Заметки восхищенного зрителя

Романов Владимир Владимирович
Необыкновенно поэтичный, фантастически музыкальный, ослепительный и жизнеутверждающий спектакль " Песни нашей коммуналки ", поставленный в "Театре у Никитских ворот", растревожил сердце, согрел душу и разбудил память. Это спектакль-праздник, спектакль-воспоминание. Сценические декорации коммунального быта достоверны до мелочей и узнаваемы до боли.
В начале на сцену вышел режиссер-постановщик Марк Розовский, и, ностальгически-задумчиво, чуть волнуясь, рассказал залу немного о своем "коммунальном" детстве, войне, довоенных и послевоенных годах, друзьях и, конечно же, - о песнях той поры, оставшихся в памяти сердца навсегда.

Погас свет и зазвучала песня в исполнении Юрия Визбора. Режиссер ходил по сцене, направляя луч своего фонарика в различные точки зрительного зала, фрагментарно выхватывая из темноты отдельные лица и всматриваясь в них. Словно, вспоминая былое, искал с надеждой кого-то, безвозвратно далекого. Потом зажегся свет , раздались первые гитарные аккорды и артисты рванули с места в карьер - закружился песенный вихрь, завертелся красочный калейдоскоп колоритных персонажей из прошлого. А мы понеслись "по волнам нашей памяти", полностью погружаясь в пространство сценической коммуналки, где песни вырвались на волю, как птицы из запертой клетки, и зажили собственной жизнью, яркой и талантливой.

Каждая из этих ушедших и полузабытых ныне песен была когда-то знаменита и неотделима от своей эпохи, являясь ее неотъемлемой частичкой, символом. Звучал городской, дворовый и одесский фольклор, лагерная и любовная лирика, песни военных лет, и просто - хорошие и жутко смешные песни. Но это был вовсе не "песенный концерт" артистов. Это был ТЕАТР. И каждая песня была маленьким театральным шедевром, ожившим фрагментом воспоминаний, которые рождались благодаря искрометной игре актеров, их филигранной бесшабашности, творческому задору и феерическим перевоплощениям. Динамика действия была бешеная, сценическая энергетика зашкаливала.

Бурлящее " половодье чувств ", буйство фантазии, звуков и красок находились в чудесной гармонии друг с другом - подчиняясь воле и замыслу режиссера, который принимал самое непосредственное участие в этом потрясающем театральном действе и был на сцене в течение всего представления, тонко дирижируя творческим процессом ( иначе бурлящий поток эмоций и экспромтов, наверное, мог бы стать неуправляемым ). Актеры были в ударе.

Об актерах хочется сказать особо. Абсолютно все играли превосходно и выделять кого-то не хотелось ( не смотря на то, что мы с супругой имеем определенные актерские пристрастия). На сцене был блистательный АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ, где каждый был великолепен индивидуально, но при этом, все актеры воспринимались именно как слаженный, дружный, согласованный ансамбль высокопрофессиональных исполнителей. В этом - несомненная заслуга режиссера.

По окончании действия Марк Григорьевич представил залу каждого из участников спектакля. И видно было, что он любит своих актеров, как своих детей. Прочитайте на сайте театра " У Никитских ворот " - КАК режиссер говорит о каждом из актеров своего театра, находя самые нужные и добрые слова, нигде не повторяясь. Обязательно прочитайте.
Театр "У Никитских ворот" имеет свое неповторимое лицо и глубоко индивидуальный творческий почерк. Это - Студийный театр в самом Высоком понимании этого слова, в него хочется приходить снова и снова.

Мы в молодости жили в коммунальной квартире в одном из арбатских переулков, около Спасопесковского "кружка". Соседи нашей древней коммуналки были людьми весьма самобытными. Чего стоил один Аркаша, обладатель мощного, почти "левитановского" голоса, который по утрам периодически катался в вагонах метро, где артистично-выразительно и громоподобно, как иерихонская труба, объявлял ошалевшим пассажирам остановки. Так несостоявшийся диктор "отводил душу". Короче, соседи попались замечательные и добрые, жили мы с ними дружно, были молоды и счастливы.

Потом дом расселили и жильцы разъехались - кто куда. И песни нашей арбатской коммуналки улетели следом, но, как оказалось, совсем недалеко - приземлившись в уютной квартире у Никитских ворот. Мы видели и слышали их. После спектакля не хотелось покидать Театр, в душе звучало - " До скорого свидания ! ".