Звезда среди звезд. Памяти Мишель Морган

Елена Грислис
                "Самые красивые глаза кинематографа навсегда закрылись этим утром во вторник, 20 декабря, на 97-м году жизни", — сообщалось сегодня в мировой прессе. Великой Мишель Морган уже нет...Во Франции  скончалась легенда мирового кино. Позволю себе напомнить вехи ее биографии и остановится на двух фильмах. Один из них, а именно "Большие маневры" мне хорошо знаком. Итак...

          МОРГАН (Morgan) Мишель (наст. имя и фам. Симона Руссель) (р. 29 февраля 1920), французская актриса театра и кино. Дебютировала в середине 1930-х гг, получив известность в ролях «инженю». Наиболее значительные фильмы — «Майерлинг» (1936, режиссер Анатоль Литвак), «Простофиля» (1937) и «Гроза» (1938, оба — Марка Аллегре).

         В конце 1930-х гг. сформировалась кинематографическая пара Морган — Ж. Габен, вошедшая в историю кино («Коралловый риф» М. Глейзаж, «Набережная туманов» М. Карне, 1938; «Буксиры» Жана Гремийона, 1941) как знаковый символ французского «поэтического реализма». Всемирную славу актрисе принесла роль Нелли в фильме "Набережная туманов" (1938) режиссёра Марселя Карне, где она снималась вместе с Жаном Габеном. Именно с этого времени Мишель Морган назвали обладательницей "самых красивых глаз" в истории кинематографа.

         В чем же смысл фильма ставшего одним из лучших образцов «поэтического реализма»? «НАБЕРЕЖНАЯ ТУМАНОВ» (фр. Le Quai des brumes) — французский художественный фильм режиссёра Марселя Карне, созданный в 1938 году. Карне неслучайно предложил экранизацию романа Пьера Мак-Орлана «Набережная туманов», опубликованного в 1927 году. Писатель воспевал в своем романе «поэзию и тайну улиц», что собственно, и нашло своё воплощение в том направлении, которое позже получило название «поэтического реализма». «Набережная туманов» — вторая совместная работа Марселя Карне и Жака Превера. Первый их фильм, «Странная драма» (Dr;le de drame), в 1937 году провалился на премьере в парижском кинотеатре «Колизей». Но это не повергло кинорежиссера в уныние, его вдохновила статья писателя, остро чувствующего эпоху. В опубликованной ещё в 1932 году статье «Реализм некоторых фильмов пробуждает социальную фантастику» Мак-Орлан призывал кинематографистов к созданию «романтизма будничности". И созданным фильмом это течение получило право быть и продолжить свое существовании уже в кинематографе.

               Сюжет сложный и жизненный.  Солдат французских колониальных войск по имени Жан автостопом добирается до Гавра, дабы затем сесть в портовом городе  на пароход и покинуть Францию. По судя по тому, как вояка прячется от людей в военной форме, можно догадаться, что он дезертир. Блуждая по городу в поисках ночлега, солдат сталкивается с мелким вором и тот отводит его в кабачок некоего Панамы на берегу моря, где находят себе ночлег и приют бездомные. Здесь Жан знакомится с художником Мишелем, не подозревая, что того ищут бандиты. Художника, пребывающего в депрессии, утешает только случайная знакомая девушка Нелли, которую принимает за проститутку. Это в то время, как за пределами ночлежки, ее "крестный" - воспитатель Забель  связан  с бандитами, ищущими бедного художника. Но никто из них пока не подозревает, что художник скрывается в кабачке. Все эти персонажи сразу или позже встретятся на пути главного героя - Жана, в исполнении самого популярного тогда артиста Франции Жана Габена. Роль же юной красавицы Нелли играла звезда восходящая - Мишель Морган. И следует признать, что утонченная, хрупкая Мишель Морган идеально вписалась в стихию "поэтического реализма", пронзительно намекая на скорую обреченность.

