Глава 25 Как честный человек я обязан жениться

Полковник Чечель
    "Нас провожает кто-то взглядом как пролетевшее тепло..."

"Даже если весь мир будет против тебя, я буду тихо стоять за спиной и подавать патроны...."

    Старик в автобусе не заметил как воспоминания о полётах перешли в сон, впрочем недолгий. Они въехали в какой-то городок, и голос водителя объявил: «Остановка 40 минут». Старик прошёл на веранду ближайшего кафе, выбрал столик, с которого хорошо была видна привокзальная площадь и снующий по ней народ, заказал кофе, и воспоминания потекли дальше, но уже не про самолёты. В памяти всплыли слова лейтенанта Володи, который собственно и надоумил его поступать не в гражданское авиационное училище, а в военное. А когда они прощались, добавил:

     «Егор, я хочу, чтобы ты заранее подумал над таким вопросом и не повторил моей ошибки.  Посмотри на меня. У меня была девушка, которую я любил, и которая меня любила. Она ждала, что по выпуску из училища, я сделаю ей предложение. А я считал, что мне жениться рано. В итоге, я уже два года живу в этом гарнизоне, где свободных женщин практически нет. Есть жёны и дочери офицеров. А когда я прилетаю в отпуск в санаторий, скажем в Сочи, там я могу найти с кем «переспать», но жены нормальной, которая смогла бы жить в военном гарнизоне, я не найду. Поэтому, если встретишь девушку, которую полюбишь, женись, не задумываясь. Возможно, другого шанса у тебя не будет».

      В общем, старик, тогда 17-летний юноша, поступил в училище, то увидел, что Юрий Гагарин создал ему такую славу, что каждая девушка, приходящая к ним в клуб на танцы, мечтала выйти замуж за космонавта. В итоге, курсантом Егор понимал, что стоит допустить с кем-то серьёзные отношения, то это автоматически, скорее всего, приведёт к женитьбе . А к этому он морально был ещё не готов. Поэтому на первом курсе Василий полностью отдавался учёбе и занятиям спортом, и на курсантских дискотеках больше одного танца с девушкой себе не позволял, чтобы не создать повод для знакомства.

    Но на втором курсе понял, что  слегка «погорячился» со своими принципами. Его товарищи, находясь в увольнении переодевались у знакомых девушек в «гражданку» и свободно гуляли по городу. А встречая его в форме, ещё злорадно ехидничали: «Тов. курсант, Вы почему честь капитану милиции не отдали?» - и т.д. В общем, Егор понял, что надо и ему с кем-то знакомиться по «серьёзному». Мысль эта пришла к нему в магазине, когда он стоял в очереди за молоком. И когда она, эта мысль,  пришла, он увидел  за собой  миловидную, красивую девушку, чуть выше его  ростом. Решение созрело мгновенно: «Девушка, а приходите сегодня вечером к нам на танцы. В 19.40 я Вас буду ждать у входа». Девушка без всяких «ломаний» ответила: «Хорошо, приду».

    В числе первых Егор поужинал «как баклан», проверил, как на нём  сидит форма перед зеркалом и в 19.30 был уже у входа в курсантский клуб. Хотя официально «танцульки» начинались в 20.00, гражданского народу, в смысле девушек, было уже много. Поскольку время ещё было, Егор решил заглянуть в сам зал, чтобы оценить обстановку. А когда вошёл, среди прочей публики увидел девушку, сидящую на стуле, с очень спортивной фигурой, (тут у него глаз был намётан), и независимым видом. Вот этот её вид Егора  просто поразил. На большинстве девушек, приходящих на их  курсантские вечера, прямо на лице написано, что им страшно хочется выйти замуж за лётчика тире космонавта. Эта девушка сидела с таким видом, что ей все наши «домыслы до лампочки», просто зашла на «огонёк» и всё.

