Можно ли судить историю?

Эдуард Камоцкий
Можно ли судить историю?

Благодаря документам и раскопкам мы знаем, что человечество прошло в своей истории ряд формаций совершенно отличающихся друг от друга, хотя и имеющих некоторые черты прошедшей эпохи.

Люди, жившие собирательством в первобытно общинную эпоху, не могли себе представить эпоху рабовладения, потому что каждый был способен, собирая плоды и корни диких растений и охотясь на диких животных, прокормить только себя, люди жили стадами стихийно организованными только на основе силы с моральными основами, унаследованными от своего животного состояния. Мораль основывалась на необходимости подчиняться вожаку стаи, особенно при коллективной охоте (войне), и естественным запретом на охоту в своем стаде. В последствие это выразилось в заповедь: «не убий», но, в то время, это касалось только членов своего стада; все живое, что было вне стада, могло быть предметом охоты, в том числе и люди другого стада.
И нам в голову не приходит мысль осуждать поведение ЛЮДЕЙ, живших на том этапе развития человечества.

Но вот прошла первая антропогенная революция (неолитическая), люди от собирательства пришли к производству; они сами стали выращивать съедобные растения и животных. Человек стал больше производить, чем ему надо для сытости, и люди поняли, что людей чужого стада, племени, племенного союза, выгоднее не убивать, а на основе права сильного превращать в рабов. Раб, как рабочий скот стал собственность хозяина. Этот раб (группа рабов) могли обработать участок земли и принести хозяину урожай, который стал собственностью хозяина. Общество собственников поняло, что для существования общества собственность должна быть частной.
Наряду с заповедью «не убий»,  появилась заповедь: «не укради».

Человечество развивается не равномерно, и когда в одних странах (в Египте) рабовладение существовало уже тысячелетия, по земле продолжали бродить племена, еще только подыскивающие себе место для жизни. На своем пути они в буквальном смысле очищали приглянувшееся им место от прежних жителей, поголовно их уничтожая.
Такой эпизод в истории человечества письменно засвидетельствован в Библии, где рассказывается, что Иисус Навин, при завоевании Иерихона, пленных не брал, а все население Иерихона поголовно уничтожил, и не только Иерихона.

И мы не осуждаем, а славим Иисуса Навина. В то историческое время это было обычно.

Эти две формации, т.е. цивилизации, практически были не совместимы. «Думающие» рабовладельцы считали собирателей не цивилизованными дикарями, мораль которых цивилизованному человеку было воспринять невозможно, а дикари, при случае, могли убить и съесть этого цивилизованного человека.

В настоящее время – время декларированного гуманизма, гуманисты поняли, что нельзя осуждать ни тех, кто людей превращал в рабов, ни тех, кто мог съесть другого представителя рода человеческого. Таков был этап в истории человечества.