Лекция по астрологии

Владимир Смолович
    Если бы мне месяц назад сказали бы, что я пойду на лекцию по астрологии, я бы просто улыбнулся  - как после слов о чем-то до смешного невероятным,  и не имеющим ко мне абсолютно никакого касательства.
    Но некоторое время назад я получил – через фейсбук – приглашение на такую лекцию.
    Тут же ответил, что  я, как человек, имеющий хорошее естественно-научное образование, считаю астрологию  лженаукой (или , если кого-то шокирует термин «лженаука» - псевдонаукой)  и тратить время попусту не намерен.  И, что бы не оставалось никаких сомнений о том,как я представляю  астрологию , выслал три вопроса.
    1. В каких признанных университетах мира есть кафедры астрологии?
    2. Назовите имена хотя бы двух-трех "ученых" - астрологов, которые были авторами нескольких монографий, получивших мировое признание
    3. Какой математический аппарат используют учебники по астрологии?
Эти вопросы – думал я – отобьют у любого астролога желание видеть меня среди слушателей.
    Но нет. Я снова через фейсбук получаю приглашение, полное комплиментов. Меня приглашают побывать на этой лекции именно потому, что я – в определенных кругах – известен как заядлый спорщик. Организаторы лекции хотят, что бы состоялась не просто лекция, а дискуссия.
    И я «клюнул» на эти комплименты.
    Обонятельного лектора звали Павел и он начал с исторического обзора. По ходу лекции – получил ответы на некоторые вопросы, которые я ранее сформулировал.
Почему ни в одном признанном университете мира нет кафедры астрологии? (Общепризнанными я считаю университеты, имеющие  рейтинг CWCU – напр. Сорбона, Беркли, Кембридж,  Принстон, Московский, Иерусалимский и т.п.) Павел объяснил это очень просто – предвзятое отношение, закулисные интриги, непонимание, продолжающееся веками. Напомнил, что в одной из европейских стран некоторое время лженауками считалась генетика и кибернетика (вы, конечно поняли о какой стране и о каком времени идет речь). Рассказал, что в Москве в свое время была открыта даже Академия Астрологии (об этом я слышал – в начале 90-х годах в Краснопресненском районе Москвы была зарегистрирована организация под названием «Академия Астрологии». Несовершенство законов. В те времена любую организацию можно было назвать академией – Академия Кинологии. Или Академия Цветоводства. Дипломы этой академии признаются только астрологами.). Также упомянул, что энтузиастам астрологии удалось добиться открытия кафедры астрологии на одном из гуманитарных факультетов МГУ.
    Я  проверил. На сайте МГУ www.msu.ru  есть список факультетов и кафедр. Кафедры астрологии в этом списке нет. Но упоминание о кафедре астрологии нашлось по поисковику МГУ. Нажал на соответствующий линк и получил личную страницу Член-корреспондента РАН Алисейчика П.А. На всякий случай зашел на сайт РАН (www.ras.ru) – и  действительно, там такой в списках не значится... По штатному расписанию МГУ – он – профессор  кафедры  Математической теории интеллектуальных систем. Чудеса – да и только.
    Книги  по астрологии, конечно нашлись. Пусть это не монографии, выдержавшие много изданий и переведенные на разные языки – но все же есть. Насколько успел полистать несколько  книг – в астрологии особенно не стараются соблюсти традиционную разницу между монографиями и учебниками – по каждой книге можно учиться, в каждой есть что-то новое.
    Ну а теперь собственно астрология.  Павел сосредоточился на предсказательной и натальной (т.е. связанной с датой рождения) астрологии  и привел примеры того, что перед каким-либо начинанием   стоит посоветоваться с астрологом. Поездка , скажем, начавшаяся 15 числа может привести путешественника к каким-нибудь проблемам (ехал на карнавал, а попал в больницу – для примера) – из-за неблагоприятного расположения звезд. Но спустя всего три дня , т.е. 18-го, когда звезды расположатся иначе, можно смело ехать. Конечно, совершенно не гарантировано что случится так, как предсказал астролог, но прислушаться надо.  Зато астрологическое объяснение удач/неудач уже произошедших событий работает безупречно. Например, пояснил, что для провозглашения независимости Израиля был выбран астрологически неудачный момент – 15 мая 1948 года. И как итог неудачно выбранной даты – затянувшийся арабо-израильский конфликт. Если бы подождали бы неделю – до другого расположения звезд – возможно этого бы конфликта и не было,- объяснял Павел, делая особое ударение на слово «возможно».