             В фильме завязывается и в дальнейшем  происходит целый ряд эпизодов, наполненных коллизиями и и жизненным драматизмом. Как-то прогуливаясь по набережной, бывший солдат Жан, уже переодетый в штатское, и Нелли сталкиваются с бандитами; их главарь Люсьен, молодой человек из хорошей семьи, давно и безуспешно добивающийся благосклонности Нелли, (впрочем, как и ее вышеупомянутый "воспитатель"), пытается силой увести девушку с собой, но солдат приходит ей на помощь.Разворачивающиеся события представляют лихо закрученный сюжет, поражающий реализмом и яркой психологией образов. Безысходность невостребованной любви невольно свяжет основных действующих лиц фильма.
 

          И роман и сценарий во многом отличались друг от друга.
В романе центр действия — кабачок «Проворный кролик», обычное монмартрское кафе начала века. Здесь ненадолго пересекаются и вновь расходятся судьбы героев Мак-Орлана: солдата, дезертировавшего из колониальных войск, мясника Забеля, девушки Нелли, Жана Раба — молодого человека без определенных занятий, художника-немца, обладающего даром с помощью живописи угадывать места, где совершаются преступления. В романе Забель за совершённое убийство заканчивает свою жизнь на гильотине; художник, чьи уникальные способности используют сыскные органы, не выдержав этой роли, вешается; Жан Раб, мобилизованный в армию, погибает в перестрелке; а солдат нанимается на службу в Иностранный легион; Нелли становится роскошной проституткой и наслаждается своей судьбой.               

               В сценарии же, написанном Превером, сюжет романа претерпел существенные изменения: у Мак-Орлана действие разворачивается на протяжении 10 лет — с 1910 по 1919 год — во Франции, в основном в Париже, на Монмартре, Превер перенёс его в портовый Гамбург. «… Мы выберем порт, — говорил Превер, — потому что все порты похожи один на другой, там жизнь проездом, там путешествует приключение».  Жак Превер в своём сценарии соединил разрозненные и почти не связанные между собой сюжетные линии романа; два героя, Жан Раб и солдат-дезертир, слились в одного — солдата по имени Жан. Забель из мясника превратился в ростовщика, одержимого двумя страстями: любовью к музыке и любовью к Нелли, которую Превер сделал его воспитанницей. В сценарии сюжетообразующей стала тема обречённой любви.

             Фильм делался для Габена, который в то время был настолько крупной величиной в кинематографе, что авторы решились на столь кардинальную переработку сценария. «Поэтому, — пояснял режиссёр, — мы построили сюжет так, чтобы он стал центральной фигурой». Съёмки фильма планировались в Германии, однако представление сценария в министерство пропаганды закончилось скандалом; Геббельс запретил «плутократский, декадентский, пессимистический сценарий». В конце концов контракты Габена, Прево и Карне выкупил у УФА продюсер Грегор Рабинович, и действие фильма было перенесено во французский Гавр.

             У французской цензуры сценарий также вызвал сомнения; в конце концов снимать фильм Карне разрешили при условии, что слово «дезертир» ни разу не будет произнесено, а солдат, сняв форму, аккуратно уложит её на стул, а не разбросает по комнате, как первоначально предполагалось в сценарии. Костюмы для Нелли подбирала сама Коко Шанель. Мак-Орлан, посмотрев фильм, воскликнул: «Потрясающе! Вы изменили всё: эпоху, место действия, персонажей… И, как ни странно, при этом дух книги передан абсолютно точно».  Роль Нелли была первой воистину большой ролью очень молодой актрисы  Мишель Морган. И она с ней справилась превосходно! Как отмечала пресса, звезда 18-летней старлетки с бледным печальным лицом взошла в вечер премьеры.

                Во время Второй мировой войны Мишель Морган работала в Голливуде. Сразу по возвращении во Францию снискала оглушительный успех участием в ленте Жана Деланнуа «Пасторальная симфония» (1946).  С тех пор ее карьера на родине развивалась как нельзя более удачно. Морган много снимается, национальная фактурность позволяет ей играть в исторических картинах разных жанров: «Большие маневры» (1956) Р. Клера, «Мария-Антуанетта» (1955) и «Собор Парижской Богоматери» Деланнуа, «Когда б Париж поведал нам» и «Наполеон» (1954).



