Пушка времён крымской войны

Екатерина Мамаева-Иванова
Однажды нам удалось-таки уговорить знакомого бомжующего профессора Игоря Святославовича провести для нашей компании познавательную экскурсию в местный краеведческий музей. Всем известно, что лучшего лектора и знатока истории в нашем городе Морянске не найти. Вот только одна загвоздка: не любит он покидать насиженные места, да и лекций в своё время начитался выше крыши. А пуще всего не любит, когда его называют бомжом, предпочитая именование «бич», что в переводе с постсоветского диалекта означает «бывший интеллигентный человек». Но нам всё больше кажется, что сие название происходит от английского слова «beach», то есть «пляж». При всём своём всестороннем развитии и энциклопедических познаниях наш бич Горюха страсть как не любит покидать насиженное, точнее, налёжанное место на уютном песчаном берегу мелкого и тёплого Азовского моря. Но, да мы, хоть и с трудом, но улестили-таки пана профессора и получили огромное эстетическое и интеллектуальное удовлетворение. Рассказывать он умеет на удивление образно и занимательно, да и тему знает досконально.

Мы с интересом, даром, что не впервые, обошли залы, внимая удачным комментариям экскурсовода. Чучела кабана, осетра и прочих местных зверушек и великолепно исполненные панорамы приазовской природы произвели впечатление. Правда, откопанный в Приазовье и хорошо сохранившийся скелет редкостного южного слона, что был вывезен в войну фашистами, вернули в ленинградский музей. И слава богу, потому что в сложившейся обстановке его бы украли повторно и никогда бы уже не вернули. А так и ничего, – будем в Питере – посмотрим. Ритуля Дурноклейская, уже начавшая съезжать с глузду по поводу величайшей роли в истории Вселенной древних укров и усердно пытающаяся отработать свои тридцать долляров от канадской диаспоры, попыталась внести некоторые  коррективы в речь экскурсовода. А именно: начала поднимать вопрос о том, что Чёрное и заодно Азовское моря выкопали представители вышеупомянутого супер-пупер этноса, но мы быстренько этот вопрос опустили, посоветовав данные моря снова закопать, дабы не достались при случае клятым москалякам. Потом мы осмотрели и обсудили расположенную на лужайке у входа в музей большую группу свезённых со степных курганов статуй, которые почему-то традиционно именуются «каменными бабами». Судили-рядили и сошлись на том, что женщины тут ни при чём, а статуи эти явно мужские и явно изображают древних воинов в доспехах.  Кто мешал древним людям украсить могильный курган статуей погребённого под ним древнего вождя?

Рассуждая подобным образом, мы подошли ещё к одной достопримечательности славного города Морянска – изъеденной коррозией старинной чугунной пушке. Нам стало интересно, откуда и зачем она здесь появилась. Вроде бы, наш город не такой древний, построен он во времена царя Николая I и в пиратских войнах не замешан.

- Вы забыли, панове, о самой первой мировой войне, более известной как Крымская, - заметил Горюха.
- Где Кура, а где твой дом, - хмыкнул кто-то из компании, - Крым от нас в пятистах километрах.

- А почему вы думаете, что Крымская война коснулась только Крыма? Тамошние евроинтеграторы  вознамерились откусить довольно большой шмат территории Российской империи, и в 1854-м году высадили десант в приазовских степях, в районе Петровской крепости. Примерно в это время был высажен основной десант у Евпатории, направившийся после Альминского сражения по суше на Севастополь. Ну, а наши захватчики двинулись в сторону Морянска в поисках пресной воды, чтобы попить, а также продовольствия и всяческого добра, чтобы пограбить. И неожиданно были встречены огнём  доблестных приазовских казаков, в том числе и артиллерийским. А так как те поборники демократии и защитники общечеловеческих ценностей оказались ничуть не смелее своих нынешних потомков, то, получив мало-мальский вооружённый отпор горстки местных храбрецов, быстренько унесли ноги. А на сдачу обстреляли город из корабельной артиллерии. Что ещё можно ждать от банды трусливых шакалов? Кстати, одно ядро до сих пор торчит в кирпичной стене здания, которое ныне занимает городской военкомат, аккурат под стрехой.  Если, конечно, ближайшей ночью его не выломали из стены лакомые до грошей сборщики металлолома.

- Да, да, знаем, видели, - подтвердили мы наличие ядра в казённой стене.
- Так, благодаря мужеству и стойкости наших казаков та война не превратилась в Крымско–Приазовскую, навсегда оставшись Крымской.
 - А у неё ствол заделан бетоном и отверстие для фитиля тоже, - обследовала грозный раритет я, - интересно, кому и зачем это понадобилось.
- Скорее «почему», - рассмеялся лектор, - это отдельная история, но уже из более поздних времён…

Все вы в курсе, что Морянск во все времена отличался талантами. Так, некоторое количество лет тому назад жил в нашем городе юный пиротехник. И не давала ему покоя одна мысль. А именно: стрельнет – не стрельнет? Так думал он, в который раз обходя вот эту большую и красивую пушку с наивно распахнутым стволом и незапаянным фитильным отверстием.

- И что, стрельнула? – живо заинтересовался Вася.
А наш друг Лёха почему-то зарумянился и деланно отвернулся, - подумаешь, мол, какую чепуху тут рассказывают люди…
- Представьте себе, стрельнула, да ещё как!
- Интересно, как же это ему удалось?

- Талантливый ребёнок, добротно изучивший химию в пределах школьной программы для своего класса, сделал мешочек чёрного дымного пороха. Потом вместе с друзьями, такими же юными талантами, заложил порох в ствол, закатил ядро и поджёг фитиль. Повалил чёрный дым, полыхнуло пламя, пушка оглушительно бабахнула, и у находившегося через дорогу домика стало одной стеной меньше. Хорошо ещё, что хатка готовилась к сносу, жильцов успели отселить незадолго  до описываемых событий, поэтому никто не пострадал. Получается, наши юные друзья сапёров ещё и немного помогли государству. Вот только вышеупомянутому государству так и не удалось отметить их заслуги, поскольку отряд начинающих артиллеристов  своевременно разбежался, несмотря на полученную в результате эксперимента контузию лёгкой степени. И по сию пору никто в общем-то даже не может назвать имена пионеров-канонеров. Сейчас  нашим талантливым и скромным героям должно быть уже крепко за пятьдесят…

- Вот интересно, где эти паршивцы в наше время нашли ядро? – подумал вслух Василий, -Единственный чудом  сохранившееся в городе экземпляр до сих пор крепко сидит в стенке военкомата.

- Нет, ну почему обязательно паршивцы, - наконец-то не выдержал Лёха, - вечно бы тебе прикалываться, Игорь. Где бы мы то ядро нынче достали? Ты что, забыл, что мы засыпали в ствол щебёнку?
За немой сценой последовал гомерический хохот. От кого угодно могли мы ожидать подобный поступок, но чтобы  такое натворил наш серьёзный и рассудительный друг Алексей!

     И с тех пор Лёха получил почётные прозвища «великий юный пиротехник» и «Лёха–артиллерист».