    Большую роль в предсказании играют планеты. Марс – к примеру – вошел в одну из сфер напротив даты предстоящей поездки – значит ехать опасно.
    Я не выдержал и поинтересовался у лектора – в силу каких своих свойств Марс оказывает на людей (по крайней мере, некоторых) столь негативное  влияние? Из-за слабой атмосферы?  Или магнитное поле не то?
    Ответ был великолепен. Астрологов свойства Марса – как планеты - не интересуют. Астрология – это не астрономия (добавлю от себя – т.е. не наука). С точки зрения астрологии – Марс – это красная точка на небе – и все. Красный цвет – это цвет крови и огня – и этим все сказано.
    (Для народов крайнего севера – красный цвет – это не цвет крови и огня, а цвет тепла и домашнего очага)
    Мне стало обидно за Марс. Когда-то – в  70 – 80-х годах я работал в области ракетной техники и  космонавтики. А где-то в конце 89  мне предложили работу в проекте  по Марсианской  межпланетной станции (ОКБ им. Лавочкина). Если бы на пару лет раньше – я бы бросился в это без оглядки! Но... Это был зенит перестройки и  мои представления о собственном будущем резко изменились. Но и несостоявшееся выработало у меня особое отношение к Марсу.
    Но вернемся к лекции. Я настаивал – на основании чего астрологи наделили планеты теми или иными свойствами? Почему  Венера связана с любовью и духовностью, а  Сатурн – символ противостояния и борьбы? Размеры? Состав атмосферы? Структура поверхности? Ответ был великолепен – это все из древнегреческой мифологии.
    Что и требовалось доказать – подобно тому, как наука основывается на законах - небесная механика , например, основывается н а законах Ньютона и Кеплера - астрология основывается на мифах древней Греции. Или на мифах других стран и народов. Персидские астрологи,например, используют культ тотемных животных (32 зверька в цикле)
   Слово  «Астрология» сочетает два корня: «Астра» - звезда и «Логос» - мысль. Астрология таким образом – это мысли о звездах. Но вряд ли поэт или архитектор смотрящий на звезды думает об их строении или  об их физических свойствах. Он размышляет о величии духа, о бренности мира, о любви и ненависти. Так зарождаются новые стихи, поэмы, живописные полотна. (кстати астрологические символы  широко использовались в средневековой (и не только) поэзии, живописи, скульптуре и т.д. Некоторые астрологические трактаты древней Греции дошли до нас как художественные произведения)
    Важный этап в астрологии – это трактовка предсказаний. Конкретика недопустима. Опора - на личность астролога. Прежде всего – эрудиция, знания, ибо астрология оперирует лишь общими понятиями - типа "успех", "неудача" и т.д.  Ни в одном  трактате по астрологии не написано, что случится , если Меркурий во втором доме, а луна ушла. А вот знание факта, что Аннушка пролила подсолнечное масло именно на трамвайных путях напротив ближайшего выхода от патриарших прудов может помочь. (В этом малюсеньком эпизоде Булгаков пародирует астрологические предсказания).
    Астроном может делать конкретные предсказания. Например, с точностью до минуты сказать, когда состоится следующее солнечное затмение. Потому что астрономия - это наука.
    Так что давайте не будем ломать копья. Астрология – это современная интерпретация древних легенд и верований, способная вдохновить деятелей искусства на творчество. И в таком виде она должна оставаться. А предсказывать будущее можно по кофейной гуще.  Или по картам Таро. Эффект будет тот же.
    Конца лекции я не дождался. Я ведь – по наивности – думал, что лекция займет час, а потом начнется дискуссия (ответы на вопросы). Но прошел один час, второй, начался третий – а лекция все продолжалась. Конечно, я (и некоторые другие) мешали своими вопросами «с места», но не на столько же! (Тем более, что лектор выказывал определенное неудовлетворение тем, что его перебивали, приходилось себя сдерживать). Но мое отношение к астрологии теперь стало более конкретным – из просто «лженауки» или «псевдонауки» оно переместилось в область мифологии.
   Так что лекция оказалась для меня полезной,  Теперь - при случае - можно  как  бы между прочим, заметить что астрология в наши дни – это не только «мысли о звездах», не только лженаука (или псевдонаука для тех, кому  термин «лженаука» неприятен) но и занимательная реинкарнация древних мифов.