           «БОЛЬШИЕ МАНЕВРЫ» (фр. Les Grandes Manoeuvres, 1955) — французский художественный фильм Рене Клера. Сюжет вроде бы прост. Накануне войны 2014 года красавец-офицер Арман де ла Верн заключает со своими друзьями пари, в котором он обязуется до начала манёвров соблазнить пикантную, находящуюся в разводе, парижанку — Мари-Луизу Ривьер.

          Но изумительное цветовое звучание фильма, как будто составленное из еще неизвестных картин импрессионистов, завораживает. А особенно красота и игра самых знаменитых, находящихся на пике популярности артистов, ЖЕРАРА ФИЛИПА И МИШЕЛЬ МОРГАН.

           Вот он, изысканный лейтенант кавалерии Арман де ля Верн. Он молод, красив, и пожалуй, столько же легкомысленен, о чем знает весь город. Обыватели не устают судачить о похождениях Армана и немало местных красавиц побывало в объятиях лейтенанта, а многие из тех, кто ещё не побывал, наверняка мечтают об этом. Кажется, экран дышит запахами тончайшего политеса и тайной эротики. Это действительно Франция, которую ни с чем не перепутаешь.

         Однако, новоявленный Дон-Жуан  лишь развлекается: сердце его пока никем всерьез не занято. До отправки кавалерийского полка на большие манёвры остаётся месяц, как вдруг... авантюрное пари, которое заключают с ним друзья. Повеса и вертопрах, этот красавчик-офицер обещает своим товарищам, что покорит очередное женское сердце. Суть пари в следующем: за оставшиеся 30 дней Арман должен соблазнить ту из женщин города, на которую укажет жребий. И казалось бы, что может быть проще подобной задачи для отъявленного покорителя женских сердец? Но, к его разочарованию, жребий указывает не на легкомысленную молоденькую кокетку, а на  женщину  бальзаковского возраста - Мари-Луизу, которая вот-вот должна во второй раз осуществить свою мечту - выйти замуж за добропорядочного господина. В роли серьезной, благородной и содержательной мадам выступила звезда французского кинематографа — Мишель Морган. И перед мужчинами мира предстала утонченная миниатюрная француженка средних лет с вопрошающим взглядом лучистых фиалковых глаз.
          
        Итак, не намеренная крутить романчики и флиртовать с молоденькими офицериками, строгая мадам Ривьер, кажется, способна лишь на серьезные отношения. Но судьба посылает ей Армана де ла Верна… Даже не догадываясь о пари, она долго отклоняет все ухаживания лейтенанта. Но гораздо большей неожиданностью становится тот факт, что Арман… искренне влюбляется в объект своего спора! Но как можно ей довериться ТОМУ, про которого рассказывают ТАКОЕ!? Вот уж где поистине крутится жизненный водевиль, в котором репутация человека становится тормозом к проявлению чувств вспыхнувшей любви.

         Фильм может показаться, на первый взгляд, даже пошловато увеселительным. Но присмотритесь, как и в других работах Рене Клера, смешное здесь соседствует с грустным, а легкомысленное с глубоким. И не стоит до конца доверяться видимому. Игривость, сладкая музыкальность и комедийность лишь фон , — за которым есть то, что по настоящему скрыто. Это боль невысказанности, это печаль от предчувствия трагического "финала". И действительно,  тем более, что фильм имеет, на самом деле, альтернативную концовку. Я читала о ее содержании: Арман де ла Верн выигрывает пари, а соблазненная и оставленная Мария-Луиза открывает газ. Что делать, полк уходит на Большие Маневры!