     Егор как её увидел, сразу внутри что-то «щёлкнуло». Он тут же попросил своего «дружбана» Витю Лисьих, который, кстати,  его на парашютный спорт совратил: «Витя, я назначил свидание девушке, сейчас она придёт, но я с ней уже не хочу. Я с другой хочу», - и Виктору показал на сидящую девушку. Виктор в ответ: «Егор, посмотри на себя и на неё. По сравнению с ней у тебя «ни рожи, ни кожи». Она с тобой не пойдёт». Но Егор стоял на своём: «Витя, пойдёт – ни пойдёт, я должен попробовать. Твоя задача не отходить весь вечер от той, которая сейчас придёт. Скажешь, что ко мне сестра приехала. Ё-маё, да вот же она, эта девушка, которой я свидание назначил». Тут он схватил Виктора под руку, подтащил к девушке и произнёс: «Извините, вот Ваш кавалер на весь вечер, а я на сегодня занят, сестра приехала», - после чего тут же развернулся  и ушёл.

     Когда отбежал метров на 20, обернулся, Виктор с девушкой о чём-то мило «уже ворковали», и он с «чистой совестью» стал пробираться поближе к той, которую он выбрал. «Наивные», подумал старик,  - мы думаем, что выбираем мы, мужчины? «Фигушки», нас всегда выбирает женщина. Жаль, что понял я это уже слишком поздно, когда путь остаётся только один — жениться.

     Когда заиграла музыка на первый танец, только Егор собрался её идти пригласить, как это сделал другой, высокий, здоровый курсант первокурсник. На второй танец Егор сделал выводы, заранее занял позицию рядом с девушкой, и хотя тот парень стоял рядом, он успел первый. Пол танца протанцевали молча, потом он пошёл «в атаку», говоря по авиационному: «Вы, наверно, здесь часто бываете?» Девушка ответила: «Нет, редко. Просто живу рядом, поэтому иногда хожу». «Теперь понятно, - ответил Егор, - почему  раньше я Вас не видел».

     Дальше его «фантазия» кончилась, и весь танец они протанцевали молча. На третий танец первым успел высокий курсант. На четвёртый – опять Егор. И так они с курсантом  протанцевали пол вечера, соревнуясь, кто первый перед девушкой, которую звали Ира, сделает «пригласительный реверанс». Потом Егор увидел, как этот парень «чирикает» с девушкой в танце, и понял, шансы его падают с каждой минутой, т. к. первокурсник более «красноречив». К тому же у него рост, но  спорт Егора научил – надо бороться до конца. Поэтому, когда они подошли после танца, он сказал парню: «Пойдём выйдем, поговорим», и не глядя на него отправился на выход. Тут надо отметить  такую деталь – у Егора на гимнастёрке висел «значок 1-го разряда по боксу», а у курсанта – «по ручному мячу». Поэтому он и был такой здоровый. В гандбол «хилых» не берут. Вышли они оба  во двор училища: «Значит так, - сказал Егор, - сейчас будем драться. Кто кому морду набьёт, тот с ней и будет. Согласен?"

     После  секундной паузы курсант первого курса ответил: «Я с ней только познакомился. Девушек в клубе хватает. Иди с ней ты». Тут подумал Егор, он не моего 1-го разряда испугался. Скорее всего, сработало врождённое уважение первокурсника перед вторым курсом. Они ведь скоро летать должны были уже начать. А во-вторых, соображение, что за драку можно вылететь из училища запросто, тем более, что у первокурсника шансов больше – государство ещё мало потратило денег на его обучение, поэтому его «выгнать не жалко». Кстати, фамилия того курсанта с первого курса — Карев. Так что молодец Карев — правильное решение выбрал, подумал старик.

     В общем, вернулся Егор в зал и видит, возле Иры ещё один первокурсник «соловьём заливается» - отбить её у него хочет. Егор решительно подошёл и взял Ирину за руку: «Послушай, друг, следующий танец она мне обещала, поэтому не теряй зря время», - и с этими словами повёл девушку в другой конец зала, подальше от «назойливых кавалеров», так как в музыке объявили перерыв, и следующий танец намечался не скоро. В общем, до конца вечера они познакомились. Егор узнал, что она учится в мед училище, имеет 1-ый разряд по волейболу, капитан сборной, живёт с родителями и двумя сёстрами. Старшая сестра замужем за курсантом 4-го курса Виктором Лимоновым, а ещё более старшая сестра живёт в Перми и работает судьёй. После вечера проводил её домой, который оказался буквально рядом с их УЛО (учебно-лёным отделом).

