БОЛЬ

Алексей Студнев
                Рассказы знакомого пономаря.

                БОЛЬ.
История эта приключилась со мной прошлым летом. Ездил я тогда с группой православных братьев и сестер в паломничество в Сергиев пасад.  Группа была небольшая, всего то человек десять. Народ был разный и по возрасту и по положению. Это видно сразу бывает, положение - то человека. По умению держатся, по манере разговора и даже взгляд, и тот о многом сказать может. Не даром говорят- глаза зеркало души. Даже как человек кушает, много выводов можно сделать. Военные например несколько спешат. Оно и понятно на все у них в армии время определенное отведено. При разговоре тоже человек как на ладони открыт, даже если что то и пытается скрыть всё равно от внимательного взгляда не утаишь. Не зря говорили в старину – молчанье золото. Ехали с молитвами Божьеми, да псалмов песнопением. В автобусе было прохладно от кондиционера, не смотря на жаркую погоду за окном. Моё внимание привлек один мужчина средних лет. Не сказать чтобы вел он себя обособленно, но явно было видно что мучит его вопрос какой-то. И поглядывает он на меня,  вроде как заговорить пытается. Я это сразу приметил. И решил сам заговорить первым, что бы человек не мучился.  На одной из остановок расселись под тенью деревьев прямо на траву. Достали скоромную пищу, у кого что было и принялись трапезничать. А после трапезы  я заговорил с этим человеком первым.
. Поинтересовался как его зовут, и что его сподвигло отправится в паломничество.  На что он ответил, что зовут его Дмитрий, и в паломничество он отправился по зову сердца. Человек но был воспитанный. Видно было, что он хочет сказать что то еще, да не решается. И я, видя это, решил задать вопрос напрямую. И вот что он мне поведал.
- Я, брат очень люблю читать, меня с детства к этому мои родители приучили. Часто хожу в библиотеку. Так как покупать собственно нечего, одни детективы, зачастую бездарные, или того хуже романы любовные. Которые и романами назвать стыдно один на другой похожи, как под копирку. Своя библиотека есть, не плохая да уж по нескольку раз перечитал ее,  вот и приходится в районную библиотеку ходить.
Прихожу однажды в окурат под девятое мая, и смотрю  стенд стоит красивый такой и оформлен со вкусом. Название такое броское  « Наши герои Великой Отечественной войны» Подошёл поближе присмотрелся, лица на фото знакомые, у меня дед фронтовик был, царствие ему небесное, всю войну прошёл ранен был не раз, имел несколько наград правительственных. Так вот я с ним еще мальчишкой на все парады ходил и многих защитников наших знал, можно сказать  в лицо и со многими был знаком. Так вот вижу фото директора школы нашей он офицером был во время войны, майором, выводил солдат из окружения в сорок первом, звали его Иваном Андреевича. На фото он серьезный такой в костюме, скромно без наград с одними колодками.  А следующая фотография, дяди Пети он у нас в детском саду садовников работал добрый такой был человек. Сильно прихрамывал после ранения, в сорок четвертом. Ну а со следующей фотографии на меня смотрели добрые глаза нашего паромщика дяди Вани. Дядя Ваня наш герой был, в сражении за город Ростов на Дону, Под городом Батайском, что рядом с Ростовом, он артиллерист- мальчишка, со своим расчетом удерживал роту немцев, в сорок третьем, за что и получил орден красной звезды. Смотрю ниже и глазам не верю, смотрит на меня с фотографии местный радист, что районные точки обслуживал, все любил байки про войну рассказывать, а сам как позже выяснилось в сорок пятом после курсов ускоренных, по подготовке водителей получает направление на фронт и пока до передовой доехал война то и кончилась. А по закону он считается, призванным на фронт, стало быть и воевал… Нагнулся я к портрету поближе, стою рассматриваю боевые награды, в кавычках, вся грудь ими увешена и не одной боевой все как одна юбилейные. Их каждый год, практически, фронтовикам давали, да вот только не любили их фронтовики, считали не существенными. Ведь настоящая то награда, она в бою добывается.  Смотрю дальше ищу деда своего, соседей ищу, по улице нашей, которые кровь проливали и многих не нашёл. Выборочно постарались организаторы, где фото покрасивее да грудь усыпана. Вот и заболела моя душа, святой отец. Что же это получается? Неужели молоденькие девчонки, к Великой Отечественной, формально подходят. Не удосужились поднять архивы, сходить в военкомат, навести справки? Это же какой плевок в спину тем кто действительно воевал, кто от ран до сих пор ночами не спит.
Спросил я у девушки сидящей за столом, кто это? Она мне очень просто ответила, там же написано. Хотел я было  возмутится, да не стал. Не поймут!  Подумают что из-за тщеславия ссору затеял, из-за деда. Хотя я и в мыслях не держал этого. Просто очень уж меня задел сам подход к такой серьезной теме. Если внуки начинают забывать о героях  той проклятой войны унесшей десятки миллионов жизней, так что можно говорить о правнуках.
Понимаете, брат не болит оно уже вот здесь, у нового поколения - и он ударил себя в грудь кулаком.- У сыновей болело, а вот у внуков нет . Они  и не помнят кто с кем воевал, не говоря уже о героях. В школе « Горячий снег» наспех пробегут,  « Они сражались за Родину», по главам!!! И все. Ну краем глаза « Судьбу человека» глянут.  А  правнукам вообще это уже не «интересно» слово то какое нашёл. Не волнует это никого. Когда мы героев войны с участниками в одну шеренгу ставим. Я совершенно не про то, что участников надо забыть они тоже горя хватило. Всем досталось и в тылу и на фронте. Вот только когда я вижу боевого офицера героя, рядом с тем кто ходил и гремел юбилейками , не снимая даже в бане. Вот здесь предел терпения кончается.  В девяностых помню какой-то щегол, разбирал по полочкам подвиг Александра Матросова и дописался до того, что и подвиг то его, вовсе не подвиг. Или про Зою Космодемьянскую, вроде как тоже не в себе была девчонка, с дуру дома с фритцами поджигала. Ну знаете, это уже ни в какие ворота… Хочется кричать, люди вы что, совсем спятили. А начинается все, мне кажется, вот с такой формальности. Кто-то не прочитал, кто-то ошибся, кто-то не доглядел. И превращается наша история в фарс. Там священник говорит, что Русь до хрестьянства была варварской, а кто-то с пеною у рта доказывает, что Иван Грозный был малахольный. История она ведь не любит неточностей, в результате теряем мы свою национальную гордость, своё русское достоинство.
Замолчал мой собеседник, а я долго думал, что ответить. Мы видим, как люди совершают ошибки – но мы не видим как они отвечают за них перед Богом.