-А тебя никто спрашивать не собирается.    Если моим дочкам ты понравишься, то станешь одной мужем, а если не понравишься,  то распростишься с белым светом.    Будешь жить под землёй и добывать для нас золото и серебро. 
Стал Гордей путы на себе рвать, чтобы высвободиться и убежать, а колдун только смеётся над ним:
-Не сможешь ты от моих чар избавиться.    Их можно только большой верностью и любовью разрушить, а тебя никто так на земле не любит.    И ты сам никого не любил.  Вот и придётся тебе заколдованным жить.  Повесил парень голову после таких слов.  Прав был колдун:  никого он не любил и счастливым никого не сделал.
  Продолжает ему карлик говорить:-  Завтра с  утра увидишь моих дочерей.  Будут они решать твою судьбу,  быть тебе мужем или рабом,- и ушёл.
Стал Гордей тосковать и кручиниться.  Вспоминает своих родителей и  перед глазами образ Даринки всё чаще встаёт.
   А она все глаза просмотрела на дорогу глядя, по которой её милый ушёл.   Стало на сердце не спокойно,  болит оно, беду чует.   И решила Даринка пойти вслед за Гордеем.    Помочь ему, если он в беду попал.  А если всё хорошо, посмотрит на него и домой вернётся.    Собралась она в дальнюю дорогу, простилась с мамой и пошла к соседям.   Удивились они и спрашивают её:
-Зачем ты к нам пришла?
Поклониласьим Даринка.  -Благословите на дальнюю дорогу.  Пойду искать вашего сына.  Чует моё сердце, что беда с ним случилась.  А если он пропадёт,то и мне белый свет не мил станет.   Вас попрошу о маме моей позаботиться: одна она на свете , сами знаете.
    Заплакали несчастные Гордеевы родители.  Жалко им девчушку в неизвестный путь отпускать, а сделать ничего не могут.  Дали ей своё благословление и мать подала платок свой головной.
- Если  настанет неминучая беда,  брось его.  Он материнской силой обладает,  поможет вам.  Взяла Дарина платок и пошла на поиски Гордея.
   На следующее утро вывели слуги Гордея из подвала и поставили перед тремя дочерьми колдуна. Посмотрел на них парень и от страха чуть не закричал.  Были они невысокие, согнутые, как клюшки, и худые. У одной был толстый красный нос, у второй были свинячьи глазки, а третья имела огромные уши. И у всех были кривые  редкие зубы.
-Не женюсь я ни на одной!- закричал Гордей.- Не нужны мне такие страшилищи!
-Так- то ты на моих дочерей говоришь!-рассердился колдун.- Отправлю тебя в подземелье, посмотреть, где кончишь свои дни если не женишься .
-Лучше под землёй умереть!
-Брось его отец  поскорей!- завизжали дочери.  - Там он быстро  образумится. Прибежали слуги колдуна и бросили Гордея под землю, чтобы он серебро копал.  И еды ему  давать запретили.
   А Даринка быстро шла  вперёд.  Не знала куда идти, только сердце ей правильный путь подсказывало.   И привело его к высоким горам.  Стала  она по камням вверх подниматься и добралась до жилище колдуна. У него был огромный мрачный дом. Подошла Даринка  к  дверям и стала в дверь молоточком бить.
-Кто это посмел к нам придти?-закричали дочери колдуна.  -Идите, откройте дверь,- велели они слугам. Побежали слуги, открыли дверь и вошла в дом девушка, красивее которой никого на земле не было.
Увидели её три дочери и сразу замолчали.  Стала их глодать чёрная зависть.
-Кто ты такая и зачем пришла к нам?
-Не сама я пришла, сердце моё сюда привело меня.  Чует оно, что здесь находится Гордей, сосед мой.
-А ты что, его суженая?-  разозлились дочери.
--Нет,-качает головой Даринка,- и никогда не была ей.  Гордей  в мою сторону даже не смотрел.
-А зачем ты тогда пришла к нему?
-Беда ему грозит.
-А тебе- то что до этого?-ухмыляются  злыдни.
-Милее всех на свете он для меня.
-Да знаешь ли ты, что он жениться на одной из нас?
Побледнела Даринка, закрыла лицо руками.-   Значит он считал меня  настолько безобразной, если на вас женится, а на меня никогда не смотрел.