          Фильм «Большие маневры» великолепен своим ярким внутреннем содержанием как персонажей фильма, так и игрой самих актеров,и, в первую очередь, Мишель Морган.  Стоит ли убеждать в этом? В том, что актёрский дуэт Жерара Филипа и Мишель Морган смотрится не просто интересно, а первозданно. Да, это французы 1914 года, по типам - рафинированный красавец - бравый офицер кавалерийского полка и "дама" в самом высшем понимании этого слова -  с прекрасным вкусом и аристократическими манерами. Их знаменитый вальс относится к лучшим кадрам мировой кинематографии. Такую грацию не отшлифуешь, не подделаешь... Она совершенно естественна, так как состоит в природе самых артистов, являющих собой эталон изящества. Произошло полное стирание граней между тем, что заложено природой и высоким искусством.

            Список кинозвёзд, однако, не ограничивается этими двумя именами.В картине участвовали известный комедийный актер и сценарист-режиссер Ив Робер (сыгравший друга Армана лейтенанта Леруа), и другие достойные французские артисты — популярный, преимущественно театральный, актер Жан Десайи, сыгравший кандидата в мужья главной героини, а также певица Магали Ноэль, кстати, и сыгравшая певицу по имени Тереза. Причем, постоянно звучавшие  мотивы исполняемой ею французской песенки прекрасно переплетались с фабулой самого фильма.

           Наконец, в фильме снялась очаровательная Брижит Бардо (в роли Люси), которую лишь после этого фильма критики признали как актрису. Но нужно отметить, что не только с молоденькой Бордо, но и среди  французских романтических дам  того времени, (в число которых входили и более старшая Даниэль Дарье, и младшая на четверть века Денев), роль королевы  - вне зависимости от прошедших лет и частоты появления на экране - принадлежала исключительно Мишель Морган. Я бы даже "окрестила" ее "феей красивой меланхолии", настолько ее образ кажется непостижимо прекрасным и недоступным, лишенным обыденности. А если спуститься с небес на грешную землю и сказать  проще, то  усталая грация актрисы и ее тонкое лицо в оправе платиновых волос явили свидетельства светлой печали по утраченным иллюзиям, и, вместе с тем, несуетливого достоинства. Возможно, что в этом и состояли  "культурные особенности" самой Европы в военные и послевоенные годы ХХ столетия. Ведь экран, как в зеркале, может отражать духовное бытие людей.

        В целом, образцовая романтическая мелодрама, в которой легкий юмор и лирический настрой сочетаются с подлинной страстью и серьезным подтекстом. Тонкость и изящество, изысканность и благородство — качества, которыми могут похвастаться лишь фильмы, снятые подлинными мастерами. Поэтому картина Рене Клера "Большие маневры" может претендовать только на высшую оценку в этом жанре. Сама же Мишель Морган стала своеобразной эмблемой французского кино, воплощающей миниатюрную красоту, тончайший стиль и загадочную меланхолию.

           Мишель Морган — одна из немногих актрис старшего поколения, к которым проявили интерес режиссеры «новой волны» («Ландрю» К. Шаброля, 1962) и более молодые постановщики («Кот и мышь» К. Лелуша, 1975 и «У всех все в порядке» Джузеппе Торнаторе, 1990).Была председателем жюри фестиваля в Канне, написала автобиографию, продолжала выступать в театре. Причем, приобретя  всемирную славу в ранней молодости, она успешно снималась вплоть до конца 1990-х, не испытывая в своей жизни никаких явных метаморфоз и пронеся через несколько бурных десятилетий постоянство своего имиджа — гранд-дамы французского кино.

             Актриса завоевывала премии Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль (1946), почетных премии "Сезар" (1992) и "Золотой лев" (1996) за выдающиеся заслуги в кинематографе. В 1960 году Мишель Морган удостоилась звезды со своим именем на "Аллее славы" в Голливуде. Советские и российские телезрители также не забудут французскую кинодиву редчайшего таланта и шарма. Светлая память. 


                20.12.16


_______________

Фото(из интернета): Жерар Филип и Мишель Морган в фильме "Большие маневры".