Нижнетаганский тупик

Инвариант
   Цитируя Вл. Высоцкого, я не называю песен. Уверен, они
   и так у всех на слуху. Все тексты выверены по изданию:
   Владимир Высоцкий. Собрание стихов и песен в трех томах.
   APOLLON FOUNDATION & RUSSICA PUBLISHERS INC. NEW YORK 1988



                Что толку в книжке, - подумала Алиса, -
                если в ней нет ни картинок, ни разговоров ?

                Л. Кэррол


                Нижнетаганский тупик


Обозрения сейчас пишут все - даже ламмеры (http://cursor.web2010.com/lammer).
Кризис жанра.

Не хотелось присоединяться к этой пошлой компании, но и не поделиться
не могу.

Вот, выбрал, наконец, время рассмотреть все подробно (http://www.visotsky.cea.ru).
И не понравилось.

Такой типичный "конторский" сайт с перечнем подотделов и ссылками на
вышестоящую организацию. С одним, правда, существенным отличием:
вопреки логике и традиции нет ни одной персональной ссылки с e-mail
адресами сотрудников. Все линки ведут или к веб-мастеру
(visotsky@cea.ru) или просто непонятно куда (root@visotsky.dnttm.rssi.ru).

В "Белый Дом" написать - no problem, а вот в "Дом Высоцкого"

   Рекордсмена портить мне ? -
   Накось, выкуси !

Поразительно почти полное отсутствие графики и фотографий.
Впечатление, что сделано исключительно по обязанности:

   Приказано метать - и я мечу

Кстати, попалось мне где-то на многочисленных личных страничках web-
и post- мастера (так он себя называет), что ищет он другую работу.
Интересную.

Желаю удачи !

Сайт небольшой, бедный, места немного - но и тем распорядились
странно: на единственном ОФИЦИАЛЬНОМ сервере Высоцкого о нем самом -
буквально НИЧЕГО.

Не обнаружил ни одной фотографии Поэта (при нескольких почти пустых
страницах), ни песен Его - то есть совсем ничего - ни текстов, ни
аудио-файлов, ни даже краткой биографической справки.

На весь сайт - две серые (grayscale) картинки.  Одна - московский
герб (с линком на начальство), другая (с птичьего полета, что ли?)
из серии "Что бы это значило?" весом 70 Kb!  Ах, нет - уже
полегчало с прошлого раза - работают люди, думают ...

Впрочем, неправильно я начал.

Мало ли что мне не понравилось. Может быть всем остальным наоборот -
нравится. Вот только узнать этого я не смог - на гостевой книжке тоже
сэкономили, хотя в Интернете их бесплатно раздают.  Не интересуются
здесь мнением посетителей. Не уважают.

   Ну, о чем с тобою говорить ?
   Все равно ты порешь ахинею.

Удивляют бессистемность и бесструктурность.
Если какое-то деление и есть, так только "географическое":

   -  А тут у нас дворик
   -  А вот здесь мы торгуем Высоцким
   -  А сюда Посторонним Вход Воспрещен

Хотя, конечно, за последнее время стало получше: исправлена
"сломанная" картинка на главной странице, заменен, наконец, московский
герб, служивший чудной иллюстрацией к пункту 56 "Золотых правил
плохого HTML" (http://www.webclub.ru/st-room/goldhtml/goldhtml.html),
а, главное, появилась страничка "Рекомендательный список литературы"
(составитель А.Е. Крылов) - самая, на мой взгляд, полезная на этом
сайте. А то ведь раньше (да и все еще) за дополнительной информацией
отсылали, почему-то, на личную страничку веб-мастера.(Способ
раскрутки такой?  Баннер из Высоцкого?)

Да вот, кстати, и в "Рекомендательном списке" составленном по
материалам фондов ГКЦМ (слово-то какое! - есть что почитать, если
пустят), встретились и имена борзописцев времен застоя - теперь и они
тоже громко любят Высоцкого "в розлив" и "на вынос". Причастились.

   Словно пробудилися молодцы былинные
   И, числом несметные, встали из земли.

Так. Ладно. Не за дизайном сюда шел.

   Я только подумал,
            чужие
               куря
                папироски, -
   Тут кто как сумеет,
            мне важно
               увидеть
                восход.

Практически вся информация, какую нашел, поделена на две части - о
мероприятиях которые уже были, и о мероприятиях которые еще будут.
(Это не мое слово "мероприятие" - так там написано).