-Конечно ты безобразная,-стали хохотать три дочери. -  Уходи отсюда.
-Позвольте мне лишь одним глазком взглянуть на него  и я пойду.   
Но три злыдни  совсем не собирались отпускать красавицу.  Захотели они, с помощью колдовства, отнять у неё красоту и сделать на веки своей служанкой.- Иди  на кухню и жди нашего  решения.  Посоветовались они и  захотели  сделать так:
    Завтра скажем отцу, чтобы он заколдовал Гордея  и он не смог бы слова сказать.   Пусть девчонка, за то, что  посмотрит на него,  отдаст нам свою красоту.  А затем  одна из нас станет женой Гордея. 
   Утром они позвали Дарину и говорят ей свои условия.
-Хорошо,-соглашается девица,-  только я сначала посмотрю на Гордея, поговорю с ним, а потом отдам вам свою красу.  Только вы говорили мне, что я безобразная, а хотите взять красоту.  Не понимаю  я  вас.   
-Это не твоё дело.  Говори сразу, согласна на наши условия?
-Да. 
Тогда слуги  привели парня.  Сел он на лавку и ни на кого  не  смотрит.   Подошла  Даринка ближе и протянула к нему руки.
-Пришла я посмотреть на тебя и передать поклон от твоих батюшки и  матери.  Не сердись на меня.  Только сердце моё беду чуяло. Да видно обмануло оно меня и  нашёл ты жену, какую искал :- царской крови.
    Вскинул голову Гордей,  как только услышал голос знакомый, и   обомлел.  Стояла перед ним красавица. Но было в ней что-то знакомое, а что?- не мог  он понять.  И только когда девушка  голову наклонила,  узнал он  свою соседку- Даринку. Захотелось крикнуть ему:- Даринка милая моя!- а заклинание не даёт ему слова сказать.
-Даже поговорить со мной не желаешь,- горько прошептала девушка.  -  А ты для меня дороже всех на свете.
И  тут стали дочери колдуна кричать:- Хватит разговаривать!   Видишь, что не нужна ты ему.  Сейчас  отец придёт и произнесёт заклинание, чтобы отдала ты  свою красоту.   
-Мне ты  отдашь  своё лицо,- приказала первая дочь.
-Мне нужны твои волосы,-сказала вторая.
-А я стану такой стройной как ты,-крикнула третья дочь.
В это время пришёл колдун.   Посмотрел он на всех. Подошла к нему Дарина и произнесла:
-Говори своё заклинание, Мне без  Гордея не жить.
А парень слышит всё и ничего сказать не может. Стал он призывать к себе все силы,  путы колдовские сбросить, и сумел выкрикнуть:
- Не надо Даринка, беги отсюда!
Захохотал  колдун.-  От моих заклинаний убежать нельзя.  Его дочки тоже засмеялись и стали просить отца взять Даринкину красоту и им отдать. Но колдун решил сделать по-другому:
-Я не отдам вам ничего, потому что сам женюсь на ней.
-Нет!- стали ругаться сёстры. - Ты уже старый и нечего тебе жену искать.
Обозлился колдун,  крикнул заклинание и превратил дочерей в противных   мокриц. -     Вот так будет  с каждым, кто против моей воли пойдёт!-грозно сказал  карлик . - И Гордея я навеки спрячу под землёй, чтобы ничего тебе не напоминало  о  прежней жизни,-сказал он Даринке.
    Првернулся он  к  парню, а Дарина выхватила платок белый и накинула на     голову  колдуну. И превратился он в земляного червя, а Гордей вскочил на ноги.   Спали с него колдовские заклинания.  Подошёл он к девушке, взял её за руки и попросил простить его.
 - Не смотрел я на тебя, собой гордился, и  просмотрел такую красавицу. А ты для меня самая милая на земле и никто  другой мне не нужен.
Обрадовалась Даринка таким словам, а саму сомнения берут.
- Хотел ты царскую дочку в жёны брать, а я простая селянка. 
Вздохнул парень:- Многое я понял, пока по земле ходил.  И знаю, что  ты моя судьба, моя суженая.
Вернулись они домой вместе, отпраздновали весёлую  свадьбу и стали строить крепкий дом. И жили в нём долго и счастливо.