     Договорились встретиться через неделю опять на танцах. Вот после них Егора впервые пригласили домой на чай. Там он и «позаимствовал» эту фотографию, которая стоит в начале рассказа. Егору было хорошо с ней в увольнении, не стыдно было пройти с ней под ручку по улицам города Оренбурга и показаться на глаза друзьям-курсантам, но ничего «такого» он не допускал. Во-первых, Егор был абсолютно «не целованным мальчиком», а во-вторых, от поцелуев «рождаются дети». Он это точно знал, и к этому был абсолютно не готов. Так они встречались год, а потом Ира закончила своё мед училище и уехала по распределению в Бугуруслан. Там она проработала полгода, они переписывались, а потом перевелась в город Новотроицк, это километров 20 от города Орска, где Егор летал на 3-ем - на 4-ом курсе, чтобы быть ближе к нему. Он ездил к ней в увольнение, и приезжал в «самоходе». Вопрос женитьбы они обговорили сразу, что Егор к ней морально не готов. На что Ира ответила: «Нам хорошо вместе, и не будем об этом».

    После выпуска Егор улетел к своему первому месту службы в Калининград, они изредка обменивались письмами или открытками, и, наверно, всё так и заглохло бы,  но за молодыми лейтенантами  в гарнизоне началась такая «охота» со стороны местных барышень, что один «неверный шаг», и тебя уже ведут «под венец». Для Егора всё стало очевидно после одного случая, когда на дискотеке он станцевал всего один танец с очень красивой девушкой с Балтийска, которая специально приехала к ним в гарнизон «закадрить» лейтенанта-«желторотика». А в следующие выходные Егор попал в наряд и на танцы не пошёл. Так ему потом друзья передали, что эта девушка с Балтийска весь вечер ходила по их холостяцкой гостинице и у всех спрашивала: «Где тот «худенький» лейтенант, который на обещал на мне жениться?». В общем, ох как он тогда радовался, что оказался в наряде «дежурным по части».

     Так прошло полгода. А потом Егору друзья, которых оставили инструкторами в училище, написали: «Твоя Ира так не с кем и не встречается, хранит тебе верность», - «наивные», подумал тогда Егор - они, наверно, думают, что у меня с ней что-то было. А потом, понял, а какая разница, было у него с ней что-то или не было. Его-то к ней тянет. Опять же слова того лейтенанта-танкиста из батиного полка вспомнил - «женись не раздумывая». И когда их выгнали в отпуск 28 декабря дал ей телеграмму: «Срочно приезжай домой».
 
    30 декабря прилетел в Оренбург он, 31-го декабря приехала с Орска она. 1-2-го января в ЗАГСе выходной, а 3-го сразу свадьба. Свидетелем у него выступал Саша Викторенко, будущий космонавт и «Герой Советского Союза», совершивший 4 полёта в космос, из них три по полгода. При росписи произошёл переживательный эпизод. Время подошло, а их свидетелей - Саши Викторенко и Вити Савинова нет. Молодожёнов  уже вызывают в третий раз, а свидетели пропали. Егор выскочил из ЗАГса на улицу и давай ловить всех подряд, лишь бы при себе паспорт был. Но, ни у кого не оказалось. А спустя 15 минут увидел, несётся такси, всё заваленное цветами. Это ребята ездили, аж, за 40 км за город в теплицу и оттуда привезли розы. Вот тогда Егор послал родителям телеграмму: «Мама, папа, поздравьте меня. Я женился!»

     В первую брачную ночь они с женой «тыкались» друг в друга как «слепые котята». Ирина была первой женщиной у Егора, он у неё первым мужчиной. О том, что надо планировать рождение детей или хотя бы поговорить на эту тему — это для молодожёнов был высший пилотаж. Потом съездили с ней в Новотроицк, она рассчиталась с работой, и полетели к  родителям Егора на юг, в город Херсон. И вот такого «скоропалительного» брака хватило на 22 года. «Почему в конечном итоге мы Ириной расстались?» - задал себе вопрос старик. «Ведь когда она мне родила сына и дочь, влюблённость к ней  перешла в  любовь по-настоящему».