Те, что прошли, в рассылке уже обсуждались, задерживаться не стоит,
а вот будет - через 17 лет - первая международная конференция.
Событие, без сомнения, долгожданное и значительное.

Наверное, сейчас еще невозможно в полной мере охватить влияние
Высоцкого на русскую культуру - такие оценки требуют времени и
расстояния, но вот аналитические работы и сравнительный анализ давно
посильны: тексты - опубликованы, фильмы - показаны, песни - услышаны.
А все, кто только видели Его хоть раз, уже и мемуары об этом
написали.

Так что тезисы конференции и аннотацию альманаха изучал с прилежанием.

К сожалению, владельцы сайта и здесь остались верны английской
пословице:  "Ничего - даром, и самую малость - за пенни".

Ничего - "On-Line". Nothing! (Так и хочется созвучное русское слово
вписать).

От докладов - только названия. От альманаха - только оглавление.
От Высоцкого - промолчу ...

Да еще циничный совет: "Приобрести альманах Вы, может быть, еще
сможете в нашей "Книжной лавке".  Цена 1-го выпуска - 80 рублей 50
копеек."

Я вот, "иногородний" боюсь, не успею.

А, впрочем, и москвичам особо надеяться не на что. Не хотелось
упоминать всуе, но вот на страничке с рекомендательным списком
любезно предлагается обратиться в отдел книжных фондов.

С радостью: наконец-то, вот оно! - иду по ссылке

   И разошелся, то есть расходился.

Стиль и орфографию оригинала сохраняю.

> >                Правила работы читального зала
> >
>                Утверждаю
>                директор ГКЦМ
>
>                Высоцкий Н.В.
>
>                ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ
>                ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
>
>
>                I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
>
> 1.1   Настоящие Правила созданы на основе "Основных правил
>       работы ведомственных архивов".

   . . .

> 1.4.  Использование документов проводится только с разрешения
>       руководителя организации.

   . . .

>                II. РАБОТА ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

   . . .

>                Оформление исследователей для работы с
>                документами
>
> 2.4.  Допуск исследователей из других организаций к работе с
>       документами ГКЦМ осуществляется на основании писем этих
>       организаций, в которых должны быть указаны фамилия, имя
>       и отчество исследователя, его должность и звание, тема,
>       хронологические границы и цели исследования.  Письма
>       должны быть оформлены на бланке и подписаны
>       руководителем организации.  Студенты высших учебных
>       заведений допускаются к работе над документами на
>       основании письма вуза за подписью ректора или проректора
>       с обоснованием необходимости работы с документами.  В
>       порядке исключения отдельные граждане могут допускаться
>       к работе над документами по личным заявлениям.

   . . .

> 2.7.  На каждого исследователя в читальном зале заводится
>       личное дело, включающее следующие документы:
>
>    *  письмо организации, направившей исследователя в архив, с
>       резолюцией руководителя организации о разрешении работы
>       в читальном зале;
>    *  анкету исследователя;
>    *  заказы (требования) на выдачу дел (Приложение 2);
>    *  заказы на копирование документов.
>
> Личные дела хранятся в читальном зале и спустя год после
> завершения работы исследователя передаются в архив ГКЦМ.
>
>                Выдача дел исследователям
>
> 2.8.  В читальный зал исследователям выдаются дела,
>       относящиеся только к теме исследования.

   . . .

>       Категорически запрещается снимать копии без
>       соответствующего разрешения.

   . . .

>                Выдача выписок из документов и копий документов
>                исследователям
>
> 2.10.    Исследователи, работающие в читальном зале, могут
>          делать выписки из документов и оформлять заказы на
>          копирование документов только по теме исследования.
>          При необходимости сделанные выписки могут быть
>          просмотрены заведующим читальным залом или хранителем
>          фонда.

   . . .

> 2.11. При отсутствии необходимой копировальной техники
>       копирование документов может проводиться силами
>       заинтересованной организации в помещении ГКЦМ, в
>       фотоателье или фотолабораториях других организаций в
>       присутствии сотрудника ГКЦМ.
>       Негативы фотокопий и микрофильмов организациям и
>       исследователям не выдаются и безвозмездно поступают в
>       распоряжение ведомственного архива.
>       В исключительных случаях по письму заинтересованных
>       организаций и разрешению руководителя ГКЦМ негативы
>       могут быть выданы во временное пользование организациям,
>       занимающимся реставрационными работами и оформлением
>       музейных экспозиций.

