Хатты, хетты и аланы. Что общего?

Валентин Валевский
              Хатты, хетты и аланы. Что общего? Насколько известно, эти древние этносы в той или иной степени связаны с северокавказскими языками, а наиболее тесно связан с ними именно хаттский этнос. О родстве северокавказских языков (абхазо-адыгских и нахско-дагестанских), а также возможных генетических связях хаттского языка с абхазо-адыгскими языками в Вики-источниках говорится следующее:

«Северокавказская семья — объединение двух групп кавказских языков — абхазо-адыгской и нахско-дагестанской. С первыми С. А. Старостин сближает хаттский язык, а со вторыми — хуррито-урартские языки.» См. Вики-источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/54842

Таким образом, с хаттским языком всё более-менее ясно, однако хеттский этнос был уже индоевропейской надстройкой или наслоением над ним, а вот что касается аланов, то с аланами всё гораздо сложнее. Некоторые лингвисты видят родство алан с осетинами, но последние исследования говорят, что осетины являются языковым наследием асов, язов или языгов, что имеет отношение к ираноязычным сарматам, а к аланам только опосредованно, ибо сами ясы являлись потомками аланов, но не самими аланами. Это подтверждается на лингвистическом материале языка венгерских ясов, переселившихся в Венгрию в XIII веке. Ныне этот язык считается мертвым, однако язык близких к ним осетин продолжает здравствовать и поныне. Разумеется, что осетинский язык хоть и отнесен к северокавказскому региону, но северокавказским языком не является, хотя некоторые грамматические установки сближают осетинский с северокавказскими языками. Из трудов  В. И. Абаева в этой области можно сделать довольно определенные выводы:

«Долгая изоляция (осетины несколько веков были единственным индоевропейским народом в регионе) привела к тому, что осетинский язык обогатился необычными для индоевропейских языков явлениями в фонологии (абруптивные «смычно-гортанные» согласные), в морфологии (развитая агглютинативная падежная система), в лексике (слова с затемнённой этимологией, семантические параллели и явные заимствования из адыгских, нахско-дагестанских и картвельских языков) и синтаксисе (групповая флексия, система послелогов вместо индоевропейской системы предлогов, безаккузативная парадигма склонения).» По исследованиям В. И. Абаева, см. Вики-источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8577

              Принимая всё это во внимание, сразу отмечу, что я не большой знаток северокавказских языков, хотя вполне могу отличить языки нахско-дагестанской группы от группы абхазо-адыгской, что дает мне право с этими выводами в какой-то степени согласиться. Вообще этот этнический пласт интересовал меня в свое время хотя бы уже потому, что меня волновало языковое влияние северокавказской культуры на язык ираноязычных аланов, населявших в древние времена территорию Северного Кавказа и несомненно повлиявших на формирование многих народов этого региона. Факт этот интриговал меня прежде всего с той стороны, что аланы, согласно одной из гипотез, были одним из главных народов наряду с протославянским ядром, участвовавшим в формировании древнепольского этноса. Известный польский ученый Тадеуш Сулимирский (Tadeusz Sulimirski, 1898 – 1983, польский археолог, историк, доцент Львовского университета, доктор права и философии, профессор доисторической археологии Ягеллонского университета в Кракове; наибольшую известность получил в связи со своими работами про ираноязычных сарматов) в своей знаменитой книге «Сарматы. Древний народ юга России» в части «Поздний сарматский период: середина I - IV век н.э.» и главе «Следы сарматов в Польше» согласно археологическим данным, в частности, заключает следующее:

«Археологические данные заставляют предположить, что западные аланы (возможно, это были анты) распространились на территорию современной Польши, где они представлены как отдельная ветвь. В первых веках нашей эры Польшу заняли славянские народы пшеворской культуры, но в начале III века их культура подверглась существенным изменениям.»; «Королевство аланских антов в Польше просуществовало недолго и в V веке было покорено гуннами, пришедшими из Венгрии. Тем не менее древние сарматские традиции сохранялись в Польше еще в течение долгого времени. Вера в сарматское происхождение поляков была широко распространена среди польского дворянства. Тамги появляются на монетах XI века и сохраняются в польской геральдике, где они появляются в стилизованной форме полумесяцев, стрел, подков и т. д.» Тадеуш Сулимирский, «Сарматы. Древний народ юга России». М.: Центрполиграф, 2008 г., источник: https://history.wikireading.ru/106501

              В отношении более древнего расселения аланов Вики-источники рисуют такую картину:

«Часть аланов с конца IV века приняла участие в Великом переселении народов, в то время как оставшиеся перешли к оседлости на территориях, прилегающих к предгорьям Кавказа. Племенной союз аланов стал основой объединения аланских и местных кавказских племён, известного под названием Алания, и образования в центральном Предкавказье раннефеодального государства, просуществовавшего до татаро-монгольского нашествия.
Татаро-монголы, разгромившие Аланию и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье. Там они сохранились в форме осетин, с предполагаемым влиянием местных племен. Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и культуре и других народов Северного Кавказа.» См. Вики-источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/75160

              Последние исследования показывают, что к реальным аланам осетины имеют в основном только косвенное отношение и являются северокавказским народом, перешедшим на один из скифо-сарматских языков (восточно-иранской подгруппы иранских языков) в результате ассимиляции, однако, по всей видимости, язык аланов по своей форме и произношению был несколько отличным от предкового осетинского и, несмотря на свое явное родство со скифо-сарматскими языками, имел особую фонетическую структуру и в чисто фонологическом плане имел немало общего с абхазо-адыгскими языками, хотя в лексическом и грамматическом отношении с последними не обнаруживал никакого сходства. Чем это может объясняться? Может быть тем, что какой-то народ в прошлом перешел на другой язык, но сохранил произношение языка-предшественника? Похоже на то. И положительные примеры тому есть. Как известно, в свое время, переселившись на Балканы, булгаро-тюрки перешли на славянский язык (ныне болгаро-славяне), но сохранили немало от произносительных черт предшествующего языка. Разумеется, что ничего общего у булгаро-тюрков с аланами нет. Это даже не родственные народы. Однако нас волнует этот пример как факт перехода одного из народов с одного языка на другой. Само собой разумеется, что именно ираноязычные аланы, со временем переселившиеся на Кавказ, как-то соприкасались с ареалом распространения абхазо-адыгских языков, а возможно, даже и с более их ранней формой на территории Малой Азии, более близкому языку хаттов, в родстве с которым, согласно исследованиям С. А. Старостина, ныне не приходится сомневаться. Впрочем, языковые контакты индоевропейцев с последними известны с древнейших времен и оставили свое наследие в виде памятников древнехеттской письменности, что также подтвердило, что хетты были, по-видимому, индоевропейским народом отчасти смешанным с хаттами, что видно хотя бы по преемственности их этнонима. Полагаю, что в те далекие времена с культурой хаттов соприкасалась и какая-то ираноязычная индоевропейская общность, которая выделилась в виде аланского этноса, но это только гипотеза. В любом случае всё это требует проверки фактов.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Для дополнительного чтения:

«Сарматы и скифы. Мифы и реальность»
http://www.proza.ru/2011/10/02/304

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

в качестве иллюстрации к материалу произведения
представлен рисунок из доступного веб-источника:
http://imageup.ru/img171/4675220/medieval-alans.jpg

© Copyright: Валентин Валевский, 2014, Стихи.ру
Свидетельство о публикации №114012804938