     Наверно, первая «трещинка», в наши отношения пришла на Кавказе. Когда  мы прилетели в Мин. Воды, - вспоминал старик. Там на базаре я с подачи жены купил себе лаковые туфли за 50 рублей, мол, чтобы было чем на дискотеках в санатории танцевать. У нас была почему-то уверенность, что Терскол – это что-то типа санатория. Приезжаем, а это оказывается турбаза, дающая горнолыжный отдых за дополнительную плату, и пешеходный туризм, тоже за плату, но поменьше. Вот этих 50 рублей нам и не хватило, чтобы жена попала вместе со мной в горнолыжную группу. Я в горные лыжи влюбился сразу и навсегда, её же горный туризм оставил равнодушной. В итоге, зимние отпуска мы стали проводить врозь. Но одна из главных причин развода явилось так же то, что я не попросил Благословения у родителей. Я их просто поставил перед фактом, что в корне не правильно, - вспоминал старик.

     10 лет кроме жены у него никого не было. На 11-ом году в его жизнь пришла Таня Вахромова - Заслуженный Мастер Спорта СССР, член сборной команды Союза по плаванию. Причина, что они так быстро сошлись, мной описана в рассказе «Женщины в нашей жизни». Именно у Виталия Сундакова спустя много лет старик прочитал, что «половой голод» является сильнейшим стрессором для организма, и зачастую вызывает не адекватные поступки, а именно в таких условиях они жили в Ленинграде. В комнате 12 квадратных метров, с двумя детьми, когда раздвигалась диван-кровать, кресло-кровать и раскладушка, пол как таковой исчезал — оставалось одно сплошное спальное место. Когда пришла влюблённость в Таню, жена сделала единственно правильное решение, забрала детей и улетела с ними на юг, предоставив всё моей совести, - вспоминал старик.

А через 11 лет ситуация повторилась, и вот тут жена поставила его перед выбором: «Или я, или она». На что Егор тогда ей честно сказал: «Я не могу сейчас выбрать, мне надо время, чтобы определиться». И тогда Ирина сказала: «Тогда ты должен уйти».

     Егор ушёл с одними лётными «шмотками». На следующий день на лестничной площадке квартиры, которую он оставил жене и дом в деревне, ему была выставлена стопка его книг о полётах и путешествиях. Вот так «скоропалительный брак» заключённый в одночасье без согласия родителей продержался 22 года. Разводу во многом способствовало несходство характеров. Егор – ярко выраженный лидер, и Ирина – ярко выраженный лидер. Когда дети жили с ними, это сглаживалось, когда остались одни, стало проявляться в полной мере, спорили по «поводу и без повода». У старика в семье мама с отцом тоже оба лидеры. Но у отца хватило ума во множестве «мелочей» уступать своей жене. И когда кто-то из его друзей заметил: «Она же тебе на шею садится», - отец ответил: «Будет какой-то принципиальный вопрос, я ей не уступлю, но в остальном, почему бы не побаловать женщину!» Мне, к сожалению, мудрость отца не передалась, - подумал старик…

     И ещё, что тоже сказалось, безусловно, хотя Ирина об этом вслух не говорила, но это чувствовалось в осуждающих взглядах, в оценке друзей Егора, таких же «бродяг, как и он. Ира по натуре домоседка, она с удовольствием возилась на даче, благоустраивала квартиру и терпеть не могла палаточный отдых. Все парашюты, горные лыжи, тренировки по каратэ, походы по горам мужа – это всё, по её  мнению,  давно надо было прекратить и заниматься «солидными» вещами: машина, квартира, дача, поездки в санаторий и так далее, как все «нормальные» люди. Но, вспоминал старик -  мы могли бы жить и дальше с таким «ворохом противоречий», как жили до этого. Если бы она дала мне время подумать ???

    Как бы там ни было, я бесконечно благодарен Ирине за прожитые годы, - подумал старик. Она была настоящей женой полковника и командира полка. Никогда не жаловалась на трудности военной жизни, поколесила со мной по гарнизонам, 7 переездов - это вам не “один пожар” пережить; не “сидела у мужа на шее”, когда не было работы по специальности, без диплома работала учителем физкультуры в школе, преподавателем аэробики, тренером волейбольной команды; а главное, не давала поводов для ревности и обеспечивала надёжный тыл. Именно во-многом благодаря её заботе я отлетал надёжно 22 года интенсивной лётной работы. Сейчас она живёт в Санкт-Петербурге, периодически летает к дочери в Испанию, помогает ей воспитывать внуков, но замуж повторно так и не вышла. Иногда мы перезваниваемся, и я желаю ей Любви, Здоровья и Удачи во всём! - мысленно сказал про себя старик о своей  первой жене и попытался представить, чем она сейчас занимается.