   . . .

> 2.13. Исследователями и организациями могут быть использованы
>       копии документов только по теме и для целей, указанных в
>       запросе, и не подлежат передаче другим лицам и
>       организациям.


    Но снова объяснил администратор:
    - Я вас прошу - уйдите, дорогие!
    Те, кто едят, - ведь это делегаты,
    А вы, прошу прощенья, кто такие ?

И хотя, наверное, немало интересного можно в фондах найти, не так-то
тянет куда не только не пускают, но и еще и карманы предлагают
вывернуть - вдруг что лишнее у Высоцкого прочел.

Так что, не про нас - фонды. Вернемся к тезисам.  Позволю несколько
слов о докладах, которые не читал. О чем можно судить по названию.

География - разнообразна, тематика - обширна, никак не укладываясь в
отведенные 5 секций

   Я хвалился косою саженью -
            нате, смерьте !
   Я не знал что подвергнусь суженью
            после смерти.
   Но в обычные рамки я всажен -
            на спор вбили,
   А косую неровную сажень
            распрямили.

В списке авторов и академик, и члены СП, и военврач, и мастер шахты.

Но вот нет, к сожалению, ни e-mail авторов, ни просто адреса для
связи, ни специального - на время конференции - адреса на сервере не
выделено. Странно они это организовывают.

Примечательно, что многие докладчики темой исследования выбрали
только одну песню или только одно стихотворение.

Представлены на конференцию и работы о творчестве Галича -
безусловного предтечи жанра.

Наиболее интересными (если не единственно возможными сегодня)
показались мне доклады посвященные текстологическому и сравнительному
анализу.

Вот только удивило, что неожиданно многие акцентируют внимание именно
на сатире, иронии, юморе в лирике Высоцкого. Безусловно, все это
есть, но вот, как мне кажется, не это главное в его творчестве и
обидно, если песни кажутся только смешными. А они ведь еще и очень
серьезные.

И о военной лирике всего два доклада.

Сомнительными, на потребу дня, показались мне доклады о
взаимоотношении авторской песни и религии.  Лично для меня, после
второй мировой войны ("Got mit uns") "христианский гуманизм" - вещь
спорная.

Нет, я не против этико-философских исканий и обобщений.
Вот только - не рано ли ?

   Служение стихиям не терпит суеты

Нам повезло - мы были современниками Великого Человека. Но это -
препятствие для абстрактной объективности. Стихи и песни звучат Его
голосом. Мы знаем людей, которым они посвящены, события, по которым
они написаны, места, где они происходят. Актуальный контекст скрывает
внутреннний философский.

200 лет прошло, прежде чем политические памфлеты Шарля Перро стали
пересказывать как сказки для маленьких. И, может быть, не меньше
надо, что бы песни Высоцкого можно было оценить с той же
беспристрастностью.

Идею некоторых докладов я просто не понял.  Вот, например, "Высоцкий
- предтеча отечественных постмодернистов" или, скажем, о творческом
диалоге Высоцкого и Шемякина.

Дружили - знаем. Пили вместе - понятно.

   Пить наши пьяные умы
   Считали делом кровным.
   Чего наговорили мы
   И правым и виновным!
   Нить порвалась и понеслась -
   Спасайте наши шкуры!
   Больницы плакали по нас,
   А также префектуры.

А творческий диалог - это, извините, как?

И песни-то у Высоцкого - все монологи. Только "Диалог у телевизора" и
припомнил:

   - Ой, Вань, гляди-ка, попугайчики!

Заявлены и два доклада из Израиля. Судя по фамилиям - наших
соотечественников. А ведь в Израиле сильная, с давними традициями,
школа славистики. Можно было ожидать большего.

И, заканчивая, просто не могу не упомянуть о докладе, детски-наивное
название которого - "Владимир Высоцкий: Хулиганские песни" так
напомнило мне собственную молодость - поздние 60-е, когда песни
Высоцкого никак по-другому и не называли и, правда, хулиганы в
подворотнях их пели под гитару.

   А вот конец, хоть не трагичный, но досадный:

Обидно, что рядом с другими, любовно сделаными страничками, "Дом
Высоцкого" смотрится бедной Золушкой, не дождавшейся принца.

И вспоминается:

   Что за дом - притих,
   Погружен во мрак,
   На семи лихих,
   Продувных ветрах,
   Всеми окнами
   Обратясь в овраг,
   А воротами -
   На проезжий тракт?


1998